Влияние алкоголя на организм подростка

 

 

Подростковый возраст – это непростой период жизни для каждого человека. В это время появляется желание поскорее считаться взрослым, принимать самостоятельные решения, однако пока еще не хватает ответственного отношения к собственной жизни. Поэтому довольно часто подростки попадают под негативное влияние, и в данный период чаще всего начинается знакомство с алкоголем и другими негативными привычками. Влияние алкоголя на растущий организм особенно негативно, поскольку данное вещество способно разрушительно воздействовать на системы и органы организма.

 

Влияние алкоголя на подростковый организм1

 

Здоровье подростка  и алкоголь

Кровь в подростковом организме циркулирует более активно, в сравнении со взрослым человеком, обмен веществ также происходит быстрее, поэтому алкоголь мгновенно оказывает влияние на работу систем и органов.

 

Алкоголь и нервная система подростка

Нервная система «взрослого» ребенка первой принимает на себя удар, который весьма значителен вследствие нестабильного и несформировавшегося до конца гормонального фона подростка. В результате, девочка или мальчик становятся дерзкими, грубыми, их эмоции постоянно меняются. Также алкоголь способен влиять и на мозг подростка, нарушая в нем обменные процессы. Если злоупотреблять алкоголем, подросток довольно быстро потеряет способность нормально думать, начнет отставать в развитии и учебе и может получить серьезные интеллектуальные отклонения.

 

Половая система подростка и алкоголь

Алкоголь негативно сказывается и на нормальном функционировании половой системы. Злоупотребление алкоголем в юном возрасте приводит к повышению риска рождения детей с отклонениями, бесплодия, выкидышей. Также алкогольный дурман способен провоцировать подростков на ведение беспорядочной половой жизни, в результате чего случаются венерические заболевания и аборты.

Влияние алкоголя на подростковый организм2

 

Печень ребенка и алкоголь

Ферменты печени юного организма еще работают по «детски», поэтому алкоголь только способствует возникновению сбоев в производстве ферментов. Допиться до развития цирроза печени можно и в подростковом возрасте, а вылечить его практически невозможно. Поэтому злоупотребление алкоголем может стать причиной летального исхода даже в подростковом возрасте.

Влияние алкоголя на подростковый организм3

 

Сердце подростка и алкоголь

Вследствие злоупотребления спиртными напитками в организме могут возникать сбои, которые заключатся в неполадках сосудистой системы и работе сердца. Девушка или юноша могут испытать резкий скачок давления, развитие тахикардии, а в некоторых случаях даже инфаркта.

 

Желудочно-кишечный тракт и алкоголь

Сначала алкоголь раздражающе воздействует на слизистые оболочки, после чего наблюдается наличие проблем секреции желудочного сока. В дальнейшем развивается гастрит, возникают проблемы с поджелудочной и прочие неприятности. И это все вследствие воздействия алкоголя.

Спиртные напитки в юношеском возрасте негативно влияют на иммунную системы: он склонен к болезням и более медленному выздоровлению. Также не стоит забывать и о быстро формирующейся алкогольной зависимости, которая оказывает колоссальное влияние на психическое здоровье.

Влияние алкоголя на подростковый организм4

 

Алкоголизм – это зло, а алкоголизм в подростковом возрасте – это страшно. Дело в том, что человек практически ставит крест на собственном будущем и осознанно гробит свое здоровье, не задумываясь о последствиях. Поэтому большая доля ответственности лежит на родителях подростка, поскольку именно они должны обратить внимание на поведение своего ребенка и донести до него информацию относительно пагубности такого пристрастия, а при необходимости и ужесточить контроль. Алкоголь и подростковый организм – это два несовместимые понятия, поэтому нужно приложить все усилия, чтобы не допустить их пересечения в жизни. К сожалению, пока это не совсем так.     

doctoroff.ru

Принцип действия

Влияние алкоголя на организм подростка является серьезной темой для обсуждений. Дело в том, что спирт гораздо активнее действует на организм, который находится в процессе формирования, нежели на организм уже сформировавшийся и устоявшийся.

Тост

Важно помнить, что алкоголь влияет на работу внутренних органов негативно, даже если подросток или ребенок употребил единовременно большую дозу и более никогда не брался за спиртное.

Растущий организм очень чуток к воздействию этилового спирта.

Влияние алкоголя на подростка в первую очередь заключается в негативном воздействии на печень, которая еще не в состоянии справляться с большими нагрузками. Итог чаще всего один: вред для печени очевиден, так как развивается выраженный подростковый цирроз, который практически не поддается лечению.

Воздействие спиртных напитков заключается еще и в быстром распространении токсинов по сосудам. В итоге действие алкоголя проявляется в следующем:

  • отравляются внутренние органы;
  • страдает процесс передачи нервных импульсов от мозга к функциональным системам;
  • возрастает проницаемость сосудов;
  • развиваются микрокровоизлияния.

Влияние алкоголя на детский организм заключается еще и в сильном угнетении психики. У подростка снижается интеллект, он становится вял и апатичен, ему больше не интересен окружающий мир.

Последствия употребления подростком спиртного сказываются и на состоянии его ЖКТ. Нарушаются процессы переваривания и всасывания пищи, ухудшается общее состояние, может развиться анемия и дистрофия тканей из-за недостаточного поступления в организм полезных веществ.

Причины употребления

Нечасто родители или другие взрослые родственники задумываются о том, почему подросток стал активно употреблять алкоголь. В основном все списывается на избыток свободного времени, но часто причина намного глубже, чем кажется.

Встреча

Употребление спиртных напитков может начаться по следующим причинам:

  • в семье, где живет ребенок, неблагополучная атмосфера: родители употребляют алкоголь, частые скандалы, подростка сильно опекают или, напротив, уделяют ему слишком мало внимания;
  • плохое социальное окружение: друзья подростка часто выпивают, спиртное употребляется в кругу семьи или кем-то из родственников с завидной периодичностью;
  • алкоголь активно рекламируется и его очень просто достать;
  • у подростка была психическая или физическая травма, с которой он пытается справиться, употребляя алкоголь.

Важно помнить, что подростковый алкоголизм – сложное социальное явление, и решать его необходимо комплексно, не игнорируя ни одну из возможных причин и устраняя их.

Праздник

Что случается с организмом

Любой спиртной напиток вызывает у подростка чувство опьянения, которое считается патологическим. Естественно, в ходе процесса опьянения растущему организму наносится неоспоримый вред.

В первую очередь нарушается работа клеток головного мозга. Из-за этого в прежде всего изменяется психика подростка, а потом мозг начинает постепенно утрачивать свои основные функции: нарушаются процессы запоминания и контроля поведения, подросток начинает мыслить только о том, как добыть еще алкоголь и удовлетворить свои потребности.

