Православие и алкоголь

Отрывок из статьи.

Человек, который потребляет алкоголь, табак или другие наркотики, в глубине души понимает, что он — человек порочный. И как всякий порочный человек, он ищет оправдание своему пороку.

Православие всегда категорически выступало против пьянства. Однако в последнее время довольно распространённым стало мнение, будто бы Церковь поощряет «культурное», «умеренное» употребление алкоголя. На самом деле это не так, поскольку священники, а в особенности — святые отцы Церкви, всегда старались полностью освободить от греховного влечения к вину своих духовных чад. Для христианина трезвость всегда была и остаётся неотъемлемой чертой характера, которая передаётся из поколения в поколение.

 

Священное Писание однозначно предписывает воздерживаться от любого употребления алкоголя. В древности одним словом «вино» — обозначали и свежий виноградный сок, и перебродивший, алкогольный. Отсюда все кажущиеся противоречия в тексте Библии. Таким образом, в очередной раз подтверждается непоколебимая истина: зло не в чрезмерном употреблении вина, а само по себе вино — зло.


Теперь становится понятным, почему в Библейских рассказах матери безбоязненно поят младенцев вином: на самом деле они поят их виноградным соком. Не вызывает недоумения и поучения апостолов, призывающих пить вино ради пользы для желудка. Исчезает противоречие, будто бы то пророки осуждают вино, то восхваляют.

Бог предусмотрел для нас калорийную, питательную еду и восхитительный сладкий напиток — виноградный сок. Проблема заключается в том, что благотворный Божий дар, виноградный сок, был извращён людьми: ему позволено было бродить. И сегодня результат налицо — миллионы людей, включая многих христиан, не ищут естественного наслаждения в принятии благотворных фруктовых соков, подобных виноградному, но жаждут временного возбуждения, принимая внутрь вино и другие алкогольные изделия. Влияние их — кратковременное снятие напряжения путём притупления чувств и, как следствие, — уменьшение способности сознательно наслаждаться Божьими дарами — натуральными продуктами.

Мог ли Бог законным образом рекомендовать умеренное употребление алкоголя, зная его вредное влияние? ведь умеренность лишь уменьшает, но не устраняет болезненные последствия принятия алкоголя. Это же касается и употребления табака. Выкуривание половины пачки вместо двух пачек сигарет лишь уменьшает, но не устраняет вред табака. Абсурдно и весьма опасно воображать, что Бог может одобрять и поощрять «умеренное» употребление алкоголя, который отравляет наш организм, независимо от количества потребления.


Некоторые доказывают, что Соломон предостерегает против пьянства, допуская умеренное потребление алкоголя (Притч. 23:33-35). Однако Соломон разрешает проблему неумеренного пьянства, призывая не к умеренности, но к полному воздержанию. Почему? Потому что источник всякого нечестия и страданий, приносимых опьяняющим вином или другими алкогольными изделиями, заключается не в злоупотреблении, но в самой их природе: они способны причинить боль, подобно укусу змеи и жалу аспида .(см. Притч. 23:32).

Когда мы примем библейское учение о том, что алкоголь бесчестит нас, мы перестанем доказывать, что хорошо просто не злоупотреблять им. Соломон осознал главную истину — проблема алкоголя не просто в злоупотреблении им, но в нём самом.  Природа опьяняющего вина и другого алкоголя заключается в том, чтобы обмануть и нанести вред личности, следовательно, мы не должны ни желать, ни пить его. Можно неправильно употреблять доброе, но плохое непременно повредит. Потому единственно безопасный курс — воздерживаться от всего, что опьяняет.

Миллионы людей, будучи вначале умеренными потребителями алкоголя, стали настоящими алкоголиками, принося огромный ущерб и себе, и обществу. Причина этих трагических результатов проста: алкоголь является наркотиком, который не только опьяняет, но также вызывает привыкание. Для некоторых людей хватает всего лишь небольшого количества спиртного, чтобы стать постоянно зависимым. Поэтому стоит всегда помнить библейское предостережение: «Не смотри на вино» (Притч. 23:31)


Десять гроздей пьянства.

Первая гроздь пьянства — это помрачение ума, потеря здравого смысла — способности правильно оценить и понять окружающее, так как от желудка, переполненного вином, алкогольные испарения поднимаются в голову, действуют на мозг. Поэтому многие в состоянии опьянения не помнят себя, сами не знают, что делают и что говорят, как будто сумасшедшие; и какое бы не случилось с ними зло, позорные поступки, побои, на завтра они ничего не помнят. Над такими исполняется написанное в Притчах: «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же…» (Притч. 23:35).

Второй гроздью является бесстыдство: пьяный никого не устыдится, потеряв совесть, речь его пересыпана  мерзкими, бессмысленными словами, которые обижают людей добродетельных; речь его бывает подобной стойбищу скота, наполненного смрадом нечистот, а язык — лопате, которая раскидывает эти нечистоты… Не есть ли сердце такого человека вместилищем всякого зла, из которого только и может выйти зло, по слову Евангелия: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:45).


