Почему мусульманам нельзя пить алкоголь


Причины запрета

Жители Аравийского полуострова активно употребляли «веселящие» напитки до принятия Ислама. Это объяснялось почти полным отсутствием природных источников. Из-за плохого качества воды, которой было очень мало, люди использовали вино и финиковую настойку для утоления жажды. Слабая крепость таких напитков не приводила к сильному опьянению.

Но регулярность употребления превращалась в злоупотребление. Нередки были случаи смерти от алкогольного отравления. Рождение детей с признаками врожденных уродств также считалось почти нормой, и было результатом алкоголизма родителей. Целые народы стояли на грани вымирания.

«Сухой закон» от пророка Мухаммеда

Именно этот пророк обратил внимание на страшную тенденцию. Он и решил ввести запрет на пьянство. Понимая силу многовековой привычки, мудрый Мухаммед не стал действовать необдуманно, и решил внедрять новые порядки постепенно. На исповедях стали подниматься вопросы пьянства и его вреда. Упор делался на то, что пьющий верующий оскорбляет Аллаха.


Позже был введен запрет на проведение Намаза в одурманенном состоянии. Позникло понятие «хамар» («грех, лишающий разума»).  Между тем слово «хамар» обозначало одновременно «покрывать пеленой», «дурманить» и напиток, полученный из виноградного или плодово-ягодных соков путем брожения. Получалось, что если напиток был изготовлен другим образом, то употреблять его было можно. Так, в число запретных напитков поначалу не попали пиво и чистый спирт, полученный в 860 году одним персидским врачом.

Пять причин, по которым мусульманам запрещено пить алкоголь

Тогда же в сознании правоверных мусульман были сформированы причины, которые не позволяли употреблять алкоголь.

  1. Обращаясь к Аллаху во время Намаза нельзя быть под воздействием алкоголя, поскольку это оскверняет сам священный ритуал. А поскольку молитва совершается 5 раз в день, алкогольные пары просто не успеют выветриться до встречи со Всевышним.
  2. Боязнь привыкания ограждала многих верующих от возможности отступить от заповеди Мухаммеда. Ведь выпив один раз, человек может захотеть большего.
  3. Алкоголь, стирая границы между праведностью и грехом, может подтолкнуть верующего к поступкам, не угодным Аллаху. Наказание за это может быть гораздо белее чувствительным, чем удовольствие от выпитого напитка.
  4. Пить алкоголь на глазах у детей недопустимо. Это дает повод повторять такие же действия, когда они повзрослеют, и сами станут родителями. Пагубная цепочка может продолжиться вечно.
  5. Снижая способность самоконтроля, спиртное может подтолкнуть верующего к тому, чтобы он забыл заповеди Корана. Это считается страшным грехом и карается нещадно.

В суре «Аль-Маида» говорится: «О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир (азартные игры), (жертвоприношения) на каменных жертвенниках (и гадание) по летящим стрелам — скверные деяния, (внушаемые) шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Прекратите ли вы (эти непристойности)?»

К числу запретных напитков были отнесены все, в которых имелся малейший градус алкоголя. Лишь в зороастрийских общинах было принято употреблять пиво и спирт, которые не считались алкоголем, из-за того, что при их изготовлении не использовался процесс брожения ягод. Сегодня таких сообществ осталось очень мало.

Строгость запрета

Вопреки бытующему мнению, запрет на алкоголь очень строг. Не смотря на то, что в поэтических произведениях Омара Хайяма воспевается вкус вина и результаты его воздействия на человеческий организм, догмы Корана запрещают принятие алкоголя.

Конечно, в некоторых странах Ислама алкоголь продается. Но его употребление не возведено в ранг национальной традиции, как у россиян.

Источник: suharewa.ru

«Arabia felix — cчастливая Аравия»


Так называли страну, которой суждено было стать колыбелью ислама до времен начала посланнической миссии пророка Мухаммада. На аравийском побережье существовали довольно развитые города-государства, а в центре полуострова жили полудикие бедуины-язычники, которые время от времени устраивали поэтические состязания, часто закапывали в землю новорожденных девочек и сильно пили. Думается, окажись современный человек среди доисламских арабов,  первое, что он отметил бы, так это полное отсутствие у доисламских арабов хоть какой-то культура пития. Можно было бы даже сказать, что общество это в целом изрядно «злоупотребляет». Употребляли виноградное РІРёРЅРѕ, а также некий продукт на основе местных фиников, про который один исследователь-исламовед в приватной беседе заметил, что он был крепостью 60 «градусов». Двадцать градусов была крепость собственно напитка, и еще на сорок «развозила» аравийская жара.

