Христианство и алкоголь


Мы, как евангельские христиане, основываем свою веру и принципы повседневной жизни прежде всего на богодухновенном авторитете Библии – Слова Божьего. Кроме того, мы, безусловно, учитываем последние достижения истории, социологии, медицины и других наук для более объективной позиции по всем актуальным вопросам современности. Исходя из этих посылок, написана эта статья. Ее цель – выразить максимально конкретную позицию по проблеме употребления алкогольных напитков в современной России для поместных церквей евангельских христиан-баптистов.

Библия об алкоголе

Всякий раз, когда в Библии идет речь о вине, имеется в виду перебродивший виноградный сок, содержащий алкоголь. Вероятно, попыток хранить неперебродивший сок не делали; это была почти невозможная задача. Новым или молодым вином называли вино последнего урожая, а старым – урожая предыдущего года. Брожение на Ближнем Востоке занимало всего 3 дня. Виноделие существовало в Месопотамии в доисторические времена и было перенесено в Египет около 3000 г. до н.э. Первый известный нам винодел – Ной (Быт. 9:20,21).


В классическом и эллинистическом мире вино обычно разбавлялось водой. Греки считали, что пить неразбавленное вино – варварский обычай. Пропорция воды к вину варьировалась от 20 частей воды к 1 части вина до равного количества вина и воды. Наиболее принято было отношение три к одному (2 Мак. 15:39).

Неразбавленное вино могло содержать не более 14% этилового спирта. Соответственно, разбавленное чаще всего содержало менее 5% алкоголя. Крепость такого вина сопоставима с квасом или кефиром в наши дни. Вот почему в древнем Израиле вино пили даже дети, включая девочек (Пл. 2:11,12; Зах. 9:17). Именно так приготавливалось вино для празднования Пасхи в эллинистический период. Следовательно, на Тайной Вечери была использована данная пропорция; брак в Кане Галилейской также вряд ли был исключением из правила.

Любой читатель Библии без труда может заметить, что Слово Божье во многих случаях выражает благосклонное отношение к вину по целому ряду причин. Изобилие вина воспринималось как знак Божьего благословения, процветания и даже наступившего спасения (Быт. 14:18,19; 27:28; Втор. 7:13; Екк. 9:7; Ис. 55:1). Также понимается и удачный для производства вина сезон (Иоил. 3:18; Ам. 9:13,14). Вино считалось источником радости, одним из добрых даров Господа людям (Суд. 9:13; Есф. 1:10; Пс. 103:15; Екк. 10:19; Зах. 10:7). Напротив, отсутствие вина было символом суда и несчастья (Втор. 28:30; Ис. 16:10; 24:11; Иер. 48:33; Иоил. 1:5; Соф. 1:13).


Вино в ветхозаветном мире применялось для многих целей. «Возлиянием» в храме было вино (Исх. 29:40; Лев. 23:13), и верующие регулярно приносили его, когда совершали жертвоприношения (1 Цар. 1:24). Запас вина хранился в храме для приношений (1 Пар. 9:29).

Вино могло использоваться и в медицинских целях, а смешенное со смирной или желчью служило обезболивающим средством наркотического действия. Предлагая этот напиток Иисусу, солдаты хотели облегчить Его мучения (Мк. 15:23). Иногда вино использовали для помощи больным и слабым (2 Цар. 16:2; Прит. 31:6). Вином и маслом добрый самарянин лечил раны избитого путника (Лк. 10:34). Павел советовал Тимофею употреблять немного вина для улучшения пищеварения (1 Тим. 5:23).

Согласно Библии, вино употреблялось не только на праздниках и пиршествах, но и в будние дни, признаваясь обыкновенным пищевым продуктом (Суд. 19:19; Неем. 5:18). Поэтому оно часто упоминается вместе с хлебом (1 Цар. 16:20; 25:18; Пл. 2:12). Вино употреблялось также по случаю выдающихся событий в семейной жизни, например, дня рождения, брака (Ин. 2:1-11), при отнятии от груди ребенка (Быт. 21:8), на похоронах (Иер. 16:7) и т. д.