Третья гроздь от лозы пьянства есть несоблюдение тайны. Пьяный откровенно рассказывает всем и каждому обо все тайнах, своих и чужих, которые заботливо сохранял в глубине своей души, молчал, когда был трезв. Пьяный припоминает и то, что давно уже прошло и пришло в забвение, и как мертвеца воскрешает из гроба. И как легко пьяному изрыгать пищу из желудка, так же просто рассказать всем о своих и чужих тайнах; и пища, и тайны — в пьяном не держатся.

Четвертая гроздь содомской лозы пьянства есть половое возбуждение, блуд, от чего и предостерегает Апостол: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18).

Пятая гроздь, полная яда змеиного, есть злость, гнев, вражда, ссора, бранные слова и кровопролития. Упившись вином, люди бросаются яростно друг на друга. Вот почему и говорится с укором: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином…» (Притч. 23:29-30).


Шестая злостная, желчная гроздь из лозы пьянства есть повреждение здоровья, телесное изнеможение, дрожание рук, головная боль, ослабление зрения, болезни желудка, стоны, немощь, преждевременная старость, преуменьшение лет жизни и несчастливая смерть.

Седьмая гроздь — растрата имущества, потеря материального благосостояния, лишение выгод. «Рабочий, склонный к пьянству, не обогатиться» (Сир. 19:1). Как многие люди, которые из-за пьянства потеряли большое богатство и крайне обеднели! Пример этому — блудный сын из Евангельской притчи.

Восьмая горькая гроздь — утрата спасения. Как материальное богатство, так и духовные сокровища растранжириваются от пьянства, так как пьяный дерзко впадает во всякий грех. Того греха, которым трезвый человек гнушается, боится его совершить или стыдится, того самого греха не стыдится делать, не боится, не гнушается им человек пьяный.

Девятая желчная гроздь — гнев Божий: пьяница, пренебрегая заповедями Божьими, выливает на себя гнев Самого Бога через свои грехи. Вот почему пророк Исаия говорит: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (Ис. 5:11).


Десятый, самый горький плод пьянства есть окончательная погибель души. Другие грешники, когда настанет их смертный час, смогут раскаиваться и жалеть, что совершили грехи свои, так как они оценивают совершённое ими трезво; как же может покаяться умирающий пьяница, когда он не помнит себя, когда он не сознает, что наступает его смерть, которой он совсем не ожидал?

Главное лекарство для исцеления от пагубных привычек, питейной запрограммированности и даже алкоголизма — наша совесть. Это лекарство дано каждому от Бога. Тому, кто хочет избавиться от этих пороков, следует учиться жить и действовать по совести.

Для обретения духовного здоровья важно не предаваться унынию и стремиться хранить мир души.

В Основах Социальной Концепции РПЦ о проблеме наркомании говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошённость, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества.

Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь».


Некоторые монастыри принимают, наркозависимых реабилитантов, в нескольких приходских храмах регулярно проводятся молебны о страждущих недугом наркомании и ведется работа с ними и их родственниками.

В каком-то смысле люди используют как наркотик различные средства, меняющие их эмоциональное состояние, способствующие облегчению душевной боли, отвлечению или уходу от внутренних проблем. Таким средством может стать какое-то химическое наркотическое вещество или алкоголь, но может стать и что-то другое.

Все эти виды зависимости несут в себе грозную опасность, как для самого человека — для его физического, психического и духовного здоровья, так и для общества в целом. Приведёт ли подмена одной зависимости на другую к положительным результатам? Разумеется, нет.

В заключении отметим: деятельность Церкви в определенном прикладном смысле есть профилактическая работа по искоренению общественных язв, в том числе, и наркомании.

Источники информации:

kirk-bv.livejournal.com

Что христианское учение говорит об алкоголе? Лучше пить «в меру» или воздерживаться от спиртного? Что значит пить «в меру»? Кому и какие алкогольные напитки допускается употреблять?  Как алкоголь влияет на душу? Об этом и о многом другом пишет Александр Савельев.



Нередко приходится слышать, что пить надо культурно, «в меру». Однако мало кто задумывается о том, какова христианская культура употребления алкоголя. Современные «умеренно» (а с точки зрения христианства – неумеренно) пьющие, на основании вырванных из контекста цитат, а часто и придуманных ими самими словах, составляют собственное «вероучение», оправдывающее употребление неразбавленного вина не только взрослыми мужчинами, но даже женщинами и молодежью.

Многие приводят выражение, будто бы из Библии: «Пейте, но не упивайтесь». Однако в Писании сказано: «Не упивайтесь», и вовсе нет призыва: «Пейте».

Также в Новом Завете написано:

«Лучше… не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется…» (Рим. 14:21)

Для того, чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, что говорит об алкоголе Церковное предание.

Не позволительно пить спиртное женщинам

«А у жены решительно никогда никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас – и дома, и на людях». (Домострой)

Также святыми отцами не разрешается употребление спиртных напитков молодежью


«Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания». (Преподобный Ефрем Сирин)

Священнослужители должны воздерживаться от алкоголя и подавать другим пример трезвости. Также церковнослужители и клирошане

 

Святитель Иоанн Златоуст: «Если входившие в святилище вовсе не прикасались к вину, то тем более им (дьяконам) не следовало этого делать».

Блаженный Иероним Стридонский: «Винопитие среди священников и апостол порицает, и древний Закон запрещает. Служащие алтарю вина и сикеры да не пьют».