На подростков алкоголь влияет еще и таким образом, что довольно быстро развивается устойчивость к алкоголю и, на ее фоне, сильное привыкание. Причина подобных изменений проста: у подростка угнетается рвотный рефлекс, ему требуется выпить довольно много, чтобы почувствовать от алкоголя какой-либо весомый эффект.

Часто подобные изменения воспринимаются, как заслуга собственного организма, но на деле это все – медленно развивающееся привыкание.

Психика меняется таким образом, что подросток перестает видеть разницу между бокалом вина и, например, рюмкой водки. Важным остается только сам факт приема алкогольного напитка в любом виде.

Рано или поздно наступает момент, когда подросток полностью теряет контроль над собой и нередко напивается в буквальном смысле до бессознательного состояния.

Последствия

Влияние алкоголя на организм подростка никогда не проходит полностью бесследно. Если не будет начато своевременное лечение, то алкоголизм станет хроническим и рано или поздно приведет к летальному исходу.

Разрез

Главная опасность воздействия алкоголя состоит в нарушении нервных связей. Мозг перестает образовывать связи между клетками, появляющиеся в норме при получении новой информации. Чтобы остановить этот дегенеративный процесс, используется комплексная терапия.

Важным элементом лечения является общение с подростком, частые разговоры с ним не только о вреде алкоголя, но и вообще обо всем, что покажется интересным. Необходимо вытащить его из порочного круга непонимания.

Важной является и лекарственная терапия, которую подбирает специалист. Рекомендуется использовать условно-рефлекторную схему лечения, которая наилучшим образом себя зарекомендовала на данный момент.

Важно и трехступенчатая профилактика алкоголизма в подростковой среде. Все, конечно же, начинается в семье, где ребенка обучают основам поведения и общения, объясняют элементарные правила. Вторая ступень профилактики – это школа, где говорят о вреде алкоголя, рассказывают, как он действует на организм. Третья ступень профилактики – государственный уровень. От государства зависит возможность ограничить допуск к алкоголю. Подростковый алкоголизм – важная социальная проблема, которую необходимо решать на разных фронтах.

Игнорирование этой проблемы приведет к росту количества алкоголиков в будущем, станет причиной для роста уровня преступности и снижения качества жизни среди населения страны.

alcogolizmed.ru

Разрушающее воздействие алкоголя на растущий организм

Вот уже почти как полстолетия во всем мире звучат предостережения о грозящей подросткам опасности – алкогольной зависимости. Алкоголизация подростков – размах употребления детьми подросткового возраста алкогольных напитков – все возрастает.

Чрезмерное употребление алкоголяПолагаем, не нужно иметь слишком развитое воображение для того, чтобы представить последствия алкоголизации подрастающего поколения, тот невосполнимый ущерб, который наносит пьянство растущему организму ребенка даже при однократном приеме дозы алкоголя, независимо от того, в каком напитке оно содержалось – будь то водка, пиво или красочный джин-тоник.

Внедряясь в организм подростка, алкоголь со скоростью начинает процесс расщепления с такого органа, как печень.

Лишь около 10% от всего количества алкоголя выводится из него в первоначальном виде. Алкоголь, попавший в кровеносную систему, так и будет циркулировать в ней, пока полностью не расщепится, то есть пока полностью не усвоится организмом.

Повышенная насыщаемость растущих тканей подростка, их сквозная проницаемость беспрепятственно дают алкогольному яду распространиться по всей массе тела и отравить его.

Алкогольное воздействие характеризуется своей агрессивной токсичностью и отражается на работоспособности нервной системы ребенка. Можно условно принять за единицу насыщение крови алкоголем, тогда в самом важном органе подростка – печени – это будет приближено к 1.45, а в мозговых клетках – 1.75.

Влияние спиртного на мозгПри приеме незначительных алкогольных доз в подростковом возрасте передача нервных импульсов в мозгу все равно нарушается, и происходит это следующим образом: сосуды сначала расширяются, затем увеличивается их проницаемость, и, как следствие, происходит микрокровоизлияние непосредственно в тканях мозга детей и подростков.

Надо отметить, что подростковому возрасту свойственна обедненность мозговых тканей таким нужным для защиты клеток элементом, как фосфор. При этом мозг подростка более насыщен водой и состоит в процессе структурного роста, так что даже однократные малые дозы алкоголя могут нести за собой страшные разрушительные последствия!

Алкогольная зависимость у подростков – разрушительное явление для физиологии ребенка. При неоднократном употреблении алкогольных напитков в подростковом возрасте происходит угнетение его психики, задерживается развитие высших мыслеформ, тормозится формирование эстетических и нравственных понятий и категорий. Происходит буквальное “отупение”, а нередко и дебилизация ребенка подросткового возраста. Его интеллект теряет способность к саморазвитию и самоорганизации.

Удар по печениСледующей целью разрушительного воздействия алкогольного яда становится печень. Именно в ней идет процесс расщепления поступившего в организм подростка алкоголя под действием вырабатываемых ферментов. Когда скорость продвижения алкоголя по клеткам печени больше скорости его расщепления – идет процесс накапливания алкогольного яда, что, в свою очередь, ведет к уничтожению клеток единственной и уникальной лаборатории организма – печени.

Омертвление печеночных тканей, или цирроз, – следствие подросткового алкоголизма. Цирроз – тяжелейшее заболевание, почти всегда сопутствующее алкогольной зависимости в подростковом возрасте.

Печень организма ребенка подросткового возраста в случае его алкоголизма разрушается очень быстро в силу состояния формирования различных функций. Такая интоксикация неизменно приведет к сбою в белковом и углеродном обмене, различных процессах синтеза ферментов и получаемых организмом подростка витаминах. По факту, спиртосодержащие напитки “убивают” слизистую пищевода, разъедают желудок и изменяют состав желудочного сока, а это угнетает пищеварительный процесс и отражается на развитии детей и подростков, имеющих алкогольную зависимость.

Причины алкоголизма в подростковом возрасте

Употребление пиваПричина детского пьянства кроется в неустойчивости формирующейся психики. Очень характерны изменения поводов приобщения к первой рюмке у детей и подростков в зависимости от их возраста. Например, до 10-летнего возраста знакомство ребенка с алкоголем обычно происходит случайно, по недосмотру взрослых. Иногда малышу могут предложить попробовать алкоголь смеха ради, либо для аппетита или от простуды.

Часто пьянство окружающих толкает подростков на самостоятельный шаг знакомства со спиртным, что называется, из любопытства. Подростковый феномен любопытства переходит на следующий уровень уже в более сознательном возрасте. Этими мотивами первого знакомства могут стать традиционные “народные” поводы, как то: семейное застолье, прием гостей, именины, по случаю праздника и т.п. Это далеко не все причины подросткового алкоголизма.