Свою миссию пророк Мухаммад начал с проповеди веры в единого Бога. Все остальные положения мусульманской доктрины о дозволенном и запретном, в том числе и об алкоголе, сложились позднее, уже после переселения пророка из Мекки в Медину в 622 году.


Вот основные антиалкогольные аяты Корана:

«Они тебя о винах и азартных играх вопрошают. Скажи: в них грех большой, но есть для вас и польза, хоть больше в них греха чем пользы» (Коран, 2: 219, перевод смыслов В. Пороховой).

«О вы, кто верует. Все, что пьянит (и травит) ум, азартные затеи, И камни (жертвенников, алтарей, и мест молений), и жребии на стрелах. Все это мерзость, что измыслил сатана. Так воздержитесь же от этих искушений, чтобы иметь вам счастье и успех» (Коран 5; 90).

В новообразованной исламской общине преодоление пьянства пришло не сразу.


же после принятия ислама, многие сподвижники пророка продолжали употреблять, и устраивать пиршества с алкоголем. Поэтому неприятие пьянства вводилось постепенно, сначала был ниспослан аят, в котором говорилось о грехе и «некоей пользе пьянства», затем аят, в котором верующие предупреждались от того, чтобы пьяными становиться на молитву (традиция гласит, что этот стих был ниспослан после того, как группа подвыпивших мусульман встала на молитву и перепутала ее слова, тем самым сделав молитву недействительной) и, наконец, было однозначно сказано, что алкоголь, наряду с азартными играми и гаданием, — деяния сатаны.

Именно это положение Корана считается у мусульман основой для причисления алкоголя к категории «харам/запретное». Между тем, даже поверхностный анализ текстов этих аятов, приводит к мысли, что речь в них не идет об абсолютном запрете, но лишь содержится рекомендация «держаться подальше» для того, чтобы иметь успех в жизни и делах. Ведь «есть в этом некоторая польза…».

Например, как повествует «Жизнеописание Пророка» Ибн Ишама, по одной из версий, будущий праведный халиф Умар познакомился с Мухаммадом следующим образом.


льный физически и отличавшийся буйным нравом мекканец Умар ибн-Хаттаб, однажды вечером ощутил острую необходимость добавить… А винная лавка находилась недалеко от святилища Каабы, где в это время истово молился пророк. И молитва так подействовала на пришедшего за вином Умара, что он оставил все грешные помыслы и стал последователем нового пророка.

В дополнение к вышесказанному можно отметить, что в суре Пчелы, имеется аят следующего содержания:

«Из пальмовых плодов и виноградных лоз вы пищу добрую находите себе и опьяняющий напиток — здесь истино знамение для тех, кто разумеет» (Коран 16;67).

В истории этот аят толковался по разному. Многие ортодоксальные богословы комментировали его в том смысле, что одни и те же дары природы могут быть как полезными человеку, так и наносить ему вред. Часть суфиев и либеральные толкователи объясняли содержание этого аята как возможность определенного послабления в употреблении алкоголя для духовно продвинутых личностей и просто тех, у кого голова всегда на месте.


Содержащие однозначный запрет на алкоголь хадисы, появились уже в конце мединского периода, когда и власть Мухаммада, и исламская умма достаточно усилились и окрепли. Именно в Медине имел место акт введения «сухого закона», когда кожаные бурдюки с вином разрезались, а их содержимое выливалось на землю. В хадисах говорилось, что проклят будет не только сам пьяница, но также производящие и продающие алкоголь, что молитвы-намазы выпившего не будет приниматься Аллахом Всевышним в течение 40 дней с момента пития.

Мухаммад, правда, предвидел, что со временем среди членов его общины появятся такие, которые объявят дозволенным винопитие. Для обозначения алкоголя, а в последнее время также наркотиков и других дурманящих средств, мусульманский шариат оперирует понятием «Хамр», производное от арабского корня «хаммара», означающего нечто вроде «покрывать пеленой, туманить».