Собор РПСЦ 2009г.: «Священники, в силу своей священной обязанности — быть образцом к доброй жизни, должны воздерживаться от употребления спиртных напитков… Уставщики и певцы, почтенные стоянием в церкви впереди народа, также должны идти впереди по пути ведения трезвой жизни»

 

Недопустимо пить вино на поминках

 

«Аще твориши винопитием память умершему и сотворяеши званныя упиватися, не избавление от муки душе умершего ходатайствуеши, но приложение огня геенского содеваеши ему».  (Святитель Иоанн Златоуст)

 

Взрослым мужчинам допускается иногда употреблять немного вина, разбавленного большим количеством воды, но лучше вообще не пить его.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не вино худо, но неумеренность порочна».  Что же во времена Златоуста считалось неумеренностью?


Вот что пишет В.В. Похлебкин в книге «История водки»: «Древние греки и римляне разбавляли вино следующим образом: на три части воды брали одну часть вина или на пять частей воды – две части вина. Смесь, состоящая из виноградного вина пополам с водой (т.е. из равного объёма воды и вина), считалась слишком крепкой и употреблялась лишь опустившимися людьми, считавшимися завзятыми пьяницами».

Таким образом, Иоанн Златоуст не запрещает пить натуральное вино, разбавленное водой в пропорции 1:3, но в очень небольшом количестве, чтобы оно не ослабляло силы души.

О какой же умеренности можно говорить, когда мы, вместо того, чтобы употреблять натуральное вино, разбавленное большим количеством воды, пьем купленную в магазине отраву – так называемое «вино», в которое производители специально добавляют этиловый спирт (такие вина называются креплеными), чтобы смесь была покрепче, и пьем это зелье неразбавленным? Про водку, коньяк и прочие крепкие напитки и говорить не нужно – всем понятно, что христианину недопустимо отравляться этими наркотиками.

Евфимий Зигабен в толковании на 103 псалом приводит слова святителя Кирилла Александрийского, рекомендующего «смешивать вино с большим количеством воды. Ибо, будучи горячительно и заключая в себе приятные соки, когда растворяется в надлежащем количестве, своею теплотою разводит гнусные излишества, острые и худые соки растворяет своими благовонными».

Из этих слов можно сделать вывод, что в те времена в вине ценились не этанол и его опьяняющие свойства, а свойства виноградного сока, а этиловый спирт, названный св. Кириллом острыми и худыми соками, был консервантом, количество которого значительно сокращалось при разбавлении вина большим количеством воды.

О том, что вино должно разбавляться водой, свидетельствует также блаженный Феодорит Кирский. В толковании на книгу Бытия он пишет: «Ной был первым из людей, взявшим сок от плода виноградной лозы, и не знал не только приемлемого количества напитка, но и того, что надлежит сначала разбавлять его водой и лишь потом пить; потому и впал он в глубокий сон.»

Все святые отцы единогласны в том, что даже вино, разбавленное большим количеством воды, лучше не употреблять, а некоторые решительно призывают к отказу от алкоголя.

«Увеселяясь вином, будешь проводить жизнь в сожительстве со срамными помыслами, и много переиспытаешь печалей». (свт. Феодор Эдесский.)

«Для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом». (прп. Феодор Студит)

Свт. Григорий Богослов: «Вино – это поджога остывшей страсти; а всякое подложенное в огонь вещество усиливает пламень». «Вино, по природе своей, не знакомо с целомудрием; тем и производит оно удовольствие, что раздражает».

«Кто с мудрою умеренностью воздерживался от вина, того преимущественно ожидают к себе райские виноградники, и каждая лоза простирает к нему свои грозди». (преподобный Ефрем Сирин)

Святитель Иоанн Златоуст очень точно отмечает: «Вино производит помешательство и, если даже не причиняет опьянения, ослабляет крепость сил души и приводит ее к рассеянности». Современная наука подтверждает мнение Златоуста. В.М. Бехтерев писал: «Доказано, что даже малые дозы алкоголя ослабляют умственные способности».

 

«Огонь, заключенный в вине, перейдя в тело, делается воспаляющим веществом для разжженных стрел врага; потому что вино потопляет собою и рассудок и ум, а похоти и сластолюбие воспламеняет, как масло – огонь». (свт. Василий Великий)

 

«Воздерживающийся от вина увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению.

Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления…» (Преподобный Феодор Студит)

 

«Такоже святому великому Василию кесарийскому явися пречистая Богородица во сне, глаголя: «Аще хочеши друг мой быти и во всем помощницу мя имети, то отрцыся вина и пьянственнаго пития». Он же возбнув дивися заповеди пречистыя Богородицы и до кончины живота своего заповедь пречистыя Богородицы соблюде не пияше вина». (Стоглав, 52 глава)

 

 

Мифы об алкоголе

Миф первый. Совет апостола Павла

Многие говорят: «Апостол Павел советовал Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» — пойду и я выпью немного вина».