Употребление пива подросткамиНачиная с 13 лет могут появиться поводы социальной зависимости от мнения сверстников. Характерными среди подростков становятся такие критерии, как выпить за компанию, поддать для храбрости, накатить за друга. Основным и значимым для подростка становится отождествление его личности с коллективом. Особенно это свойственно мальчикам.

У девочек типична схожая картина, хоть и в более невинном ракурсе – рюмочка с согласия родителей в семейном кругу во время торжества и тому подобные варианты. Любое приобщение к спиртному ребенка подросткового возраста преступно! Стоит всего лишь единожды пригубить спиртное, и сразу пропадает психологический барьер, дети уже не чувствуют опасности дальнейшего приобщения к такой популярной в народе традиции…

Действительно, приобщение к выпивке в семье – основная проблема нашего общества. Подростки, подражая старшим на праздниках и застольях, утверждаются в том, что пьянка – это обязательное действо для любого мероприятия. Дополнительную роль в формировании у детей и подростков зависимости от алкоголя играет такое средство массовой информации, как реклама.

Побочные причины подросткового алкоголизма

АлкогольНесформированной психике ребенка трудно удержаться от соблазна попробовать красочно представленный алкоголь, будь то пиво или виски, который для него становится непременным атрибутом праздника жизни.
Разнообразие спиртосодержащей продукции в супермаркетах и их доступность тоже толкают наших детей к пьянству.

Проблема алкоголизации подростков должна была бы обеспокоить производителей молодежных напитков и их рекламодателей. Тем не менее масса самых изощренных алкогольных коктейлей под видом безобидных вкусных соков внедряются в сознание подростка как безопасные напитки для молодежи.

На самом деле уже после двухлетнего употребления алкоголя растущий человечек настолько сильно привыкает к его приему, что в подростковом возрасте у него формируется алкогольная зависимость. Кстати, на мощном эмоциональном пропагандистском фоне образа жизни ради удовлетворения примитивных желаний по формуле получения любых удовольствий за деньги в подростковом возрасте неизменно намечается духовный кризис, который впоследствии перерастает в зависимость от дополнительного стимулятора. Зачастую в роли такого стимулятора выступает алкоголь.

Подталкивающими к пьянству и алкоголизму среди подростков можно также считать и неблагополучные внутрисемейные отношения, особенно в семьях пьющих родителей. Многие склонности передаются по наследству и могут быть заложены задолго до появления ребенка на свет. Любые негативные межличностные противостояния в середине семейного круга, также и чрезмерная опека подростка со стороны его родителей или опекунов, проявление насилия или потакание всем капризам дитяти – все это составляющие причин пьянства и алкоголизма.

Кишечные болиАлкоголизм среди населения достаточно высок, и при этом пока еще в стране слабо работают те законы, которые должны предусматривать реальную административную и реальную уголовную ответственность за вовлечение подростков в пьянство. Любой прием алкоголя в подростковом возрасте – табу!

Мотивы употребления алкоголя детьми и подростками можно разделить на две группы. К первой отнесем их желание присоединиться к “традиции”, фактор любопытства и тягу испытать нечто неизведанное. Ко второй группе – психологические мотивы, формирование и пробуждение у них чувства взрослости, стремление не выделяться и не отставать от старших.

Мотивы обеих групп объединяет между собой тот факт, что дети еще не приобрели в достаточной степени жизненных навыков и опыта, что могло бы удержать их от вступления в свободные отношения с окружающими, перерастающие в зависимость от их мнения или поведения.

Основной массе детей подросткового возраста характерны такие черты характера, как уступчивость и застенчивость. Это является причиной недооценки различных личностных качеств, физического состояния или, например, смелости и т.д. Такая недооценка или, напротив, переоценка своих реальных возможностей в состоянии алкогольного опьянения обычно приводит к развязному, малоконтролируемому поведению.

Потеря аппетитаОсобенностью для подростка является и то, что еще до первого знакомства с алкоголем, у него уже сформировано представление об этом напитке и особенно о его “замечательном” и “приятном” возбуждающем действии. И вот уже первая проба вдруг оказывается неожиданно “горькой” или “жгущей” на вкус, а последствия крайне отвратными – тошнота, рвотный рефлекс, головная боль и т.п.

Все первое время после получения такого характерного опыта большинство детей старается избегать повторного употребления алкоголя. Детский мозг отторгает яд! Грядущие события, а они могут быть самые разнообразные, от дня рождения до выпускного или простой вечеринки по случаю, соблазн употребить спиртное у подростка восстанавливается и даже приобретает новую психологическую окраску.

Третья группа мотивов, побуждающих подростков к пьянству

Эта группа мотивов пьянства в подростковом возрасте формирует само пьянство как поведенческий тип, чаще всего еще и тип подростка-правонарушителя. В перечне таких мотивов не последнее место занимает стремление уйти от обыденности, скуки. На самом деле скука – особое состояние психики, при котором личность подростка испытывает сильный эмоциональный голод. Характеризуется тем, что у ребенка полностью утрачен или просто снижен интерес к познанию или творчеству.

Головные болиВедь особенностями для детей подросткового возраста, страдающих алкоголизмом или имеющих алкогольную зависимость, является то, что они мало интересуются серьезной музыкой или искусством, не занимаются самообразованием или спортом, а все их интересы видятся на почве примитивной “развлекаловки” и спиртного.

Духовная составляющая у подростка ограничена неумением зарекомендовать себя в коллективе детского учреждения и, как следствие, толкает на употребление алкоголя для самоутверждения на улице. Дело в том, что потребность самоутверждения среди подростков – еще одна особенность этого возраста, которая сама по себе важна и понятна. Средства же самоутверждения у зависимых от алкоголя детей затягивают их все глубже в пучину асоциального поведения. У подростков алкоголизм гораздо быстрее формируется и отражается на их жизни.

Независимо от причин алкоголизма, у пьющего подростка практически всегда отсутствуют навыки и интерес к учебной и трудовой деятельности. Этап употребления им алкоголя для самоутверждения позади, теперь к нему добавляется желание снять напряжение от неприятных эмоций и переживаний, вызванных реакцией на его поведение.

ВечеринкаНарастающее отчуждение в семье и школе только усугубляет эту зависимость. Ему остается лишь примитивное ничегонеделание или бесцельное праздное шатание по улицам в поисках приключений, “тупое” многократное прослушивание не обремененных смыслом, а иногда и просто похабных по содержанию музыкальных синглов, посещение ночных дискотек, баров или “забегаловок”.

Свободное время дети и подростки преимущественно проводят с друзьями, что характерно для подрастающего поколения. Типичные подростковые группы, объединенные интересами, близкими по запросам, интеллектуальному уровню и развитию современного ребенка. В большинстве подростки прекрасно осведомлены о пагубном действии алкоголя на организм, хотя при этом в их среде существует и множество заблуждений о мнимой пользе алкоголя, одно из которых – это позиционирование его употребления с точки зрения показателя их взрослости.