Таким образом, умеренное потребление вина было нормой жизни. Полное же воздержание от вина в иудео-христианской традиции являлось, скорее, исключением с целью соблюдения строжайшей культовой чистоты. Вино категорически запрещалось пить назореям (Чис. 6:2, 3), рехавитам (Иер. 35:1-9), а также левитам и священникам во время служения в храме (Лев. 10:8-11; Иез. 44:21). Даниил и его товарищи воздерживаются от царского вина в Вавилоне, скорее всего, потому, что оно имело какое-то отношение к языческому обряду (Дан. 1:8-16). Похоже, что Иоанн Креститель воздерживался от вина, поскольку был назореем (Мф. 11:18; Лк. 1:15).


Иисус Христос не возражал против общепринятого отношения к вину. Он пил его (Мф. 11:18,19), например, во время свадьбы в Кане, где, как известно, совершил первое чудо, превратив воду в вино (Ин. 2:1-11). Общий объем вина тогда в пересчете на современные единицы измерения составил от 450 до 600 литров. Нужно учесть, что еврейская свадьба длилась обычно две недели. Иисус даже образно назвал Свое учение «новым вином» (Мф. 9:17).

Тем не менее, в Библии выражено резко негативное отношение к неумеренному потреблению спиртного (Ис. 28:1-8). Христиане призваны «не упиваться вином, от которого бывает распутство», и даже не общаться с теми пьяницами, которые называют себя «братьями» (Еф. 5:18; 1 Кор. 5:11). Особо подчеркивается в Писании недопустимость пьянства для следующих категорий людей: цари и вожди народа (Прит. 31:4, 5; Ис. 56:11, 12; Ос. 7:5), священники и пророки (Ис. 28:7, 8), а для церкви – епископы, дьяконы (1 Тим. 3:3,8; Тит. 1:7) и пожилые женщины-наставницы (Тит. 2:3-5).

В Писании много предостережений против увлечения вином. В Книге Притчей Соломоновых 23:29-35 мы читаем о печальных последствиях злоупотребления вином:


«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: „Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же“».

Вино приводит людей к позору и унижению, как Ноя и Лота (Быт. 9:21-25; 19:30-38). Библия предупреждает: «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Прит. 20:1; ср.: Прит. 21:17; 23:20, 21). Сикерой, по-видимому, называли месопотамское финиковое вино или же крепкое пиво из ячменя. Еврейское слово sekar и греческое sikera означают «пьяный», «напиваться» (см. Ис. 24:9). Этот «крепкий напиток», как правило, упоминается на страницах Ветхого Завета в сочетании с вином, а злоупотребление ими запрещается или осуждается (Лев. 10:9; Вт. 29:6; 1 Цар. 1:15; Ис. 29:9). Новый же Завет еще более категоричен: «Пьяницы… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10).

Иисус напрямую говорит о пьянстве только один раз:

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21:34).


Отсюда видно, что пьянство составляет часть «жизни по плоти», препятствующей спасению. Кроме этого прямого указания, в притчах Христа есть также образ пьянствующего раба, которого не принимают на небеса (Мф. 24:48–51).

Итак, норма, предлагаемая Библией, – это трезвость (трезвенность) в смысле умеренности и самоконтроля. При этом нужно считаться с представлениями и чувствами других людей. Не следует пить вино, если это соблазняет других или вынуждает людей пить во вред своему здоровью и своей совести (Рим. 14:19-21; ср.: Рим. 15:1-3; 1 Кор. 10:2 –11:1; Флп. 2:4).

Немного истории

Уже несколько тысячелетий назад человеческое общество осознало необходимость контролировать потребление алкогольных напитков. Начиная со времен Хаммурапи (ок. 1800 г. до н.э.), различные законодательные кодексы ограничивали продажу спиртного. Дело в том, что китайцы, арабы, а затем и европейцы научились изготавливать крепкие напитки из зерна и сахара, содержащие до 60% спирта. Иудаизм и христианство, в отличие от буддизма и ислама, не требуют полного воздержания в этом вопросе, но христиане не раз восставали против излишеств, связанных с алкоголем.