Во-первых, апостол Павел советовал Тимофею пить вино в качестве лекарства от какой-то болезни желудка и ради частых недугов, а не для увеселения.
Во-вторых, целебные свойства вина заключаются вовсе не в свойствах этанола, действующего на желудок разрушительно, а в свойствах винограда. Смешиваясь с желудочным соком, виноградные кислоты улучшают пищеварение и аппетит. Также виноградный сок богат содержанием дубильных веществ, препятствующих появлению воспалительных процессов в желудочно-кишечном тракте. Мы находим подтверждение этому в исторических свидетельствах, говорящих об употреблении в древнем мире неперебродившего безалкогольного вина для медицинских целей. Древний ученый Афанасий (Атеней) в трактате «Званный обед» пишет: «Пусть он пьет сладкое вино, разбавленное водой, или подогретое, ибо это хорошо для желудка, так как сладкое вино не опьяняет». Здесь мы видим совет, который подобен совету апостола Павла.
Вот что отвечает Номоканон людям, которые, ссылаясь на слова апостола Павла, говорят, что полезно пить вино в меру: «Постися прежде крепце и воду пий леты многими и прочая труды Тимофеевы покажи. Умертви си тело и тогда пий вино в меру»

Святитель Иоанн Златоуст говорит об апостоле Тимофее: «этот святой, даже одержимый болезнью и частыми недугами, не употреблял вина, доколе не повелел ему учитель»

Блаженный Феофилакт Болгарский отмечает: «Видишь ли, что, имея сколько недугов, Тимофей еще истощал себя употреблением воды?… Но кажется, Тимофей от природы был болезненный человек, подвергался недугам не желудка только, но и других частей, поэтому апостол и прибавил: и частых твоих недугов».

Будем же и мы, подражая Тимофею, воздерживаться от вина. Если же заболит у нас желудок, можно лечиться свежим виноградным соком, имеющим полезные свойства вина, но не содержащим этанола, который вреден для желудка. Благо, в магазинах виноград продается в любое время года, да и соковыжималки можно приобрести по доступным ценам.

Сколь неразумно поступают употребляющие водку, в которой нет полезного виноградного сока, а есть только консервант – этиловый спирт, причиняющий вред и душе, и телу, и желудку! Им апостол Павел, наверно, сказал бы: «Не употребляйте водку, потому что она приносит вред желудку».

Миф второй. О том, что уставы разрешают вино «по чаше».

Многие люди, во оправдание того, что они пьют неразбавленное вино, ссылаются на уставы, в которых допускается пить по чаше вина на человека. Они представляют, что объем этих чаш будто бы примерно равен объему чаш для евхаристии и будто бы в уставах разрешается пить неразбавленное вино.

Во-первых, вино разбавлялось большим количеством воды, это был повсеместный обычай.
Во-вторых, в тех же уставах написано, что лучше вообще не пить вина.
В-третьих, размер чаш был уж точно не такой как у сосудов для евхаристии. На литургии все причащаются из одной чаши, она общая, поэтому и большая. Всем понятно, что индивидуальные чаши намного меньше, нежели общие. Можно предположить, что индивидуальные чаши по объему были сравнимы с рюмками.
В-четвертых, в том же уставе написано, что допускается употреблять вино только в воскресенья и господские праздники, в другие же дни недопустимо.
В-пятых, Стоглавый собор повелел не обращать внимания на разрешение пить вино «по чаше». «А еже повелевают Святии Отцы пи́ти по единой ча́ше, или по две, или по три, егоже мы нижé слы́шати хоти́м» (Стогла́в, глава 52).
Таким образом, если где и написано в уставах о вине, для нас это не имеет никакой силы, так как Стоглавый собор отменил это разрешение.

По какой же причине Стоглавый собор отменил разрешение пить «по чаше», заимствованное из греческих уставов в древнерусские?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что существуют значительные отличия в способности представителей разных народов нейтрализовывать попадающий в их организм алкоголь. Например, у южных народов, испокон веков употребляющих вино, эта способность выше, чем у северных народов. И организм на протяжении многих поколений научился вырабатывать особые ферменты, нейтрализующие его.

А народы России на генетическом уровне имеют очень низкую способность расщеплять попадающий в организм алкоголь. Именно поэтому употребление даже небольших доз спиртного быстро приводит к появлению алкоголизма. Стоглавый собор, видя, что питие вина приводит к пьянственному недугу, решил, что греческие обычаи не подходят для Руси.

Самуил Маскевич (около 1580-1632) — польский дворянин, писарь, неоднократно и подолгу бывавший в России, отмечал, что «москвитяне соблюдают великую трезвость, которой требуют строго и от вельмож и от народа. Пьянство запрещено; корчем или кабаков нет во всей России; негде купить вина, ни пива; и даже дома, исключая бояр, никто не смеет приготовить для себя хмельного».

Михало́н Литви́н, побывавший в России в XVI в., писал: «Воистину у московитов тот, кто лишь попробует вина, получает восемь-десять ударов палками и платит штраф таким же количеством монет».

Таким образом, наши предки жили в трезвости, а церковная и государственная политика были направлены на борьбу с винопитием.

Если среди наших близких есть люди, имеющие пристрастие к вину, мы обязаны сделать все, чтобы помочь им избавиться от этого недуга, а самым действенным средством против алкоголя является личный пример абсолютной трезвости и полного воздержания от спиртного.

Апостол Павел пишет: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».

Так же можно сказать: «Если вино соблазняет брата моего, не буду пить вина вовек, чтобы не соблазнить брата моего».