Поведенческие характеристики подросткового пьянства и алкоголизма

Патология опьянения неизбежно приводит к повреждению клеток головного мозга и, как следствие, к амнезии. При неоднократных опьянениях становятся длительнее моменты полного затмения рассудка. Все это сильно отражается на уровне интеллектуального состояния – такие подростки зачастую становятся слабоумными. Из-за алкоголизма меняется характер и направление мышления, ребенок замыкается в себе и все время стремится достать спиртное, чтобы вновь расслабиться – эти моменты являются особенностью подросткового алкоголизма.

У таких зависимых от алкоголя детей снижается рвотный рефлекс, а это еще более усиливает устойчивость к спиртному, поэтому зачастую подростки ложно принимают высокую сопротивляемость алкогольной интоксикации своего организма за доблесть и причину гордиться своей повышенной устойчивостью к алкоголю.

Говорить о физическом здоровье подростков здесь не приходится, такая устойчивость – лишь первый симптом серьезнейшего заболевания – алкоголизма! У подростка, становящегося алкоголиком, восприятие организмом рюмки водки не отличается от восприятия им бутылки вина и того подобного. В организме уже произошли дегенеративные процессы.

Внешне это выглядит стандартно таким образом: от небольшой дозы подросток возбуждается, одновременно усиливается его болезненное стремление выпить еще и еще. Поначалу он будет проявлять повышенную эмоциональную активность, потом может начать “буйствовать” либо “выкидывать коленца”, то есть дурачиться. В конце концов, уже с последним глотком алкоголя преодолеется та степень устойчивости организма, которой он так кичился, и подросток попросту отключится – перейдет в бессознательное состояние.

Итак, стойкими признаками подростковой алкогольной зависимости являются ослабление воли, потеря ребенком контроля за тем количеством спиртного, которое он принял, возрастающая жадность к спиртному и сопутствующее этому неконтролируемое поведение.

http://youtu.be/jorKS5u6XUA

Влияние алкоголя в подростковом возрасте

Влияние алкоголя на подростка точно такое же, как на сформированный организм взрослого, характерной особенностью однако будет то, что мозг подростка до 20 лет разнится от взрослого своей реакцией принятия новой информации. Он изначально в состоянии построения связей между клетками своей нервной системы, поскольку создан для обучения. Зависимость подростка от алкоголя разрушает функцию строительства таких связей.

Мозг – гибкая, приспосабливающаяся к воздействию субстанция. При повторяющемся интоксицировании алкоголем он физически становится устойчивее к его влиянию, при этом сильно страдают те химические соединения в нем, которые отвечают за обучение. Проще говоря, мозг начинает деградировать. Исследования ученых на подростках установили, что до достижения 20-летнего возраста при употреблении малых доз алкоголя резко снижается их способность к обучению.

Вывод ученых достаточно показателен: действие алкоголя на формирующийся организм гораздо сильнее и может сильно отразиться на активности мыслительной деятельности мозга подростка в дальнейшем.

Лечение подростковой алкогольной зависимости должно быть комплексным

Особенность лечения такого вида зависимости – пубертатный возраст. У подростков алкоголизм протекает гораздо тяжелее, чем у взрослых. Поэтому существуют ограничения на прием некоторых лекарств и методов. Опасными для организма ребенка станут условно-рефлекторная или сенсибилизирующая терапии.

Еще очень важно выявление зависимости от алкоголя как можно раньше, что позволит значительно облегчить процесс лечения. Реабилитацию проводить можно только в стационарных условиях и под контролем специалистов. Первоначально ребенку осуществляют дезинтоксикацию и назначают специальные ноотропные препараты, затем прописывают витамины.

Основное лечение для алкоголика подросткового возраста является психотерапевтическое. При этом обязательно учитывается легко ранимая психика подростка. Для комплексного лечения рекомендуется применение средств из арсенала народной медицины – общеукрепляющие отвары и настои лекарственных трав. Дополнительно рекомендовано приобщение к социально значимой деятельности и спорту.

Особенности профилактики пьянства и алкоголизации подростков

  1. Важная роль в такой профилактике принадлежит родителям. Им необходимо понимать, что для ребенка безвредного алкоголя не бывает. Домашняя атмосфера доверительности и понимания нужд подростка – залог препятствия алкоголизму.
  2. На уровне детских учреждений: контакт воспитателя с учеником, такт педагога, воспитательно-профилактическая работа школьного врача и медицинской сестры, активное привлечение к общественно-полезному труду и спортивные нагрузки.
  3. На уровне государства: запрет на продажи алкоголя детям, запрет на рекламу алкоголя, уголовная ответственность за вовлечение детей и подростков в пьянство, запрет на трудоустройство несовершеннолетних в сферу производства и хранения алкогольной продукции и т.д.

ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная в статье, носит исключительно ознакомительный характер и не является инструкцией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!


alko03.ru

Курский Государственный Педагогический Университет

Тема: «Влияние алкоголя на организм подростка. Лечение алкоголизма»

Выполнил: студент гр. 46 А факультета иностранных языков.

1. ИСТОРИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИЗУЧЕНИЯ РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ

2. ОСОБЕННОСТИ АЛКОГОЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ И ХАРАКТЕРА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ

4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ

5. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ БОЛЬНЫХ РАННИМ АЛКОГОЛИЗМОМ

6. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7. ИЗМЕНЕНИЯ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

1. ИСТОРИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИЗУЧЕНИЯ РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ

Изучение употребления алкоголя среди молодежи в Росси во многом опирается на опыт аналогичных исследований за границей, которые в конце XIX – начале XX в. проводились в странах Северной Америки и Западной Европы и велись в направлениях:

— изучались средняя распространенность и характер употребления алкоголя учащимися

— определялось надичие закономерночтей между успеваемостью и употреблением алкоголя

— исследовалось влияние алкоголя, вред алкоголя, на детский и подростковый организм

— разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения

Существенное место среди исследований этого периода занимали работы, иллюстрирующие распространенность и характер питейных обычаев, когда дети получали алкогольсодержащие напитки для:

— "облегчения прорезывания зубов",

— "успокоения" (Якубович, 1894, 1900; Горячкин, 1896).

Бытовавшая твердая уверенность в укрепляющем действии алкоголя часто имела последствием прямую алкоголизацию ребенка. Roesch (1838) возмущался тем, что многие дети Франции рано получают доступ к спиртсодержащим напиткам.. В области Нижней Сены, например именно в семье дети приобщаются к пьянству, ибо они, как бы молоды ни были, получали по праздникам свою порцию водки. Lyon (1888), описав подробно три случая хронического алкоголизма у подростков, указывает на многочисленность подобных примеров, особенно среди занятых в виноторговле. Legrain (1889) писал, что во Франции широко распространено потребление алкоголя среди учеников и студентов.