В первом поколении христиан еженедельные евхаристические собрания являлись таинством, завершавшим «агапу» – братскую вечерю любви (Деян. 20:7). Происходили они в вечернее время, по образу Вечери Господней, и соединялись с вечерей любви общей трапезой. Основание для этого находим в порядке самой Вечери Господней, когда Христос в конце трапезы произнес слова благодарения. В этот период агапы еще не были отделены от причастия и представляли собой собрание всей поместной церкви на трапезу Господню.


Апостолы увещевали верующих в страхе Господнем достойно пиршествовать на братских трапезах, не упиваясь и не объедаясь (2 Пет. 2:13; Иуд. 12; 1 Кор. 11:20-34). Христианам, как и евреям, воспрещалось принимать участие в языческих жертвенных пиршествах, которые сопровождались объедением, пьянством, ссорами и потасовками (Исх. 34:15; Пс. 1:1; Рим. 13:13; Гал. 5:21; 1 Пет. 4:3). Практика еженедельных причастий и предшествующих им праздников любви стала отмирать в IV веке, когда в церковь хлынула масса номинальных христиан. Со временем хлебопреломление было обособлено от агап, их поменяли местами, а потом братские трапезы были упразднены.

Некоторые монашеские ордены в Средние века предписывали своим членам полный отказ от спиртного, а в XVI веке появились первые общества трезвенников.

Широкомасштабное производство спиртного и его доступность низшим классам обусловили массовый алкоголизм, для борьбы с которым в Европе и Северной Америке с конца XVIII века возникают многочисленные общества трезвости. Большинство из них призывало лишь к умеренности или к отказу от особо крепких напитков, но со временем среди христиан сформировалось движение за полный отказ от алкоголя.


Первые евангельские христиане из русских, появившиеся на юге России в середине XIX века, отказывались пить вино, не говоря уже о крепких спиртных напитках, несмотря на праздники и другие жизненно важные ситуации, когда по русской присказке выпить «сам Бог велел». Этим они вызывали у соседей и односельчан даже не неприязнь, а самую лютую ненависть. Их намеренная трезвость была немым укором разнузданному безудержному пьянству, в котором гибли и семья, и живые души.

Евангельские христиане того же периода из среды петербургской аристократии не были так категоричны относительно употребления спиртных напитков и придерживались принципа умеренности, а не полного воздержания (например, после салонных собраний в доме полковника В.А. Пашкова на столы в числе четырех обычных блюд традиционно подавали шампанское). Этой и некоторыми другими деталями церковной практики они были более близки к протестантам Запада, чем их южнорусские и украинские единоверцы.

От прошлого – к настоящему

Очень похоже, что на «святой» Руси самая крепкая – и исторически, и по градусам – традиция состоит в пристрастии к спиртному. По словам летописца, почитаемый князь Владимир в свое время выразил главное препятствие для принятия ислама рифмованным афоризмом: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть». Некоторые современные историки считают, что гнать самогонку русских научили татаро-монголы, до нашествия которых пили «гуманную» медовуху да изредка заморские вина.


Петр Великий прорубил окно в Европу, через которое наши предки приобщились к западным достижениям в изготовлении спиртных напитков. Не страшно ли: предмет национальной гордости – русская водка? Сегодня Россия верна своей излюбленной традиции, а слова великого князя словно не более тысячи лет назад, а вчера сказаны.

По утверждениям социологов, 96,2% людей, злоупотребляющих спиртными напитками, приобщились к ним в возрасте до 15 лет. Из 2 млн зарегистрированных российских алкоголиков почти 60 тыс. — дети до 14 лет с установленным диагнозом «алкоголизм». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, алкоголиками являются «лица с алкогольной зависимостью, при которой алкоголь употребляется во вред здоровью и социальному формированию личности».

По данным Минздрава и Минобразования, около 80% молодежи с той или иной периодичностью употребляют спиртные напитки, в то время как средний возраст первичного приобщения к алкоголю по России составляет 10–12 лет. Известно, что 50% всех преступлений связано с употреблением алкоголя. Так, по данным специалистов, около 60% убитых и 80% убийц во время преступления находились в нетрезвом состоянии.