Составил Александр Савельев

hristianam.com

Слова пьянство и алкоголизм настолько прочно вошли в жизнь нашего общества, что зачастую мы даже не задумываемся, сколько боли, горя и страха стоит за этими понятием. Впервые о пагубных последствиях неумеренного употребления вина мы можем прочесть в Библии в истории праведного Ноя: "Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем" (Быт. 9^20-21). Но это было сделано человеком впервые и по незнанию. А уже через 2 тысячи лет в Притчах Царя Соломона мы сталкиваемся с полными скорби словами, обращенными к людям, которые страдают недугом пьянства: "У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь:] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же" (Притч. 23:29-35).

В настоящее время пьянство и алкоголизм приняли столь угрожающие формы, что их можно сравнить с вселенским бедствием. С чем же это связано? Существует огромное количество определений причин пьянства и алкоголизма, начиная от официозных и примитивных и кончая откровенно надуманными и искусственными. До недавнего времени в нашей стране бытовало следующее определение алкоголизма: "Алкоголизм — хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы". В наши дни взгляд на причины возникновения алкоголизма стал значительно шире, но в то же время и более запутанным. Например, Британская Энциклопедия так трактует данный вопрос: "Считается, что причины алкоголизма могут быть вызваны дурной наследственностью, неправильным питанием, нарушением эндокринной системы, латентной гомосексуальностью, воздействием экономической нестабильности, плохими социальными условиями или греховной природой". В нашей стране в настоящее время среди врачей-наркологов распространена социально-этнографическая теория генезиса алкоголизма, основанная на эндокринных особенностях генетического характера в связи с климатическими и историческими условиями развития тех или иных народов. Все выше перечисленное многообразие взглядов на данную проблему не дает вразумительного ответа на вопрос, что же такое алкоголизм и как следует бороться с его распространением.

Прежде чем говорить о профилактике и лечении пьянства и алкоголизма, необходимо уточнить, что мы подразумеваем под этими терминами. Святоотеческая традиция определяет пьянство как "… — несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства" (святитель Иоанн Златоуст). У святых отцов мы можем встретить множество высказываний по поводу пьянства, но практически не найдем никаких свидетельств об алкоголизме. Это и понятно. Проповедь святых отцов была обращена прежде всего к взрослым сознательным людям, способным отвечать за свои поступки. В этом случае наилучшим определением пьянства могут быть слова святителя Василия Великого, что "пьянство — это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу".

В то же время алкоголизм может рассматриваться как наследственное заболевание, обусловленное как проявление первородного греха, греха родительского, отягченного социально-этническими особенностями. Попытаемся доказать данное утверждение.

Алкоголизм как социальное явление не был известен древним народам. Лишь в 1848 г. шведский врач Магнус Хусс ввел понятие "хронический алкоголизм", обобщив данные поистине эпидемического взрыва данного заболевания среди народов Европы. Любопытен факт, что алкоголизм в особенности прогрессировал в тех странах Европы, которые на волне протестантизма отошли от древних духовных традиций, проповедуя индивидуализм. Таким образом, по числу случаев хронического алкоголизма в европейских странах на первом месте стоят страны Скандинавии и Франция. В то же время Италия, где вино является элементом национальной культуры, почти полностью избежала данных проблем.

Надо сказать, что многие древние народы, следующие древним культурным традициям, такие, как иудеи, китайцы и индийцы, также сумели противостоять распространению алкоголизма среди населения своих стран. А такие народы, как североамериканские индейцы, а также некоторые малые народы Севера, исповедующие примитивные языческие культы шаманских традиций, имеют практически стопроцентную предрасположенность к алкогольной зависимости. На примере России мы можем убедиться, как "бытовое пьянство" (которым русский народ стал страдать лишь со времен Петра I) переросло в тотальный алкоголизм после революции 1917 года по мере ослабления религиозного чувства в народе. Но это лишь одна сторона вопроса.

По определению митрополита Антония Храповицкого: "Пьянство есть производное явление иных страстей, иногда не вполне ведомых своей жертве… " Вот почему алкоголизм как хроническое заболевание обуславливается не столько этно-социальной средой, сколько является производной родительского греха и личной страстности натуры. Многие исследователи склонны считать алкоголизм наследственным заболеванием на основании особой предрасположенности эндокринной системы индивидуумов к потреблению алкоголесодержащих продуктов. Дети, предрасположенные к алкоголизму, часто бывают ослабленными, с нестойким иммунитетом к вирусным инфекциям, что почти мгновенно проходит, стоит лишь организму получить легко усвояемую энергию в виде алкоголя. Но это лишь физическая сторона вопроса, так как эти дети, как правило, прежде всего страдают особой страстностью натуры. По словам о. Амвросия (Юрасова): "Если беременная женщина пьет вино, курит, живет с мужем по плоти, ребенок у нее родится страстным, предрасположенным к этим грехам, с зачатками блуда, пьянства, гнева, всех пороков и страстей". Это сказывается не только на душевной организации ребенка, но и приводит к нарушению обменных и физиологических процессов в организме. В дальнейшем, когда ребенок соприкоснется с алкоголем, врожденная душевная страстность непременно проявит себя с особой силой, в чем алкоголь будет оказывать "поддержку", снимая религиозные, психологические и социально-этические запреты, создавая предпосылки "вседозволенности" у детей. В данном случае вино, которое по словам псалмопевца "веселит сердце человека" (Пс. 103:15), "потопляет рассудок и ум, и возбуждает страсти, и сластолюбие" (Святитель Василий Великий).