В Бургундии. например, длительное время существовал обычай давать ребенку на пробу вино последнего сбора винограда. В рабочих кварталах Парижа дети 4-10 лет по праздникам посещали вместе с родителями харчевни и рестораны. Barаties (1896) рисует картину широкого употребления спиртных напитков детьми как городского, так и сельского населения Франции.

Demme (1885, 1886) указывал на бытовавший в Германии обычай давать спиртные напитки детям. Так, при обследовании одной из школ в Бонне оказалось, что из 247 детей (мальчиков и девочек) в возрасте 7–8 лет только один еще не потреблял никаких алкогольных напитков. Около 75% из них уже пили водку, констатировалось, что уже в первый год жизни дети зачастую регулярно получают пиво. В Германии, например, было чрезвычайно глубоко убеждение матерей в благотворном влиянии коньяка на грудных детей, поэтому многие матери часто давали им по нескольку капель этого напитка для "возбуждения аппетита" и "улучшения пищеварения", дозировка обычно регулировалась собственным усмотрением или советом знакомых.

Обследование детей в пяти штатах США, позволило сделать выводы, что из коренных американских детей "спаиваются любящими родителями" 14%, а из детей эмигрантов, выходцев из Европы, – 65%. В Шотландии в ряде мест детям давали соску, смоченную в виски, или поили их водой с примесью алкоголя. В Бельгии был распространен обычай угощать детей водкой-можжевеловкой, а пивом там часто заменяли молоко. В Австрии в зимнее время дети бедняков перед уходом в школу обычно получали стакан водки для "согревания и утоления голода".

В России также были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с детства. По заявлению В. Ф. Якубовича (1894, 1900) среди населения "низшего сословия" было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. В народе существовало весьма устойчивое мнение, что если давать детям водку, то они не будут пить, когда станут взрослыми.

По наблюдениям Г. П. Горячкина (1896), спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для "укрепления организма", "улучшения" аппетита и сна. Портвейн считается прекрасным народным средством повышения аппетита, малиновая настойка – при простудных заболеваниях, кагор и черемуховую наливку обычно применяют при поносе, "рябиновку" – при глистных инвазиях и т. д. В бедных слоях населения порой и по сей день универсальным лечебным средством считается водка.

Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина "Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма" (1902). В ней содержатся многочисленные опыты влияния алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что даже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и общую физиологию ребенка.

А. Я. Предкальн (1910) описывает существовавший на большинстве промышленных предприятий обычай устраивать "свадьбу подмастерьев" при производстве ученика в подмастерья. Для этой цели администрация предприятия иногда даже выдавала аванс до 20 рублей (сумма такого размера обычно предоставляется только в случае смерти или серьезной болезни кого-либо из членов семьи). Полученные деньги пропивались подростками-подмастерьями вместе с рабочими в один вечер.

— стремление подражать старшим,

— анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма

все это являлось условиями, определяющими развитие алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению об "успокаивающем", "питательном" воздействии спиртсодержащих продуктов.

Анализ отечественной литературы по проблеме детской и юношеской алкоголизации, вышедшей с начала 90-х гг. и по 1914 г. , позволяет выделить следующие основные направления:

— исследование влияния алкоголя на детский и юношеский организм (Горячкин, 1896; Эрисман, 1897; Сажин, 1902; Щербаков, 1907; и др. );

— изучение факторов, способствующих развитию алкоголизации среди учащихся (Григорьев, 1898, 1900; Дембо, 1900; Коровин, 1908; и др. );

— изучение возможностей школы в борьбе с алкоголизмом (Португалов, 1895; Вирениус, 1900; Невзоров, 1900; Плотников, 1900; Канель, 1909, 1914; Гордон, 1910; и др. ).

В большинстве работ этого периода использовались методы опроса либо анкетирования.

Одна из ранних попыток изучить масштабы алкоголизации среди детей принадлежит редактору первого русского антиалкогольного журнала "Вестник трезвости" (1894-1898) Н. И. Григорьеву, который разослал заведующим сельскими училищами запрос о степени распространенности употребления алкоголя среди крестьянских детей. Были получены ответы из различных уголков России, свидетельствовавшие о почти сплошном употреблении спиртных напитков среди сельских детей, которые в большинстве приобщались, а иногда и принуждались к употреблению алкоголя родителями.

В 1900 г. Н. И. Григорьев провел также исследование среди городских школьников. С помощью учителей в четырех городских школах были опрошены учащиеся 8-13 лет. как выяснилось, из 182 учеников 164 были знакомы с алкогольными напитками и 150 – пили водку. Многие из них на момент обследования даже находились в состоянии опьянения и говорили, что любят выпивать, так как после этого улучшается настроение. По социальному происхождению опрошенные были дети мелких лавочников, артельщиков, дворников, швейцаров. Н. И. Григорьев отмечал также тот факт, что большинству детей первую рюмку преподнесли родители во время праздника или в гостях.

А. М. Коровин подробно изучил характер алкоголизации детей: что они пьют, частоту опьянения, отношение детей к спиртным напиткам и др. Опираясь на убедительный статистический материал, он еще раз подтвердил — первыми "алкогольными" воспитателями являются родители. Так, родители поят мальчиков в 68,3%, а девочек в 72,2% случаев.

Путем сопоставления групп пьющих и непьющих школьников М. Коровин показал значительное отрицательное влияние алкоголя на физическое и умственное развитие детей, на их поведение. Автор приходит к следующим выводам:

— главными пропагандистами употребления спиртных напитков среди детей в подавляющем большинстве случаев являются их родители;

— мальчики предпочитают крепкие спиртные напитки, девочки – более слабые;

— сельские школьники пьют в тех же случаях, что и взрослое население – в праздники, торжества и т. п. ;

— у "пьющих" школьников чаще, чему "трезвых", отмечаются слабое телосложение, отставание в умственном развитии и дурное поведение.

На алкоголизации учащихся прежде всего отражался и социальный статус их семей. По доле детей, знакомых со спиртными напитками, все семьи отчетливо разделялись на три группы:

1) служащих – 51,8% детей употребляли алкоголь;

2)кустарей – 41,6; крестьян – 41,8; рабочих – 41,9;

3) торговцев – 26,2; духовенства – 20,8%.