От отравления спиртным у нас ежегодно погибает 35 тыс. человек. В США, тоже трезвостью не отличающихся, эта цифра составляет всего 300 человек. У нас почти 40% смертей мужчин трудоспособного возраста происходит по так называемым «неестественным причинам», связанным с алкоголизмом, — это травмы, несчастные случаи, убийства и самоубийства. От этих причин у нас умирает больше народа, чем от болезней сердца, рака и туберкулеза. Идет депопуляция страны, население России сокращается почти на миллион в год.


По данным члена-корреспондента РАМН профессора Н. Ф. Герасименко, хроническим алкоголизмом в России страдают около 20 млн человек (почти каждый пятый алкоголик в мире – россиянин!). Согласно статистическим данным, 10 лет назад в России на десять алкоголиков приходилась одна женщина, сейчас – уже четыре. Употребление чистого спирта на душу населения в год на пороге третьего тысячелетия превысило 15 литров. Через пять лет этот показатель вырос, по данным различных авторов, до 20-25 литров на душу населения. Безопасной для здоровья нации цифрой считается 8 литров…

Более ста лет назад великий русский писатель Л.Н. Толстой изучал проблему пьяных традиций в России. В статьях «Пора опомниться», «Обращение к людям-братьям», «Для чего люди одурманиваются?» и других он пишет:

«И что удивительнее всего – это то, что люди гибнут от пьянства и губят других, сами не зная, зачем они это делают. В самом деле, если каждый спросит себя, для чего люди пьют, он никак не найдет никакого ответа…» «Все пьют и угощают, нельзя же и мне не пить и не угощать», – отвечают на это многие, и, живя среди пьяных, эти люди точно воображают, что все кругом пьют и угощают. Но ведь это неправда! Если бы все пили и угощали, то жизнь сделалась бы сущим адом»…

Выводы


  1. Соглашаясь с тем, что в алкоголизме есть симптомы и признаки физического заболевания, мы, вслед за Библией, утверждаем, что алкогольная зависимость (пьянство) находится в числе остальных грехов, которых следует избегать. В Священном Писании не говорится, что пьянство – это болезнь, над которой мы не властны. Поэтому грех следует называть своим именем.
  2. В отношении алкоголя мы, основываясь на Библии, следуем принципу умеренности. Однако, ввиду фактической эпидемии пьянства в России, мы принимаем решение использовать из числа спиртных напитков только вино и только в двух случаях: для совершения Вечери Господней и в лечебных целях. Такая позиция объясняется также присутствием в церквях людей, которые страдали в прошлом от алкогольной зависимости и для которых даже слабое спиртное может оказаться сильным искушением. Сейчас крепость алкоголя, по сравнению с библейскими временами, возросла многократно, так что весьма сомнительно, можно ли применять к нынешним спиртным напиткам разрешения той эпохи.
  3. В результате библейских и исторических исследований считаем наиболее правильным использовать для совершения Вечери Господней и лечения некрепленое красное вино. Во втором случае медики рекомендуют принимать 120 мл (полстакана) вина в день, например для улучшения пищеварения или защиты от сердечно-сосудистых заболеваний.
  4. Алкоголь – это узаконенный наркотик-депрессант, затормаживающий центральную нервную систему. Поэтому, не желая быть даже косвенными соучастниками грехов, связанных с алкоголем, считаем недопустимым для членов наших церквей участвовать в изготовлении и продаже спиртных напитков, за исключением вина. Предлагаем воздерживаться от употребления алкоголя в любых ситуациях, кроме указанных выше.
  5. Считаем необходимым для всех христиан: прививать населению здравое библейское учение, призывать к здоровому образу жизни, проводить антиалкогольное просвещение, учить людей справляться с жизненным напряжением, содействовать организации и работе специализированных реабилитационных центров. Все это означает активную позицию в выполнении Великого поручения Иисуса Христа (Мф. 28:19,20) и патриотическое служение на благо и процветание нашей Родины.