Таким образом, алкоголизм можно рассматривать как генетико-душевное заболевание, отягощенное этно-социальными причинами. В то же время, очень широко распространено другое явление, которое носит название "пьянство", порожденное причинами личностного характера, и которое также способно приобретать хронические формы. В английском язьже есть упомянутый нами выше термин "heavy drinking", который можно перевести как "пьянство в тяжелой форме" и который отсутствует в нашей медицинской и психологической терминологии, не делающей различия между пьянством и алкоголизмом. Нам кажется, что говоря об этом виде злоупотребления алкоголем, следует пользоваться термином "хроническое пьянство". Хроническое пьянство так же, как и алкоголизм, способно привести к психологической и физиологической зависимости организма от алкоголя. Но в отличие от алкоголизма, причинами возникновения подобной зависимости является привычка неумеренного потребления алкоголя, которая также усугубляется греховной страстностью натуры и поэтому несмотря ни на какое лечение, избавление от этого недуга невозможно, пока не будет изгнана из сердца человека причиняющая его страсть. Хроническое пьянство чаще всего возникает из бытового пьянства и, — по словам митрополита Антония Храповицкого: "Вообще, пока пьянство не начало переходить в запой, пока оно не срослось с какой-либо укоренившейся страстью души, человек, приносящий в том искреннее покаяние, всегда может от него освободиться с помощью Божией". И это понятно. Когда любовь к спиртному превращается в страсть, происходит искажение человеческой тримерии (т.е. единство духа, души и тела), где душа, двойственная по своей природе, отворачивается от духа и начинает служить телесным страстям, что, соответственно, приводит к изменению психики и физиологии человека, утверждается самость, которая является проявлением бесовского одержания.

Таким образом, пьянство, равно как и алкоголизм, бывает виной многих тяжких грехов. По словам Святителя Тихона Задонского: "Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, — словом, делает человека скотом, словесного — бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: "Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяницы".

Знать разницу между природой происхождения алкоголизма и пьянства необходимо для того, чтобы правильно выработать методику лечения того или иного человека, исходя из первичных предпосылок заболевания.

В настоящее время существует множество методик лечения хронического пьянства и алкоголизма. Это и так называемое кодирование (т.е. введение смыслового кода в сознание больного после предварительной психотерапии), применение психотропных средств, дезинтоксикационных растворов, препаратов, вызывающих выработку отрицательного условного рефлекса на алкоголь, использование витаминов и других общеукрепляющих средств. Все это направлено прежде всего на снятие абстинентного синдрома, а затем уже на закрепление чувства страха у больного перед употреблением алкоголя. По большому счету это лечением не является, так как не избавляет человека от пагубного пристрастия, а кроме всего прочего, далеко не всегда доминанта страха становится препятствием к употреблению спиртного.

Существуют также методики групповой психотерапии, одной из которых является Общество Анонимных Алкоголиков, основанное в США. Ими выработана достаточно эффективная система борьбы с пьянством и алкоголизмом, так называемая программа 12-и шагов, т.е. попытка избавиться от недуга через осознание духовных первопричин заболевания. К сожалению, когда духовных вопросов касаются люди, далекие от христианского миропонимания, возникает некий аморфный экуменизм, который и поставил данную организацию на уровень объединения сектантского толка. В то же время любопытен тот факт, что в безрелигиозном западном обществе, ориентированном на "достижения" современной медицины и фрейдистской психотерапии возникает течение, в котором человек возлагает упование на Бога в деле восстановления и исцеления от своих недугов, и кроме всего прочего, прослеживается идея покаяния, правда, не перед Господом, а перед людьми. Появление подобных организаций говорит о полном бессилии традиционной медицины в деле лечения и профилактики пьянства и алкоголизма.

В творениях святых отцов Православной Церкви мы встречаем множество наставлений о том, как избавиться от греховной страсти пьянства. Все их можно свести к тому, что для преодоления недуга необходима вера, молитва, пост, смиренье, искреннее покаяние перед Богом в таинстве исповеди, частое призывание имени Господа нашего Иисуса Христа, молитвы ко Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, и конечно же регулярное причащение Святых Христовых Тайн.

Прежде всего больному алкоголизмом необходимо четко осознать свою зависимость от спиртного, т.е. признать, что он является алкоголиком. Это очень нелегкий шаг и задача будь то нарколога, врача психотерапевта либо пастыря — помочь больному преодолеть этот барьер, так как без этого шага дальнейшее лечение невозможно. Фактически, больной, признав себя алкоголиком, преодолевает проявления такой греховной страсти, как гордыня, так как на протяжении долгого времени ему приходилось скрывать свое заболевание от людей, пытаясь предстать перед ними нормальным человеком. Важно, чтобы это признание было не просто констатацией факта, а привело бы к желанию избавиться от алкогольной зависимости. Часто мы можем наблюдать, как близкие и родственники страстно желают избавить больного от его порока, а с его стороны встречают либо активное сопротивление, либо равнодушное согласие, от которого тот в любую минуту может отступить. Сочувствие и помощь, в особенности молитвенная, необходимы больному, но без его собственного стремления к лечению можно надеяться лишь на чудо. Обычно желание вылечиться появляется после длительных запоев, когда организм уже не в состоянии воспринимать алкоголь и в то же время не может отказаться от него. В этом состоянии абстиненции необходимо врачебное вмешательство, чтобы с помощью медикаментозных средств вывести больного из этого состояния. С психотерапевтической точки зрения это наиболее подходящий момент, чтобы скорректировать настрой больного на полное излечение.