Ряд исследований 20-30-х гг. иллюстрирует противоречия между декларируемыми алкогольными установками членов семьи и сложившимися алкогольными обычаями, которых они придерживаются. Так, в семьях на уровне 30 годов

— поощряют выпивку детей 0,5% родителей,

Характерно, что вместе со столь явными антиалкогольными декларациями в семье могут уживаться и такие формы активного приобщения детей к алкогольным обычаям, как возложение на них обязанностей по покупке спиртных напитков. По данным Э. И. Дейчмана (1927), посылают детей-школьников

— за пивом в 37,5% семей,

Или например имеются следующие данные данные о частоте употребления спиртных напитков родителями и детьми в различных ситуациях:

Пьют ежедневно 4,5% родителей — 0,7% детей

по воскресеньям 7,3% — 2,0%

по праздникам 54,2% — 25,0%

в гостях 1,1% — 0,5%

Легко убедиться, что характер алкоголизации родителей во многом прямо копируется детьми. Принято считать, что алкоголизм родителей не менее чем в половине случаев сопровождается алкоголизмом их детей. Хотя сужествуют и менне категоричные воззрения: "Потребляющие спиртные напитки семьи встречаются несколько чаще среди пьющих подростков – 73,4%, чем среди непьющих – 67,3%. Разница, однако, настолько невелика, что отнести воздержание от алкоголя непьющих целиком за счет семейного влияния нельзя".

Таким образом, в исследованиях 20-30-х гг. дана в основном картина существовавшей в то время алкоголизации детей и подростков с особым акцентом на влияние родителей в приобщении детей к спиртному.

Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть и понять причины злоупотребления спиртными напитками.

Сравнивая влияние сверстников, алкогольных обычаев, семьи и пола подростков на потребление ими спиртных напитков, Forslung (1970) выяснил, что алкогольное поведение подростков, подростковый алкоголизм, преимущественно определяется следующими факторами: алкогольное поведение матери оказывает определяющее воздействие на алкоголизацию прежде всего дочерей, в свою очередь поведение отцов имеет определяющее влияние на алкоголизацию сыновей. Влияние сверстников определяется тем будет или не будет пить подросток в отсутствие родительского контроля. Выделяется несколько типов соотношения между алкогольной культурой микросоциальной среды и установками индивида в отношении алкоголизации:

— так называемой "абстинентной культуре" соответствует установка на полное воздержание;

— "допускающая" установка соответствует "либеральной культуре" , однако при этом запрещается откровенное пьянство;

— "двусмысленная и противоречивая алкогольная установка — "амбивалентная культура";

— "патологическая культура" – алкогольная установка, допускающая любые проявления пьянства.

Причины пьянства в особенностях процесса социализации, деформировавших культурные нормы поведения, в том числе и потребления алкоголя.

2. ОСОБЕННОСТИ АЛКОГОЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Анализируя в целом современные зарубежные и отечественные исследования по проблеме алкоголизации молодежи, можно отметить ряд характерных особенностей. Многие полученные в этих работах данные позволяют выявить динамику алкоголизации, оценить эффективность проводившихся мероприятий по борьбе с употреблением алкоголя детьми и подростками. Изучение причин алкоголизации зарубежные исследователи сосредоточили в основном на анализе влияния микросоциальной среды – родителей, друзей, товарищей – и изучении внешнего влияния традиций, обычаев. С другой стороны, психиатры и психологи пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами (наследственность, особенности преморбидной личности). В защиту своих взглядов выдвигаются многочисленные теории происхождения алкоголизма: генетотрофическая, аллергическая, эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизма относят к различным биологическим сдвигам в организме или к подсознательным стремлениям человека ("потребность саморазрушения", оральная фиксация, латентный гомосексуализм). Социальный подход к алкоголизму как общественному пороку по существу подменяется модернизированными вариантами фрейдизма, социальной экологии и т. п. Попытки некоторых западных ученых дать объективный анализ алкоголизма как социального явления не идут дальше реформаторских предложений. Чаще всего они не раскрывают социальной обусловленности алкоголизма, его зависимости от общественных отношений.

Анализ употребления пива школьниками трех городов обнаруживает одну существенную деталь. Во всех трех возрастных группах среди мальчиков лидировали представители Инты, а среди девочек – Петербурга. Школьницы крупного города больше "эмансипированы" в вопросах алкоголизации, чем их сверстницы из менее урбанизированных регионов.

Важным звеном в развитии алкоголизации школьников является приобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе сверстников. Как видно из иллюстраций, во всех трех городах школьники примерно в равной степени начинают с возрастом приобщаться к алкоголизации в компании друзей. В отношении употребления спиртных напитков в семье картина противоположная. И у мальчиков, и у девочек наглядно прослеживается прямая зависимость частоты алкоголизации в семье от "уровня урбанизации" (с максимальными показателями во всех возрастных группах по Петербургу).

Тот факт, что дети из семей, соблюдающих "сухой закон", по отношению к детям из семей, не соблюдающих его, менее осуждали пьянство (t=3,4) и чаще встречали затруднения в его квалификации (t=3,8), возможно, объясняется отсутствием в их семьях "алкогольной практики". Наибольшая частота квалификации пьянства как нормального явления встречалась в семьях с преимущественным употреблением спиртных напитков по выходным дням, что, возможно, являлось следствием своеобразной адаптации детей к семейным выпивкам, еще не достигшим уровня асоциальности, как в семьях с ежедневным потреблением, где этот показатель наименьший (t==2,1). Дети из семей с ежедневным употреблением спиртных напитков, так же, как и дети из семей, соблюдающих "сухой закон", имели равные показатели безразличного отношения к проблеме пьянства (t=1,3).

С возрастом изменялись оценки учащимися состояния опьянения окружающих. Частота случаев квалификации пьянства как нормального явления имела у мальчиков прямую корреляцию с увеличением возраста (г=+0,99; р&lp;0,01). Юноши в 16 лет с меньшим осуждением, чем девушки, относились к пьянству окружающих (t=4,3). В наибольшей степени затруднялись однозначно выразить свое отношение к пьянству дети 9 лет (в равной мере девочки и мальчики). Но, начиная с 13 лет, девочки определеннее мальчиков выражали свое отношение к пьянству окружающих: у них число неопределенных ответов было примерно в два раза меньше (t=3,6). Надо заметить, что девочки вообще более однозначно высказывались по всем предложенным вопросам, чем мальчики.

На фоне рассмотренных общих оценок алкоголизации учащимися представляет интерес вопрос о том, в каких ситуациях, в каких пределах они считают допустимым собственное употребление спиртных напитков. Из иллюстрации видно, что число девочек 16-17 лет, положительно оценивающих употребление алкогольных напитков по праздникам, превосходило соответствующие показатели у мальчиков, их сверстников (t=2,3).

Таким образом, алкогольные обычаи микросреды во многом определяют алкогольные установки детей, их оценки пьянства окружающих, отношение к возможности собственной алкоголизации и ее динамику. Они являются первым и наиболее важным звеном в развитии алкоголизации у подростков, основой "социальной толерантности" к пьянству.

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в. среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Факт знакомства детей со спиртными напитками, конечно, не может быть критерием оценки степени алкоголизации. Гораздо продуктивнее оценивать стиль алкоголизации – совокупность алкогольных установок индивида, определяющих соответствующую форму потребления спиртного и опьянения. Задачей дальнейших социально-психологических исследований будет разработка системы методов вероятностного прогнозирования алкоголизации для тех или иных типов подростков группы риска.

3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ И ХАРАКТЕРА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ

Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации.

К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 18 лет. При анализе алкоголизации несовершеннолетних мы исходили из важного в методологическом плане положения о том, что употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения (Личко, 1977). Это требует более широкого и глубокого подхода к рассматриваемой проблеме, не ограничивающегося рамками социальной и клинической наркологии.

В таблице 1 приводится качественный состав спиртных напитков, употребляемых молодежью. Как видно из таблицы, мальчики чаще девочек употребляют основные виды спиртных напитков, причем с возрастанием их крепости эта разница становится существенной. Среди городских школьников распространено потребление преимущественно слабых алкогольных напитков – пива, вина, учащиеся же сельских школ более знакомы со вкусами крепких спиртных напитков. В 20-30-е гг. можно было встретить достаточно широкое употребление школьниками самогона: в 1,0 – 32,0%, у мальчиков и 0,9 – 12% у девочек. С возрастом увеличивалась частота употребления водки.

Практически во всех социально-гигиенических и клинико-социальных исследованиях алкоголизации молодежи использовался метод опроса в различных модификациях – от заочной анкеты до интервью по телефону и клинического интервью.

Наиболее трудносопоставимы между собой данные о распространенности и частоте употребления алкогольных напитков среди молодежи, так как авторы не только различных стран, но даже одной и той же страны в один и тот же исторический период использовали качественно отличные друг от друга методы выявления употребляющих и не употребляющих алкоголь, различные классификации по возрасту и т. д.

По возрастным группам в литературе можно встретить данные об употреблении алкоголя детьми от первых месяцев жизни (Brunon, 1899) до молодых людей 20-25 лет (Никольский, 1910).

Критерием начала алкоголизации служила различная глубина опьянения. Так, М. Плотников (1890) учитывал тех, которые "пробовали и бывали пьяны", А. М. Коровин (1910) — "напивавшихся", Б. С. Сигал (1928) — "напивавшихся допьяна", Е. С. Скворцова (1978) – "знакомых со вкусом алкоголя" и т. д.

Вследствие такого разнопланового подхода к оценке частоты и распространенности алкоголизации подростков сильно затруднено обобщение данных. Можно, однако, констатировать более раннюю и широкую алкоголизацию детей в. XIX в. , что во многом являлось следствием менее критичного отношения к ней взрослых. За последние сто лет изменяется стиль и язык исследований – от преимущественно публицистической драматизации вопросов детского пьянства к попыткам глубокого научного анализа. В работах последних десятилетий все строже систематизируются получаемые показатели, растет репрезентативность выборок, формируется сравнительный подход к оценке алкоголизации различных возрастных групп.

О росте употребления алкогольных напитков подростками и молодежью в последние десятилетия красноречиво свидетельствуют многолетние панельные и сравнительные исследования, проведенные в США, Канаде, ФРГ и других странах. Например, данные панельного исследования в штате Калифорния (США) за 7 лет показали значительное увеличение употребления алкоголя учащимися (В1ас1с1ог 1974). Процент учеников, употреблявших алкоголь в течение последнего года, составил еле дующий динамический ряд: 1968 – 65%, 1969 – 73, 1970 – 74, 1971 – 77, 1972 – 81, 1973 – 85, 1974 – 86%.

С 1967 по 1974 г. Shuder (1976) провел опрос 1004 подростков относительно потребления ими алкоголя. Среди подростков 16-18 лет, происходящих из семей, где старшие потребляли алкоголь, 94% регулярно пили алкогольные напитки, остальные 6% имели к нему отчетливую склонность; соответствующие данные для девушек были 68 и 32%. Важным отрицательным фактором была безнадзорность детей. Среди подростков 16-18 лет, чьи родители не находили времени для общения с ними, 65% юношей и 62% девушек регулярно принимали алкоголь. Автор обращает внимание на то, что родители часто не подозревали о том, что их дети злоупотребляли спиртными напитками. Относительно регулярного потребления алкоголя детьми вне праздников многие родители не были информированы (в 58% случаев для возраста 10-14 лет, в 35% случаев для возраста 14-16 лет, в 11% случаев для возраста 16-18 лет).

Таким образом, темп роста употребления алкогольных напитков среди девочек (девушек) идет быстрее, чем у мальчиков (юношей). Девушки, как свидетельствуют исследования зарубежных авторов, по всем показателям употребления (дозе, частоте, крепости напитков и т. д. ) догоняют юношей.

Несмотря на разноплановость критериев выявления злоупотребляющих алкоголем и больных алкоголизмом в подростково-юношеском возрасте, данные различных авторов все-таки позволяют судить о том, что их число достаточно велико (табл. 2). Анализ материалов, приведенных в таблице, свидетельствует, что за последние 100 лет независимо от уровня употребления и злоупотребления спиртными напитками показатели распространения собственно алкоголизма у молодежи сохраняются на достаточно стабильном уровне, не превышающем 5% больных до 20 лет и 8-10% больных до 25 лет (от общего числа взятых на учет). Этот факт имеет принципиальное значение, так как свидетельствует о динамике возникновения и развития ранних форм алкоголизма в целостной структуре алкогольной заболеваемости.

Многие исследователи констатируют тенденцию к увеличению потребления алкогольных напитков и росту заболеваемости хроническим алкоголизмом в последние десятилетия.

По мнению австрийских специалистов, выступавших на 3 психиатрическом симпозиуме в Ландеке (1974), все большее число подростков и юношей, страдающих различными формами наркоманий, переходят к злоупотреблению алкоголем. В настоящее время эта тенденция отмечается во всех развитых капиталистических странах. Сравнительное исследование (Lazinski, 1974) показало особенно большое увеличение сильно пьющих в возрасте до 15 лет – с 0,3 до 2,1%, т. е. более чем в 7 раз (сильно пьющими автор называет подростков, которые в последние 2 месяца напивались более 5 раз).

По данным Keyserling (1963), вероятность того, что молодой человек станет алкоголиком, в европейских странах равна 1:30, а в США – 1:10. Zukker (1966), суммируя исследования пьянства подростков, заключил, что среди подростков, которые имели алкогольный опыт, до 90-95% пьют таким образом, что потребление алкогольных напитков не представляет для них "проблемы". Для других (5-10%) потребление алкоголя – отчетливая "проблема". Известные исследователи и инициаторы противоалкогольного движения в Болгарии Б. Братанов и Д. Братанов (1973) утверждают, что угроза алкоголизации молодого поколения в условиях современной индустриализации и урбанизации становится все более реальной. Налоги (1976) отмечает, что у 28% обследованных им юношей увлечение спиртными напитками может перейти в будущем в алкоголизм.

3арубежные социологи и психологи в качестве основных причин тяги молодежи к алкоголю указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, отчуждение, неустроенную жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания. Неблагополучие в семье и столкновение с действительностью, мода или конфликт с общественными нормами – таковы причины роста алкоголизации и алкоголизма среди молодежи на Западе.

4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ

Характер влияния алкоголя на организм человека давно и подробно изучен физиологами и медиками. Что касается подростков, то острое алкогольное отравление приводит, например, по данным В. И. Демченко (1980), к значительным изменениям деятельности сердечно-сосудистой системы проявляющимся в:

— побледнении кожных покровов,

— тахикардии и приглушенности сердечных тонов.

Характерным проявлением алкогольного отравления является многократная рвота. Даже единичное употребление небольших доз спиртных напитков сопровождается у подростков выраженными проявлениями интоксикации, особенно нервной системы. Наиболее тяжелые отравления наблюдаются у лиц с отягощенным анамнезом, на фоне органической церебральной недостаточности или сопутствующей соматической патологии.

Значительно менее однозначно можно описать характер влияния алкоголя на психику подростка. В целом клиническая картина выраженного опьянения подростка выглядит в большинстве случаев так:

— кратковременное возбуждение сменяется затем общим угнетением,

— замедленной бессвязной речью,

Если же обратиться к субъективным данным, к данным опросов, то при всей их некорректности (обычно одновременно опрашиваются и те, кто недавно познакомился со спиртным, и те, кто имеет определенный опыт алкоголизации; не всегда проверяется, верно ли понял опрашиваемый ребенок вопрос исследователя и т. п. ) можно констатировать, что в субъективных переживаниях, особенно в самом начале знакомства с алкоголем, преобладающую роль играют отрицательные или безразличные ощущения. Из опрошенных Т. М. Богомоловой (1928) 605 школьников 6-16 лет во время употребления спиртных напитков у 41,1% отмечались неприятные и тяжелые соматопсихические ощущения, у 35,6 – безразличное состояние, у 23% – приятное состояние. По данным Михайлова (1930), после выпивки головная боль отмечалась у 61,2%, тошнота – у 8,4, рвота – у 14,8, подавленное состояние у 3,6, слабость у 12,4% опрошенных. На вопрос о самочувствии в опьянении И. Канкаровичем (1930) были получены у школьников следующие ответы:

— подъем настроения – 47,8%,

— безразличное настроение – 18,4,

— упадок настроения – 6,1,

— физическое недомогание – 27,6%.

По данным В. Ф. Матвеева с соавторами (1979), при первых употреблениях алкоголя 53% подростков испытывали отвращение.

Со временем, с увеличением "стажа" употребления алкоголя, объективная картина, однако, разительно меняется. Более 90% опрошенных подростков с двухгодичным и большим "стажем" употребления считали, что опьянение сопровождается у них ощущением прилива сил, чувством довольства, комфорта, повышением настроения, т. е. в высказываниях начинают появляться те атрибуты психического состояния, которые обыденное сознание часто приписывает действию алкоголя.

Необходимость углубленной оценки состояния функции печени и почек с помощью радионуклидных методов или микроциркуляции с помощью инфракрасной термографии заставляла нас в ряде случаев прибегать к этаноловым нагрузкам с введением, как обычно, 33° алкоголя. При этом одновременно с лабораторным тестом в одних случаях подростки предупреждались о характере инъекции, а в других она подавалась как "функциональная нагрузка".

5. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ БОЛЬНЫХ РАННИМ АЛКОГОЛИЗМОМ

В клинической литературе перечисляются различные черты молодых алкоголиков. В наблюдениях Маскау (1961) в качестве характерных черт личности пациентов были отмечены: возбудимость, агрессивность, импульсивность, депрессивные реакции; сексуальные извращения и др. Zakevich (1963) считает, что характерологические расстройства у несовершеннолетних алкоголиков имеют преимущественно органическую почву. И. Л. Злотников с соавторами (1970) Отмечают рано появляющиеся у подростков изменения личности, к которым они относят: возбудимость, взрывчатость, заострение характерологических черт, свойственных пубертатному возрасту, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, узкий круг интересов, асоциальные тенденции, эмоциональное огрубение, конфликты с родителями. М. А. Чалисов с соавторами (1973) и В. В. Веселовский с соавторами (1976) находят у юношей, страдающих алкоголизмом, изменения характера в виде грубости, эмоциональной холодности, циничности, утраты привязанности к родителям и членам семьи, у некоторых – агрессивности.

Кратко опишем наши наблюдения над характерологическими чертами молодых алкоголиков.

Лживость больных алкоголизмом хорошо знакома клиницистам и психологам. У подростков же она особенно непоследовательна и эмоциональна. Наиболее демонстративно она выражается в стремлении скрыть истинные причины и размеры пьянства. Наши пациенты, например, нередко утверждают, что пьют так редко и мало, что их надо считать едва ли не абсолютными трезвенниками, либо, наоборот, преподносят утяжеленный гротескный алкогольный анамнез. Эта характерная потеря "меры диссимуляции" (Жмуров, 1978) свидетельствует и об отсутствии подростков ясного представления о границах умеренного употребления алкоголя, и об их изоляции от воздействия противоалкогольной пропаганды. Что же касается трезвости, то она подставляется им столь чуждой и неестественной, что нужны, по их мнению, особые причины, чтобы не пьянствовать. С другой стороны, потеря "меры диссимуляции" тесно связана с общими возрастными особенностями подростка, в частности, с недифференцированностью оценок, "контрастным" внутренним зрением.

Как характерную черту, необходимо отметить неустойчивость настроения наших пациентов. Так, вкрадчивость и подобострастие в ситуациях, сулящих выпивку, резко сменяются гневными вспышками и агрессивностью, если ей препятствуют. Брутальные аффекты особенно легко развиваются в кругу близких, редко сменяясь даже при посторонних хотя бы формальной вежливостью.

Та же неустойчивость, имеющая, по сути дела, ту же логику и подоплеку, типична и для других черт. Так, возможность созвучности переживаний, синтонность несовершеннолетних больных носят в развернутых стадиях заболевания преимущественно парциальный, а не диффузный характер: она выражается главным образом в отношениях с людьми, злоупотребляющими алкоголем; сверстники же с трезвенническими установками подвергаются остракизму и третируются как "неполноценные" и "ненормальные". Подростки становятся невнимательными к близким, к прежним друзьям, неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Непринужденно, синтонно они чувствуют себя только в "своем кругу". Нередко они весьма заботливы к себе подобным, например, целыми "делегациями" навещают товарищей, находящихся на стационарном лечении от алкоголизма. Вообще они легко находят общий язык со злоупотребляющими алкоголем и быстро сближаются с ними, формируя своеобразное сообщество, где господствуют особые нормы взаимоотношений и "кодекс чести", основанные на употреблении спиртных напитков.

e-da.su

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.