Согласно Гари Коллинзу, при антиалкогольном санитарном просвещении нужно учитывать следующие моменты:

• просвещение должно начинаться рано, поскольку большинство людей попадают в алкогольную зависимость уже в подростковые годы и даже раньше;
• надо не запугивать людей, а представлять точные факты о природе и последствиях алкоголизма;
• следует преподавать ясное библейское учение о вине и опьянении;
• необходимо помочь молодым людям осознать, почему люди принимают спиртное;
• научить отказываться от приема спиртного в компании пьющих сверстников или равных по положению;
• подводить людей к осознанному решению (пить или не пить), а не пускаться в привычное пьянство;
• побуждать к воздержанию как наилучшему и самому эффективному средству профилактики алкоголизма;
• разбирать симптомы, указывающие на развитие алкогольной зависимости;
• ставить в известность о том, где и какого рода помощь можно получить в случае возникновения симптомов пьянства и алкоголизма.

«Если о проблеме пьянства и алкоголизма говорят искренне и открыто, это ослабляет желание попробовать его без серьезных причин, даже если алкоголь рекламируют по телевидению и в других местах как бодрящий и безопасный способ расслабления».

Разве нет необходимости отказаться от употребления спиртных напитков, если оно начинает управлять пьющим, губит его организм, притупляет чувства и восприимчивость, делает его распущенным и заставляет грешить, вредит окружающим или соблазняет немощных верующих, приводя их к падению?!

Михаил ЧЕРНЯВСКИЙ,
Хабаровск

Использованная литература:

  1. Алкоголизм и наркомания: Противостояние эпидемии. — М.: Духовное возрождение, 2002.
  2. Белов А. Библия о вине и его употреблении. Мирт, 2004, № 1 (44).

3. Вегсхайдер Ш. Помощь алкоголику и его семье. М.: Духовное возрождение, 2002.

4. Вино // Большой библейский словарь / Под ред. У. Элуэлла и Ф. Камфорта. — СПб.: Библия для всех, 2005, с. 238, 239.

5. Вино // Словарь. Иисус и Евангелия / Под ред. Дж. Грина, С. Макнайта и Г. Маршалла. М.: ББИ, 2003, с. 89–92.

6. Винокуров А. Пить или не пить – вот в чем вопрос. Мирт, 2004, № 1 (44).

7. Колберт Д. Библейские принципы здорового питания. М.: Триада, 2004.

8. Коллинз Г. Пособие по христианскому душепопечению. СПб.: Мирт, 2003.

9. Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова. СПб.: Библия для всех, 2000.

10. Макги Р., Спрингал П., Джоинер С. 12-ступенчатая программа Рафы по преодолению алкогольной и наркотической зависимости. М.: Вера и святость, 2000.

11. Платонова И. Попробовав раз, пью и сейчас // Екклесиаст. 2004, № 8 (93).

12. Подберезский И. В. Где пито, там и бито // Бог. Вера. Общество. Личность. Мнение российского баптиста. СПб.: Библия для всех, 2004, с. 94–106.

13. Спиртное // Теологический энциклопедический словарь / Под ред. У. Элвелла. М.: Духовное возрождение, 2003. с. 1109–1111.

14. Хант Дж. Ключи. Как помочь себе и другим в решении жизненных проблем. В 5 книгах. Книга 1. М.: Духовное возрождение, 2004.

Опубликовано: «Вестник ДВБК» Вып. 2, 2009 г., а затем в книге «Аккумулятор духовного опыта: служение, разномыслие, история» — СПб.: Мирт, 2012.

https://mchernyavsky.ru

Источник: vk.com

Отрывок из статьи.

Человек, который потребляет алкоголь, табак или другие наркотики, в глубине души понимает, что он — человек порочный. И как всякий порочный человек, он ищет оправдание своему пороку.

Православие всегда категорически выступало против пьянства. Однако в последнее время довольно распространённым стало мнение, будто бы Церковь поощряет «культурное», «умеренное» употребление алкоголя. На самом деле это не так, поскольку священники, а в особенности — святые отцы Церкви, всегда старались полностью освободить от греховного влечения к вину своих духовных чад. Для христианина трезвость всегда была и остаётся неотъемлемой чертой характера, которая передаётся из поколения в поколение.