Этот этап является наиболее сложным как для больного, так и для тех, кто ему помогает. Не надо забывать, что хроническое пьянство и алкоголизм являются проявлением влияния демонических сил на человека. Поэтому очень часто как только человеку становится лучше после снятия абстинентного синдрома, под их влиянием он вновь возвращается к пагубному пристрастию. В этот период очень трудно привести человека к Церкви, подготовить к таинству покаяния, в особенности если он не является активным членом церкви. В то же время не следует забывать, что именно в этот период наибольшего бесовского обстояния, страждущий интуитивно ищет церковной защиты. Надо сказать, что не всегда находит в связи с тем, что очень часто наши пастыри, вполне справедливо относясь к пьянству как к тяжкому греху, забывают о том, что это еще болезнь и беснование, а это уже полностью находится в церковной компетенции. Если в этот период больной не заручится молитвенной поддержкой пастыря и близких ему людей, и не сможет очистить свою душу в таинстве покаяния, последующие этапы на пути к выздоровлению будет очень трудно преодолеть, так как невозможно падшему человеку бороться с бесовскими обстояниями и преобразить свою природу без Божией помощи, без молитвенного заступления Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих.

Следующим шагом следует установление абсолютного "табу" на употребление алкоголя. Причем прежде всего этот запрет должен быть выражен собственным волеизъявлением больного и сопровождаться искренней и сердечной молитвой к Господу Богу, который только один и может утвердить и укрепить страждущего, избавить его от тяжкого недуга. Отказ от алкоголя и последующий период адаптации к трезвой жизни, который может продолжаться до 6-8 месяцев, должен быть подкреплен воздействием лекарственных препаратов вплоть до таких сильных средств, как Антабус (дисульфирам) и Темпосил (цианамид кальция), которые способны создать временный (порой психологический) барьер алкогольной тяге. Естественно, что наилучшим способом проведения реабилитационного периода является удаление больного из привычной сферы общения, поездка в монашескую обитель, возможно с несением какого-либо послушания, физический труд, регулярное духовное окормление, пребывание на свежем воздухе и природе. К сожалению, в наше время это не всегда бывает возможным.

В этот период совершенно необходимо, чтобы православный психотерапевт, нарколог или священник, знакомый с основами пастырской психиатрии (См. книгу Архимандрита Киприана (Керна) "Православное Пастырское служение"), попытались вместе с больным проанализировать греховную природу заболевания, определить те скрытые страстные побуждения, которые лежали в основе заболевания алкоголизмом или хронического пьянства. Важно помочь больному обрести упование на Господа, убедить его, что никогда самостоятельно он не сможет контролировать процесс потребления спиртных напитков и поэтому необходимо отказаться от спиртного навсегда, и что только Господь Бог наш сможет помочь ему избавиться от этой бесовской страсти, а достичь этого можно только через покаяние, пост и молитву и Таинство Причащения.

Самое сложное — это не возложить на страждущего "бремена неудобоносимые". Например, в связи с перестройкой обмена веществ у больного алкоголизмом, строгий пост может вызвать неудержимую тягу к алкоголю, с которой он не в состоянии будет справиться.

Мне хотелось бы привести пример такой работы с одним больным (разумеется, с его согласия). Больной алкоголизмом А. родился в неверующей семье, с детства был немощным, болезненным ребенком. В возрасте трех лет у него проявилась страсть к рукоблудию, заметив которую родители всячески пытались устыдить и даже испугать его, в результате чего он почувствовал собственную неполноценность и ущербность. Привычка скрывать свою страсть, вечно находиться в роли обвиняемого и понукаемого дома и в школе, способствовали формированию слабого, подверженного неуправляемым вспышкам ярости и гнева характера. Вечная неуверенность в себе и страх разоблачения привели к тому, что он находил удовлетворение только наедине с собой, предаваясь своей греховной страсти. В 13 лет он впервые попробовал спиртное и понял, что оно дает ему смелость, позволяет реализовать дремлющие агрессивные устремления, позволяет свободно и развязано общаться с противоположным полом и даже почувствовал, что стал меньше болеть. Таким образом им было найдено "универсальное средство" преодоления житейских трудностей и удовлетворения тайных страстей. В 20 лет он уже знал, что такое синдром абстиненции, неоднократно делал суицидные попытки, переболел несколько раз венерическими заболеваниями, привлекался органами внутренних дел за драки, хулиганство, попытку ограбления, неоднократно ночевал в вытрезвителе. В то же время, в трезвом состоянии это был обаятельный интеллигентный юноша, в котором нельзя было даже заподозрить подобные страсти. Через какое-то время он искренне пришел к вере, принял Таинство Крещения, но его духовник из самых лучших побуждений держал его в такой строгости, что даже запретил помогать в церкви, петь в хоре и т.д. Молодой человек впал в отчаяние и греховные страсти вспыхнули вновь, но самое страшное, что это было уже падение христианина. Через десять лет он дошел до такого состояния, что ему для поддержания жизненных функций организма надо было выпивать стакан водки через каждые полчаса. Несколько лет назад он повстречался с опытным духовником, прошел курс лечения у православного нарколога с применением Антабуса, принял участие в наших реабилитационных программах, стал активным членом одного из московских приходов. Избавиться от алкогольной зависимости ему удалось благодаря тому, что он начал с Божией помощью вести непримиримую борьбу с блудной страстью и страстью гордыни, проявлявшейся в невыдержанности и раздражительности, и которые являлись основой для последующей алкогольной зависимости. В беседах с духовником и участниками реабилитационных программ он узнал, что именно эти, возникшие в раннем детстве страсти и, по всей видимости, явившиеся следствием греха родительского, привели его к алкоголизму, который позволил реализовать их в полной мере. Я привел именно этот пример из множества подобных еще и потому, что в отличие от многих больных, этот человек, имея солидный стаж алкогольной зависимости, может теперь без негативных последствий пить небольшое количество вина по церковным праздникам с благословения своего духовного отца.