еется в виду, что подобные средства туманят разум. Однако в первые века ислама под «хамром» понимался прежде всего продукт брожения виноградного и иных фруктовых соков. Например, в первом по времени формирования мазхабе (богословско-правовая система) имама Абу Ханифы в эту категорию не попадало, например, пиво, хотя другие имамы-основатели мазхабов включили пиво в число опьяняющих средств. Кроме того, в 860 году выдающийся персидский врач ар-Рази получил путем перегонки СЃРїРёСЂС‚, также обладающий релаксирующе-опьяняющим эффектом, но он был уже обозначен как «аль-кохль» (алкоголь), что в переводе с арабского означает лекарство, или целебное средство.

Источник: www.liveinternet.ru

Вера в Аллаха и алкоголь — две вещи несовместные. Об этом знает каждый правоверный и даже не пытается спорить с этой догмой.


нако в светской Турции люди все же пытаются понять, запрещает ли на самом деле Коран употребление вин мусульманином, исправно посещающим мечеть и соблюдающим все предписания веры.
Недавно зерно сомнения в умы верующих посеял журналист, художник и фотограф Фикрет Отъям, проштудировавший Коран от корки до корки и нашедший все-таки неоднозначный аят, касающийся алкогольных напитков. Отъям читал священную книгу на арабском, поэтому имел возможность трактовать текст, исходя из своей логики и знания языка. В суре 16 «Пчелы» в 67-м аяте он обнаружил фразу, в переводе И. Крачковского звучащую так: «И из плодов пальм и лоз вы берете себе напиток пьянящий и хороший удел. Поистине, в этом знамение для людей разумных! «
Журналист посчитал, что этот аят говорит о фактической дозволенности употребления вина. В ответ на это заявление Отъяма поднялась армия турецких богословов. Специалисты богословских факультетов турецких вузов встали на защиту многовековых основ исламской веры и заявили, что журналист просто неправильно расставил акценты и не понял смысл проповеди великого пророка Мухаммеда.
Член правления богословского факультета университета «Мармара» Садреттин Гюмюш успокоил ревнителей чистой веры, объяснив, что в «67-м аяте этой суры говорится о выборе для человека получить из плодов пальмы и лозы вино или совершенно другой напиток». То есть, фактически это своеобразная проверка на правоверность человека и его совести. «Ведь в других сурах Корана, — отметил Гюмюш, — употребление алкогольных напитков категорически запрещается».

суре 5-й «Трапеза» говорится: «(90). О вы, которые уверовали! Вино, майсир (азартные игры) , жертвенники, стрелы — мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, — может быть, вы окажетесь счастливыми! (91). Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и майсиром и отклонить вас от поминания Аллаха и молитвы. Удержитесь ли вы? » Таким образом, по сути, объясняется смысл 67-го аята суры «Пчелы».
Один из членов совета муфтиев Стамбула заметил, что в аяте вообще не говорится об алкоголе. «В нем сообщается, что из плодов можно выжимать сок, и ни о каком пьянстве речи не идет. Такая трактовка греховна и отводит человека от веры», — отметил он. С целью внести окончательную ясность в спорный вопрос специалисты и пресса обратились к варианту текста Корана, принятому в качестве основного Управлением по делам религии (УДР) Турции. «Из фиников или винограда вы способны получить как вино, так и использовать праведную возможность. И в этом, конечно, поучение народу мыслящему», — говорится в переводе 67-го аята, принятого УДР.
Народ мыслящий же, принимая догмы ислама, все же нашел способ безнаказанного употребления алкоголя. Турки изобрели анисовую водку «ракы», аналоги которой можно найти на Ближнем Востоке и на Балканах. Созданием ракы мусульмане Турции, по бытующей в народе легенде, обманули Аллаха — ведь если развести 45-градусный напиток небольшим количеством воды, он мутнеет и становится похожим на разбавленное молоко, отнюдь не запрещенное религией.
Проходя вечером мимо баров и ресторанов, можно увидеть десятки турок, бережно держащих в руках специальный 150-граммовый стаканчик для ракы и смакующих приятный молочного вида напиток. В разговорах со мной многие приверженцы Кемаля Ататюрка заявляют, что ракы — это один из символов Турции, они любят и будут употреблять тот напиток.
Вместе с тем, прилюдное пьянство в Турции не в почете. На улицах практически невозможно увидеть пьяного человека. Турки любят после трудового дня выпить ракы дома или в баре, не брезгуют они импортными напитками, цены на которые, однако, довольно высоки. Но культура пития все же достаточно высока, и турок не откроет даже бутылку пива где-нибудь в городском парке или на скамейке на улице.

Источник: otvet.mail.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.