 

Священное Писание однозначно предписывает воздерживаться от любого употребления алкоголя. В древности одним словом «вино» — обозначали и свежий виноградный сок, и перебродивший, алкогольный. Отсюда все кажущиеся противоречия в тексте Библии. Таким образом, в очередной раз подтверждается непоколебимая истина: зло не в чрезмерном употреблении вина, а само по себе вино — зло.

Теперь становится понятным, почему в Библейских рассказах матери безбоязненно поят младенцев вином: на самом деле они поят их виноградным соком. Не вызывает недоумения и поучения апостолов, призывающих пить вино ради пользы для желудка. Исчезает противоречие, будто бы то пророки осуждают вино, то восхваляют.

Бог предусмотрел для нас калорийную, питательную еду и восхитительный сладкий напиток — виноградный сок. Проблема заключается в том, что благотворный Божий дар, виноградный сок, был извращён людьми: ему позволено было бродить. И сегодня результат налицо — миллионы людей, включая многих христиан, не ищут естественного наслаждения в принятии благотворных фруктовых соков, подобных виноградному, но жаждут временного возбуждения, принимая внутрь вино и другие алкогольные изделия. Влияние их — кратковременное снятие напряжения путём притупления чувств и, как следствие, — уменьшение способности сознательно наслаждаться Божьими дарами — натуральными продуктами.

Мог ли Бог законным образом рекомендовать умеренное употребление алкоголя, зная его вредное влияние? ведь умеренность лишь уменьшает, но не устраняет болезненные последствия принятия алкоголя. Это же касается и употребления табака. Выкуривание половины пачки вместо двух пачек сигарет лишь уменьшает, но не устраняет вред табака. Абсурдно и весьма опасно воображать, что Бог может одобрять и поощрять «умеренное» употребление алкоголя, который отравляет наш организм, независимо от количества потребления.

Некоторые доказывают, что Соломон предостерегает против пьянства, допуская умеренное потребление алкоголя (Притч. 23:33-35). Однако Соломон разрешает проблему неумеренного пьянства, призывая не к умеренности, но к полному воздержанию. Почему? Потому что источник всякого нечестия и страданий, приносимых опьяняющим вином или другими алкогольными изделиями, заключается не в злоупотреблении, но в самой их природе: они способны причинить боль, подобно укусу змеи и жалу аспида .(см. Притч. 23:32).

Когда мы примем библейское учение о том, что алкоголь бесчестит нас, мы перестанем доказывать, что хорошо просто не злоупотреблять им. Соломон осознал главную истину — проблема алкоголя не просто в злоупотреблении им, но в нём самом.  Природа опьяняющего вина и другого алкоголя заключается в том, чтобы обмануть и нанести вред личности, следовательно, мы не должны ни желать, ни пить его. Можно неправильно употреблять доброе, но плохое непременно повредит. Потому единственно безопасный курс — воздерживаться от всего, что опьяняет.

Миллионы людей, будучи вначале умеренными потребителями алкоголя, стали настоящими алкоголиками, принося огромный ущерб и себе, и обществу. Причина этих трагических результатов проста: алкоголь является наркотиком, который не только опьяняет, но также вызывает привыкание. Для некоторых людей хватает всего лишь небольшого количества спиртного, чтобы стать постоянно зависимым. Поэтому стоит всегда помнить библейское предостережение: «Не смотри на вино» (Притч. 23:31)

Десять гроздей пьянства.

Первая гроздь пьянства — это помрачение ума, потеря здравого смысла — способности правильно оценить и понять окружающее, так как от желудка, переполненного вином, алкогольные испарения поднимаются в голову, действуют на мозг. Поэтому многие в состоянии опьянения не помнят себя, сами не знают, что делают и что говорят, как будто сумасшедшие; и какое бы не случилось с ними зло, позорные поступки, побои, на завтра они ничего не помнят. Над такими исполняется написанное в Притчах: «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же…» (Притч. 23:35).

Второй гроздью является бесстыдство: пьяный никого не устыдится, потеряв совесть, речь его пересыпана  мерзкими, бессмысленными словами, которые обижают людей добродетельных; речь его бывает подобной стойбищу скота, наполненного смрадом нечистот, а язык — лопате, которая раскидывает эти нечистоты… Не есть ли сердце такого человека вместилищем всякого зла, из которого только и может выйти зло, по слову Евангелия: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:45).

Третья гроздь от лозы пьянства есть несоблюдение тайны. Пьяный откровенно рассказывает всем и каждому обо все тайнах, своих и чужих, которые заботливо сохранял в глубине своей души, молчал, когда был трезв. Пьяный припоминает и то, что давно уже прошло и пришло в забвение, и как мертвеца воскрешает из гроба. И как легко пьяному изрыгать пищу из желудка, так же просто рассказать всем о своих и чужих тайнах; и пища, и тайны — в пьяном не держатся.

Четвертая гроздь содомской лозы пьянства есть половое возбуждение, блуд, от чего и предостерегает Апостол: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18).

Пятая гроздь, полная яда змеиного, есть злость, гнев, вражда, ссора, бранные слова и кровопролития. Упившись вином, люди бросаются яростно друг на друга. Вот почему и говорится с укором: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином…» (Притч. 23:29-30).

Шестая злостная, желчная гроздь из лозы пьянства есть повреждение здоровья, телесное изнеможение, дрожание рук, головная боль, ослабление зрения, болезни желудка, стоны, немощь, преждевременная старость, преуменьшение лет жизни и несчастливая смерть.

Седьмая гроздь — растрата имущества, потеря материального благосостояния, лишение выгод. «Рабочий, склонный к пьянству, не обогатиться» (Сир. 19:1). Как многие люди, которые из-за пьянства потеряли большое богатство и крайне обеднели! Пример этому — блудный сын из Евангельской притчи.

Восьмая горькая гроздь — утрата спасения. Как материальное богатство, так и духовные сокровища растранжириваются от пьянства, так как пьяный дерзко впадает во всякий грех. Того греха, которым трезвый человек гнушается, боится его совершить или стыдится, того самого греха не стыдится делать, не боится, не гнушается им человек пьяный.

Девятая желчная гроздь — гнев Божий: пьяница, пренебрегая заповедями Божьими, выливает на себя гнев Самого Бога через свои грехи. Вот почему пророк Исаия говорит: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (Ис. 5:11).

Десятый, самый горький плод пьянства есть окончательная погибель души. Другие грешники, когда настанет их смертный час, смогут раскаиваться и жалеть, что совершили грехи свои, так как они оценивают совершённое ими трезво; как же может покаяться умирающий пьяница, когда он не помнит себя, когда он не сознает, что наступает его смерть, которой он совсем не ожидал?

Главное лекарство для исцеления от пагубных привычек, питейной запрограммированности и даже алкоголизма — наша совесть. Это лекарство дано каждому от Бога. Тому, кто хочет избавиться от этих пороков, следует учиться жить и действовать по совести.

Для обретения духовного здоровья важно не предаваться унынию и стремиться хранить мир души.

В Основах Социальной Концепции РПЦ о проблеме наркомании говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошённость, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества.

Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь».

Некоторые монастыри принимают, наркозависимых реабилитантов, в нескольких приходских храмах регулярно проводятся молебны о страждущих недугом наркомании и ведется работа с ними и их родственниками.

В каком-то смысле люди используют как наркотик различные средства, меняющие их эмоциональное состояние, способствующие облегчению душевной боли, отвлечению или уходу от внутренних проблем. Таким средством может стать какое-то химическое наркотическое вещество или алкоголь, но может стать и что-то другое.

Все эти виды зависимости несут в себе грозную опасность, как для самого человека — для его физического, психического и духовного здоровья, так и для общества в целом. Приведёт ли подмена одной зависимости на другую к положительным результатам? Разумеется, нет.

В заключении отметим: деятельность Церкви в определенном прикладном смысле есть профилактическая работа по искоренению общественных язв, в том числе, и наркомании.

Источники информации:

Источник: kirk-bv.livejournal.com

Юрий Сипко, пастор, экс-председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов, (Москва, Россия):

Писание определяет верующих как священство: «и сами, как живые камни, будьте выстраиваемы как дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет.2:5).  «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).

В таком случае предписание к священникам в книге Левит, имеет прямое отношение к христианам. «Вина и крепких напитков не пей ты и сыновья твои с тобой, когда входите в скинию собрания или приступаете к жертвеннику, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши» (Лев.10:9). Можно заметить из этого текста и других, что терпимое отношение к употреблению спиртного, было вызвано некоторым снисхождением, как бы болеутоляющим средством для людей, утративших надежду: «Дайте сикеру погибающему и вино – огорченному душой: пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» (Прит.31:6,7). Сравните: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не извратили суда всем угнетаемым» (Прит.31:4,5).

И до сего дня евангельские христиане-баптисты не употребляют алкоголь.

Для лечения по предписанию врача, спиртосодержащие препараты не возбраняются.

Что касается принятия стакана вина для аппетита, то этот прием очень коварен. Ведь ни один алкоголик не начинал со стакана водки. Он начинал иногда с пива, иногда с рюмки для аппетита. Как это у классика: «Я захотел выпить стопочку. Я выпил, и почувствовал себя другим человеком. И этот другой человек, тоже захотел выпить стопочку» …

Апостол Павел готов отказаться есть мясо, ради немощи брата. Я уверен в том, что в России, немощной России, даже заговаривать о употреблении алкоголя опасно. Ведь по данным статистическим, в России в год употребляется 15 литров алкоголя на душу населения. Между тем, по данным ВОЗ 8 литров на душу населения, это порог, за которым начинаются необратимые процессы вымирания нации.

Мы ответственны за здоровье и духа и души и тела. Ибо это Божий приказ своему народу. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс.5:23).

 

Источник: www.invictory.org

ХРИСТИАНСТВО И АЛКОГОЛЬ — не находятся в непримиримом антагонизме. В Библии можно найти много примеров благого действия вина при разумном его употреблении и достаточно примеров дурных последствий — при неразумном (см. Вино в Библии) . Одним из важных событий после Всемирного Потопа было разведение виноградника Ноем и получение виноградного вина. Первым чудом, которое совершил Иисус Христос к радости присутствующих, было превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. "Вино веселит сердце человека", — сказал библейский царь Давид. А его премудрый сын царь Соломон предупреждает: "Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид". Иисус Христос в своих притчах неоднократно упоминает виноградную лозу, виноград и вино и называет самого себя аллегорически: "Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь" (Иоан. XV, 1). В конце Тайной вечери, на которой он прощался со своими учениками, Христос берет чашу с вином и завещает им: "Пейте из нее все. Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Матф. XXVI, 27-28). "И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание" (Лук. XXII, 19). Эта заповедь Иисуса воплотилась у христиан в важнейший ритуал причащения (см) , во время которого священнослужитель дает прихожанину вкусить немного вина и хлеба, как символ крови и тела Христова. После того, как в храме собираются записки "о здравии" или "за упокой" и священник приступает к их оглашению, он отламывает кусочки от специальных хлебов (просфор) и, погружая их в чашу с вином, называет по очереди имена из записок, произнося: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь, кровию Твоею честною". Христианская церковь, молясь "о изобилии плодов земных", освящает весь процесс от насаждения виноградной лозы до получения и употребления вина. Существует специальная молитва на насаждение винограда, которая свидетельствует, что изначально подразумевалось его предназначение на производство вина, на что указывают слова: "во еже претворитися в кровь". Существует молитва и на освящение хлеба и вина, которая произносится на праздничном вечернем богослужении. Эта традиция берет свое начало с тех времен, когда праздничные богослужения продолжались всю ночь (всенощное бдение) , и молящиеся подкрепляли свои силы освященным хлебом и вином. Христианская церковь называет вино, как и прочие "плоды земные", "даром Божиим", и призывает употреблять его "с молитвой и благодарением". Однако и в отношении вина истинный христианин, как и во многом другом, должен соблюдать строгую умеренность. А если эта умеренность не дается, то остается только безоговорочное трезвенничество, т. е. полное воздержание от этого чреватого злом напитка. На этой основе строились

Источник: touch.otvet.mail.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.