Гораздо более сложными представляются случаи лечения людей, страдающих хроническим пьянством. Именно к таким людям мы можем найти множество обращений в патристике. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: "Пьяный бывает хуже бесноватого: все мы жалеем бесноватого, а на пьяницу негодуем и гневаемся. Почему? Потому что у того — болезнь от диавольской напасти, а у этого — от беспечности; у того от козней врагов, у этого от козней собственных помыслов". Действительно, несмотря на тот факт, что в этом случае имеют место страсти, лежащие в основе пьянства, имеет место и влияние злых духов на человека, имеет место и физиологическая зависимость организма от алкоголя, но первопричины — разные. Больной алкоголизмом изначально, по причине генетического характера, родительского греха имел предрасположенность к греховным страстям, как душевно, так и физически. А пьяница, культивируя в себе прираженные страсти, упивался вином, получая от этого удовлетворение, добровольно накликал на себя беса по словам святителя Василия Великого, и таким образом приобрел психологическую и физиологическую зависимость от алкоголя.

Работать с этими людьми чрезвычайно тяжело, так как они в большинстве случаев не хотят признавать свою зависимость, не желают добровольно отказываться от греховной привычки. Убедить их в необходимости лечения может лишь крайне тяжелое физическое состояние организма, либо Божественное вмешательство, дарованное по молитвам близких и родственников. Практика показала, что в этих случаях, после купирования больного и вывода его из состояния запоя и абстиненции необходимо в обязательном порядке применять сильнодействующие медикаментозные препараты, вызывающие определенные аллергические реакции на алкоголь и приводящие к невозможности его применения. И лишь потом приступать к психотерапевтическому воздействию, к духовному его просвещению. Следует познакомить его с основами православной веры, объяснить греховную причину заболевания, информировать не только о физических последствиях злоупотребления алкоголем, но и о духовной смерти личности, о невозможности пьянице наследовать Царство Небесное. Лишь через частое исповедование грехов перед Господом, Иисусову молитву и регулярное Евхаристическое общение возможно преображение личности пьяницы.

Самой важной проблемой, в особенности, в реабилитационный период, является заполнение вакуума, образующегося в душе больного после отказа от спиртного. Вот почему лишь поддержка крепкой церковной общины, забота и понимание в семье, непрестанная сердечная молитва, физический труд либо творческая деятельность во имя Господа способны вернуть душе Бога, раскрыть те ипостасньв способности, которые составляют истинное содержание личности и определяют ее неповторимость.

Необходимо упомянуть о необходимости проведения обязательной антиалкогольной программы среди детей и юношества в воскресных школах и общеобразовательных учреждениях, не ограничиваясь общими дежурными высказываниями, осуждающими алкоголизм, а подробно рассказывая о природе алкоголизма и пьянства, о страшных последствиях разрушения личности вследствие злоупотребления алкоголем, приводя статистические данные, которые не могут оставить никого равнодушными.

Действительно во всем мире, не только в нашей стране, более 43% преступлений совершаются под влиянием алкоголя; 1/3 дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с человеческими жертвами, происходят по вине нетрезвых водителей; число разводов в семьях по причине пьянства и алкоголизма в 12 раз выше, чем по иным мотивам; продолжительность жизни алкоголиков на 10-12 лет ниже, чем у других социальных групп, это и не удивительно, раз этот недуг поражает центральную и периферическую нервную систему, вызывает заболевания печени, сердца, желудочно-кишечного тракта, поражает мозг — 1/4 пациентов психиатрических клиник — страдают расстройствами, вызванными злоупотреблением алкоголя. И, наверное, самое страшное — это то, о чем предупреждает нас святитель Иоанн Златоуст, говоря: "Главное зло пьянства в том. что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на Небе ожидает тягчайшее наказание".

Виталий Зубков, диакон

forum.alconar.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector