Общество анонимных алкоголиков

Анонимные алкоголики (англ. А1сокоНс Лпопутоия) — общественная организация, объединяющая алкоголи­ков, выразивших готовность самостоятельно излечить­ся от алкоголизма и помочь в этом другим, и их родст­венников. Движение возникло в США в 1935 г. Оно не имеет централизованного руководства, каждая группа «Анонимных алкоголиков» действует самостоятельно. Здесь нет обязательных денежных взносов, от каждого участника требуется лишь иметь желание бросить пить и посещать встречи группы. Алкоголизм рассматрива­ется как трудноизлечимая прогрессирующая болезнь, которую можно поставить под контроль. В практичес­кой работе реализуется ряд принципов: необходимость осознания себя алкоголиком и устранения за счет этого психологической защиты; анонимность членства в ор­ганизации; формулировка позитивных целей в реаль­ном времени («Не пить именно сегодня»); стремление каждого члена организации помочь другим.

Недавнее изменение взглядов на природу пьянства и алкоголизма, особенно понимание того, что по своей тяжести эти нарушения составляют непрерывный спектр, изменило и подходы к борьбе с ними, и мето­ды лечения. На протяжении многих лет была распро­странена точка зрения организации «Анонимные алко­голики», согласно которой наиболее эффективным способом лечения лиц с умеренной и тяжелой алко­гольной зависимостью служит единая форма терапии, применимая главным образом в стационарных услови­ях. Недавние исследования значительно поколебали эту уверенность. В настоящее время признано, что на­илучшие результаты достигаются при использовании всего комплекса мероприятий, соответствующих тяже­сти заболевания. Проблема заключается в том, каким образом подобрать пациенту оптимальное лечение.

Многочисленные данные указывают на то, что даже простые и кратковременные воздействия, позволяю­щие пьющему объективно оценить ситуацию, могут — при доверительных отношениях — существенно изме­нить его поведение, если только алкогольная зависи­мость не зашла слишком далеко.

Тем же, кто не в состоянии самостоятельно изме­нить отношение к спиртному, или тем, кто страдает тя­желой алкогольной зависимостью, требуется интенсив­ное лечение. Признано, что такое лечение должно не только корректировать физические (органические) по­следствия пьянства, но и помогать преодолению пси­хологических и социальных стрессов. Стационарное лечение может занимать всего несколько дней, в тече­ние которых проводят дезинтоксикационную терапию, избавляющую пациента от симптомов похмелья, одна­ко в случае тяжелой алкогольной зависимости оно может продолжаться и много месяцев.

Вероятность выздоровления различна и зависит от личностных особенностей алкоголика. Многие пья­ницы способны отказаться от своей пагубной при­вычки безо всякого лечения. Значительному числу лиц помогает лечение или вступление в общество «Аноним­ных алкоголиков» либо иные группы взаимопомощи. Одни нуждаются в длительной индивидуальной тера­пии, стационарной или амбулаторной, тогда как дру­гим такое лечение почти не помогает. Наконец, суще­ствует категория лиц, которых практически невозмож­но довести до того уровня, когда они смогли бы снова обрести самостоятельность и работоспособность.

Разработаны многочисленные способы выведения из запоя и алкогольной интоксикации. В США в ряде клиник применяют препарат антабус, на фоне которого прием алкоголя вызывает тяжелейший дискомфорт, од­нако основой большинства лечебных программ являет­ся групповая и индивидуальная психотерапия, направ­ленная на обучение пациентов способам воздержания от спиртного.

Исследования показывают, что довольно легко помочь алкоголику прекратить пить, но очень трудно предотвратить рецидив пьянства после периода воз­держания. Современные лечебные программы обычно включают профилактические меры, помогающие алко­голику осознать причины его пьянства и справляться со своими эмоциями, стрессовыми ситуациями и кон­фликтами, создающими наибольший риск рецидива запоя.

Помимо обычного лечения, помощь алкоголикам оказывают ассоциации «Анонимные алкоголики» и «Разумное исцеление», службы профессиональной ре­абилитации и семейной терапии, а также религиозные организации. Во многих странах, например в Польше, России, Финляндии и Южной Африке, существуют программы принудительного лечения алкоголиков, представляющих опасность для общества.

Несмотря на существующие возможности лечения, за помощью обращается лишь сравнительно небольшая часть пьющих. Это объясняется совокупным влиянием ряда факторов. Многим страдающим алкогольной за­висимостью кажется, что они могут бросить пить, не прибегая к специальному лечению. Некоторые не при­дают значения симптомам алкоголизма. Среди факто­ров, мешающих людям обратиться за помощью, — все еще бытующее отношение к пьянству как к позорному явлению, нежелание многих пьющих людей прослыть алкоголиками или согласиться с необходимостью нав­сегда отказаться от алкоголя. Негативную роль играют и вульгарные представления о последствиях современных лечебных подходов.

«Анонимные алкоголики». Программа ассоциации включает ряд принципов, помогающих созданию пси­хологических условий для здоровой и спокойной жиз­ни. Эта программа осуществляется через местные орга­низации, не имеющие уставов, постоянных служащих и обязательных финансовых взносов. Членом группы может стать любой пьющий человек, согласный с ее принципами и желающий на их основании строить свою жизнь. О способах выздоровления рассказывают члены организации, окончательно бросившие пить. По просьбе любого члена группы помощь ему может быть оказана в любое время суток.

В ассоциации «Анонимные алкоголики», как и в других аналогичных группах, человека, страдающего от чувства вины, страха перед психическим заболе­ванием или от негативного отношения друзей и род­ственников, убеждают в том, что он не худший из лю­дей, а просто нуждается в лечении. Советуют не слишком терзать себя, особенно по поводу пьянства, смиренно искать и принимать помощь свыше и от других членов группы.

Пожизненный отказ от спиртного считается «Ано­нимными алкоголиками» единственно возможным пу­тем избавления от алкогольной зависимости. Однако данные многих исследований говорят о том, что нема­лое число людей с легкой или умеренной алкогольной зависимостью может оставаться умеренно пьющими да­же после лечения, направленного на полное воздержа­ние от спиртного. Поскольку заранее невозможно опре­делить, кто из алкоголиков сумеет удержаться на стадии умеренного потребления алкоголя, единственно прием­лемой целью лечения в США остается полное воздержа­ние. В других странах, например в Великобритании, Норвегии и Австралии, лечение имеет различные цели в зависимости от тяжести заболевания пациента.

В последние годы наметились несколько иные под­ходы к лечению алкоголизма, чем те, что используются «Анонимными алкоголиками». Однако все они вклю­чают элемент групповой поддержки, которому прида­ется столь большое значение в этой ассоциации.

Программа двенадцати шагов

Двенадцать этапов представляют собой сердцевину программы АА по излечению от алкоголизма. Это не отвлеченные теории, они вобрали в себя опыт первых членов АА, к которому они пришли методом проб и ошибок. В них изложены те взгляды и принципы, кото­рые, как считали первые члены АА, помогли им прийти к трезвому образу жизни. Однако эти этапы ни в коем случае не являются обязательными.

Тем не менее, опыт показывает, что те члены АА, которые стремятся следовать этапам и применять их в своей повседневной жизни, получают от АА намного больше, чем те, кто относится к ним без особого интереса.

Существует мнение, что строго и неотступно следо­вать всем этапам практически невозможно. Может, это и так, в том смысле, что этапы представляют собой со­вершенно новое для большинства алкоголиков отноше­ние к жизни. Но все же многие члены АА считают, что тем, кто хочет вести трезвый образ жизни, без этапов не обойтись.

Программа помощи людям с поведенческими или эмоциональными проблемами, разработанная органи­зацией «Анонимные алкоголики» (АА) и используемая многочисленными группами самопомощи. В ее основу положены следующие принципы:

• признание того, что человек не в силах спра­виться в одиночку с такими проблемами, как ал­коголизм, наркомания или увлечение азартными играми;

• надежда на высшие силы, например на Бога, в том понимании, которого придерживается дан­ный человек;

• самоанализ как средство «глубоко и бесстрашно оценить себя и свою жизнь с нравственной точки зрения»;

• конфиденциальное признание в дурных поступках перед более опытным членом группы;

• исправление содеянного;

• помощь тем, кто страдает от тех же проблем.

Участники программы регулярно встречаются в группах, чтобы поделиться опытом. Большинство по­сещает два-три занятия в неделю; новичкам рекомен­дуют посещать по крайней мере одно занятие в день в течение первых трех месяцев. Группы полностью не­зависимы как одна от другой, так и от любого центра­лизованного руководства, за исключением того, что внутри каждого общества все группы придерживаются одной и той же версии программы Двенадцати шагов и соглашаются консультировать другие группы, которых заинтересовали их действия. Расходы каждой группы и минимальные общие расходы всего общества обеспе­чиваются небольшими добровольными пожертвовани­ями; официального членства или членских взносов не существует.

Программа Двенадцати шагов восходит к основанию АА в США в 1935, когда Уильям Уилсон («Билл У.») и Роберт Смит («Доктор Боб»), два страдавших алкого­лизмом члена Оксфордской группы — протестантского евангелического общества, позднее названного «Мо­ральным перевооружением», — поняли, что участие в группе помогает оставаться трезвыми благодаря той поддержке, которую ее члены способны оказать друг другу.

В конце 1940-х годов Уилсон сформулировал Двенад­цать заветов — основные принципы программы и орга­низации групп АА. Заветы представляли собой сочета­ние подходов, принятых в Оксфордской группе, и выводов из собственного опыта «Анонимных алкоголи­ков», практиковавших лидерство без доминирования, автономию отдельных групп, независимость от других организаций, социально-политическую нейтральность, отсутствие внешней финансовой поддержки, непрофес­сиональный подход к лечению, анонимность членов группы. Сформулированное Уилсоном единственное требование к члену сообщества, а именно «желание бросить пить», и указанная им основная цель групп АА — «нести свой опыт тем, кто еще страдает алкого­лизмом» — оказались настолько популярны, что поро­дили множество групп, придерживающихся программы Двенадцати шагов. Страдающие иными, не связанными с алкоголем отклонениями начали приспосабливать программу Двенадцати шагов и Двенадцати заветов к формированию собственных организаций.

Возникновение подобных организаций началось почти сразу после первого собрания в 1947 общества, которое позднее стало называться «Анонимные нарко­маны» (АН). В дальнейшем возникли группы АН для лиц с различными наркотическими зависимостями. В 1951 Лоис Уилсон, жена Билла У., основала семей­ные группы (Ал-Анон) для помощи семьям и друзьям алкоголиков.

С тех пор было создано более 200 аналогичных обществ для тех, кто увлекается азартными играми, одержим навязчивым поиском сексуальных отноше­ний, обжорством или пристрастием к курению, а так­же для лиц с разнообразными проблемами эмоцио­нального характера.

Хотя движение Двенадцати шагов наиболее распро­странено в США, где оно было основано, его сторон­ников можно найти во многих других странах. Согласно данным, представленным соответствующими общест­вами, в 1993 насчитывалось 89 000 групп АА в 141 стра­не, 32 000 групп Ал-Анон в более чем 104 странах и 19 000 групп АН в 87 странах.

Правила программы двенадцати шагов

1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что потеряли контроль над собой.

2. Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здраво­мыслие.

3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем.

4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.

5. Признали перед Богом, собой и каким-либо дру­гим человеком истинную природу наших заблуждений.

6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.

7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.

8. Составили список всех людей, которым мы при­чинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.

9. Лично возмещали причиненный этим людям ущерб где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-нибудь другому.

10.Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.

11.Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы его пони­маем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.

12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести наши идеи до других людей и применять эти принципы во всех наших делах.

Что такое АА?

АА — это сообщество, объединяющее мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опы­том, силой и надеждами с целью помочь себе и другим избавиться от алкоголизма. Единственное условие для членства — это желание бросить пить. Члены АА не платят ни вступительных, ни членских взносов. Обще­ство само себя содержит благодаря добровольным взносам.

АА не связано ни с какой сектой, вероисповеданием, политическим направлением, организацией или учреж­дением; не вступает в полемику по каким бы то ни бы­ло вопросам, не поддерживает и не выступает против чьих бы то ни было интересов. Основная цель — остаться трезвенниками и помочь другим алкоголикам обрести здоровый трезвый образ жизни.

Молитва об умиротворении

На стенах тысяч помещений для собраний АА на всевозможных языках можно прочитать следующее духовное обращение:

Боже, дай мне Разум и Душевный Покой принять то, что я не в силах изменить,

Мужество изменить то, что могу, и Мудрость отличить одно от другого.

Да исполнится Воля Твоя, а не моя. Аминь.

Эти строки родились не в АА. Варианты этого обра­щения веками использовались приверженцами самых различных вероисповеданий, и в настоящее время ши­роко распространены как вне АА, так и внутри Това­рищества.

Независимо от того, принадлежат ли члены общества к какой-нибудь церкви или являются гумани­стами, агностиками или атеистами, большинство из них убедилось в том, что эти слова служат прекрасным ориентиром для того, чтобы обрести трезвость, оста­ваться трезвыми и наслаждаться своей трезвостью. Не­зависимо от того, воспринимают ли они «Молитву об умиротворении» именно как молитву или как горячее пожелание, она предлагает простой рецепт здоровой эмоциональной жизни.

В самое начало списка «того, что мы не можем изменить» по праву следует поставить алкоголизм. Мы знаем, что независимо от того, что мы делаем, мы не сможем завтра ни с того ни с сего стать неалкоголика- ми. С такой же вероятностью мы можем ожидать, что наутро мы станем на десять лет моложе или подрастем на 15 сантиметров.

Мы не можем изменить тот факт, что мы страдаем алкоголизмом. Но мы и не говорим покорно: «Ладно, я — алкоголик. Похоже, мне только и остается пить, пока не умру от пьянства». Все-таки кое-что мы мо­жем изменить. Нам не следует быть пьяными алкого­ликами. Мы можем стать трезвыми алкоголиками. Да, это потребует от нас мужества. И нам необходим про­блеск мудрости, чтобы осознать, что есть возможность изменить себя.

Для участников программы АА это было только первым, самым очевидным применением Молитвы об умиротворении. Чем дальше они отдалялись от своей последней выпивки, тем прекраснее и значительнее становились для них эти несколько строчек. Они мог­ли применять их в каждодневных ситуациях, в тех самых, от которых ранее искали спасение в бутылке.

Например: «Ненавижу эту работу. Стоит ли мне за нее держаться или лучше бросить?» Благоразумие заяв­ляет о себе: «Конечно, если я все-таки уволюсь, может быть, в следующие несколько недель или месяцев мне придется туго, но если я проявлю характер и не сдам­ся — проявлю то самое мужество, необходимое для пе­ремен — то я думаю, что я смогу подыскать работу получше».

Ответ может быть и таким: «Посмотрим на вещи трезво — у меня нет времени на поиски работы, пото­му что я должен содержать семью. Кроме того, я уже шесть недель не пью, и мои друзья из АА говорят, что для меня было бы лучше именно сейчас не совершать какие-либо коренные перемены в своей жизни, а со­средоточиться на воздержании от той, самой первой, рюмки и подождать, пока моя голова придет в порядок. Ну, хорошо, я не могу сейчас переменить место рабо­ты, но, может быть, я могу изменить свое отношение к ней? Посмотрим, могу ли я научиться невозмутимо относиться к своей работе?»

Слово «умиротворение» кажется недостижимой целью, когда участники программы впервые видят эту молитву. Действительно, если умиротворение означа­ет апатию, горькую безропотность или бесстрастную покорность, то, конечно, это не то, что они намерева­лись достичь. Но позже они поняли, что умиротворе­ние означает нечто другое. Теперь для них это в боль­шей степени просто признание истины, ясный, реалистичный способ видения мира, подкрепляемый внутренним спокойствием и силой духа. Умиротворе­ние, подобно гироскопу, позволяет сохранять равнове­сие независимо от бурных водоворотов окружающей действительности.

И это как раз то состояние, к которому следует стре­миться.

Рекомендации по проведению собраний АА

Рекомендуется следующая система для проведения собраний. Важно подчеркнуть, что система основана на многолетнем опыте Анонимных Алкоголиков (АА), что ее эффективность доказана практикой. Первичная группа может вносить изменения в систему с согласия всех ее членов.

Общие указания

1. Анонимные Алкоголики не имеют постоянных руководителей. Собранием первичной группы руково­дит секретарь, а им может стать любой участник собра­ния. Предложив свои услуги и получив одобрение остальных участников, человек может служить секрета­рем в течение срока не более чем в несколько месяцев.

2. Первичная группа должна найти удобное поме­щение для проведения собраний.

3. Первичная группа должна выбрать себе название.

4. Каждое собрание продолжается час-полтора.

5. Каждое собрание делится на три части. Вторая часть занимает больше времени, чем первая и третья, вместе взятые, но все три части одинаково важны.

Указания для проведения 1-й части собрания

Первой части отводится 5—10 минут. Секретарь открывает собрание следующими словами: «Меня зо­вут… Я алкоголик и я служу сегодня секретарем. Доб­ро пожаловать на очередное собрание… (следует назва­ние первичной группы). После минуты молчания мы вместе прочтем молитву за Душевный Покой».

После молитвы секретарь читает преамбулу АА, а затем другой участник собрания читает вслух либо «Двенадцать Шагов», либо «Наш путь» (отрывок из пятой главы «Большой Книги»).

Затем другой участник собрания читает вслух «Двенадцать Традиций». (Это не обязательно).

Потом все новые члены АА, а также люди, присут­ствующие в первый раз на собрании данной первичной группы, представляются собранию, называя только имя.

Затем слово предоставляется всем участникам, желающим сделать объявления, связанные с деятельно­стью АА. На этом и кончается первая часть собрания.

Указания для проведения 2-й части собрания

Второй части отводится 40—75 минут. Существуют различные системы, по которым можно ее проводить. Первичная группа, еженедельно проводящая собрания, обычно выбирает одну из трех описанных ниже систем и придерживается ее в дальнейшем.

Начинается выступлением одного из участников. Выступление продолжается 15—20 минут. Выступа­ющий рассказывает о своей жизни, делится своим опы­том, а потом предлагает тему для обсуждения. Все мо­гут участвовать в обсуждении, причем люди не обязаны ограничиваться предложенной темой.

Обсуждение

Вторая часть целиком посвящена обсуждению, в котором участвуют все желающие. Тему может пред­ложить секретарь или какой-нибудь другой участник собрания. Как и при предыдущей системе, в ходе об­суждения участники могут касаться любого другого во­проса, в том числе и вопросов, не связанных с предло­женной темой.

Дальше группа изучает и обсуждает все «Двенадцать Шагов» поочередно: каждое собрание посвящается одному шагу. Цикл повторяется каждые 12 недель.

Вторая часть

Вторая часть начинается чтением вслух материалов, касающихся очередного шага. Читаемые материалы могут включать как сами «Двенадцать Шагов», так и от­рывки из «Большой книги» или «Двенадцати Шагов» и «Двенадцати Традиций». Все принимают участие в чтении, чередуясь.

Потом люди поочередно рассказывают о трудно­стях, с какими они сталкивались, стараясь следовать указаниям научаемого шага, в своей личной жизни.

Указания для проведения 3-й части собрания

Третьей части отводится примерно 5 минут. Сначала секретарь пускает по кругу корзину для денежных взно­сов и говорит: «Организация АА не взыскивает член­ских взносов или платы за участие в собраниях, но это наша организация, и она финансируется за счет наших же добровольных пожертвовании». Собранные деньги идут на покупку угощений и на наем помещения.

Теперь собрание закрывается. Все встают, берутся за руки и опять, как в начале собрания, произносят Молитву за Душевный Покой. Вместо того, чтобы мо­литься, участники могут просто постоять минуту молча, вспоминая о целях АА.

Анонимные Алкоголики — это товарищество, объединяющее людей, которые делятся друг с другом опытом, силами и надеждами с целью помочь себе и другим избавиться от алкоголизма.

Единственным условием для членства является желание бросить пить. Нет вступительных и членских взносов: товарищество финансируется на доброволь­ные пожертвования членов. Товарищество АА не свя­зано с какими-либо сектами, религиями, учреждения­ми или организациями, политикой не занимается. Оно не вступает в какие-либо конфликты, не осуждает или одобряет каких-либо политических дел. Основные за­дачи — держаться трезвого образа жизни и помогать другим алкоголикам избавиться от алкоголизма.

Многие восклицали: «Что за режим! Я не смогу сле­довать ему до конца». Не отчаивайтесь. Никто не смог совершенно безупречно придерживаться этих принци­пов. Мы не святые. Главное в том, что мы хотим ду­ховно развиваться. Изложенные принципы являются руководством на пути прогресса. Мы притязаем лишь на духовный прогресс, а не на духовное совершенство.

Программа выявила три существенных момента:

(а) Мы были алкоголиками и не могли управлять своей жизнью.

(б) Возможно, никакая человеческая сила не смогла бы избавить нас от алкоголизма.

(в) Бог мог избавить и избавит, если обратиться к Нему.

bib.social

Что это за общество

Клуб анонимных алкоголиков – это собрание людей, имеющих одну цель, путь к трезвой жизни. Каждый участник этой группы помогает остальным её членам в ежедневной борьбе со своими пороками. Участников подобных клубов не интересуют материальное положение соратников, их возраст и даже имя. В европейских странах довольно частое явление, когда вступая в подобные коллективы, человек представляется под псевдонимом. К новичкам не пристают с вопросами о месте их работе, финансовом положении и занимаемом месте в обществе.

Главная цель подобных собраний – это постоянная поддержка людей, делающих первые шаги на пути к трезвой жизни. Здесь у каждого присутствующего появляется возможность рассказать о своих проблемах, не боясь осуждения. Каждый участник подобной группы понимает насколько сложен процесс воздержания от спиртного. Только здесь человеку не предложат алкоголь, как средство решения проблем, а помогут поставить цель и прийти к ней.

Основной упор работы подобных обществ – это путь к трезвой жизни.

Впервые подобные собрания были проведены в Америке в начале сороковых годов прошлого столетия. В дальнейшем, популярность подобного явления привела к тому, что группы «АА», начали появляться по всей Европе. В начале девяностых первые группы появились на территории России. Сегодня подобных обществ более сотни тысяч, где каждый день зависимым людям помогают в решении их главной проблемы.

Метод проведения собрания

Группа анонимных алкоголиков довольно большая, в каждом собрании участвует как минимум тридцать человек. Во главе сообщества обычно стоит человек, который сам с успехом поборол зависимость и живет трезвой жизнью.

Цель подобных мероприятий заключается в том, чтобы каждый участник группы имел возможность переосмыслить свою жизнь, обрел новые цели и стимул их добиться. Именно здесь каждый человек получает возможность самостоятельно перевоспитать себя и направить свои мысли в другое русло, не связанные со спиртным. Для того чтобы эти цели были достигнуты, сообщество основано на нескольких принципах:

  • взаимопомощь;
  • вера в себя и своих близких;
  • товарищество.

Обычно подобные встречи проводятся с периодичностью один раз в неделю. Во время сборов, участники говорят о текущих проблемах, дают друг другу советы и обсуждают свой опыт лечения зависимости. Подобная дружеская атмосфера и присутствие людей, которые также ежедневно борются со своей болезнью, помогает человеку, придавая стимул и дальше удерживаться от употребления спиртного. Иногда участие в подобной коллективной терапии может дать больше результатов, чем помощь психолога.

Каждая группа придерживается определенного свода правил, которые зачитываются при каждом проведении собрания. Список этих правил получил название «методика двенадцати шагов». Незнакомым с этой методикой людям может показаться, что она содержит религиозную подоплеку. Однако это далеко не так, под понятием веры и высшей силы, здесь следует понимать внутренний стрежень человека, который придаст ему силы в борьбе с пороком.

Собрание анонимных алкоголиков проводится на добровольной основе. Более того, подобные группы сами обеспечивают себя в финансовом плане. Но никого из участников собрания не принуждают к еженедельным пожертвованиям. По окончании встречи, любой из участников может внести любую сумму в развитие общества. На эти средства арендуется помещение для встреч, приобретаются продукты для чайной церемонии, выпускают брошюры и книги.

Метод 12-ти шагов

Работа подобных сообществ подразумевает строгую передержку правил и определенных канонов. Один из таких канонов — это методика двенадцати шагов к избавлению от алкоголизма.

Данную методику должен пройти каждый участник группы, для того чтобы навсегда сбросить бремя алкогольной зависимости. Каждый из шагов требует сил и выносливости. Длительность подобной реабилитации может составлять несколько лет. Если рассматривать эту методику вкратце, то можно сказать следующее о каждом шаге:

  1. На первом шаге человек должен признаться о том, что в его жизни алкоголь занимает важное место. Трудность первого шага заключается в том, что алкоголики редко считают свое пристрастие пороком и практически не озабочены своим состоянием. Находясь в подобной ситуации легче придумать тысячу оправданий, чем признаться в зависимости.
  2. В дальнейшем нужно признать существование определенных сил, которые способны направить человека на правильный путь.
  3. Делая третий шаг, человек отдает себя этим силам и верит в то, что они ему помогут. Здесь совершенно не важно в кого вы верите, будь то Бог, астрал или сила природы. Главное — отдаться этой вере полностью.
  4. На четвертом этапе нужно осознать ту причину, которая привела человека к появлению зависимости. По мнению психологов, не каждый человек способен совершить подобное самостоятельно. Именно для совершения этого шага требуется помощь других участников группы, которые уже прошли этот этап исцеления.
  5. Пятый шаг – это переосмысление своих жизненных ценностей. Здесь важно суметь переосмыслить не только свои проблемы, но и всю свою жизнь. Признать свои поражения и попытаться превратить их в жизненный опыт, который поможет в дальнейшем избегать подобных ситуаций.
  6. Выявив свои недостатки, человек должен полностью от них избавиться. Это и есть цель следующего шага.
  7. Седьмой этап – можно назвать смирением. Каждый день человек должен начинать с молитвы высшим силам от избавления его от пороков и пагубных желаний.
  8. Переосмысляя свою жизнь, человек может вспомнить множество людей, которых он оскорбил, унизил или нанес им ущерб. Восьмой шаг заключается в том, чтобы очистить свою душу от чувства вины перед этими людьми и попросить у них прощения. Иногда прощения не достаточно и свою вину нужно искупить.
  9. Девятый шаг помогает избавиться от саморазрушения и предстать перед людьми в новом свете. Чистая душа и отсутствие обид приносит избавление и спокойствие.
  10. После этого человек должен уделять как можно больше времени самоанализу и самосовершенствованию. Избегать злости, агрессии и обид становится значительно легче, придерживаясь трезвой жизни.
  11. Одиннадцатый этап посвящается постоянным молитвам высшей силе о приобретении спокойствия и умиротворения. О помощи в дальнейшей трезвой жизни.
  12. Двенадцатый шаг – это оказание помощи новичкам, наставление их на правильный путь. Именно на этом шаге чувствуется некое братство людей сплоченных единой проблемой.

Каждый из этих этапов очищения и реабилитации должен пройти новичок, вступивший в общество анонимных алкоголиков. Смысл и необходимость этой методики объясняется каждому члену этого общества. Несмотря на то что сама методика может показаться странной, специалисты говорят о её положительных результатах.

Традиции

Помимо двенадцати шагов, каждый участник группы должен придерживаться определенного свода привил и традиций. Количество этих правил также двенадцать.

Первое правило относится к тому, что единство каждого общества стоит на первом месте. Благополучие каждого участника группы зависит от слаженности команды и внутренней взаимопомощи. Очень важно придерживаться правильной цели и только работая в команде можно её достигнуть. Если верить статистике, то шанс возвращения к пьянству у участника подобной программы составляет единичное значение.

Помимо этого, важно принять, что высшие силы — это главный авторитет. В подобных группах никто не имеет права отчислить участника от собраний или повлиять на подобную ситуацию. Для того чтобы вступить в ряды этого братства, нужно иметь четкую цель покончить с употреблением алкоголя.

Каждая группа полностью самостоятельна и не зависит от других подобных собраний.

Цель каждого мероприятия лишь одна, изменить сознание человека, дать ему духовную пищу для развития и наставить на путь исцеления. Нужно понимать, что данные организации не преследуют коммерческих целей и не стараются наживаться на своих участниках. Временно отказаться от финансовых перспектив, нужно для того, чтобы не упустить главного, трезвой жизни. Пройдя лечение подобной методикой, нужно делиться своим опытом и наставлять на правильный путь новых членов группы.

Каждая группа находится на самостоятельном финансовом обеспечении. Именно поэтому важен финансовый вклад в развитие группы. Вносить несколько тысяч в копилку клуба при каждом посещении вовсе не обязательно. Каждый участник помогает, основываясь на своих финансовых возможностях.

Очень часто в подобных собраниях участвуют психотерапевты, однако они не имеют определенного «веса». Любая квалифицированная помощь, исходящая за рамками общества, может только навредить процессу реабилитации. Помочь зависимому, может лишь человек, сам побывавший в подобной ситуации и прочувствовавший все на себе.

Подобные собрания не обладают определенной иерархией, однако допускается создание определенных подгрупп, которые занимаются организационными вопросами и сохранением связей между каждым из членов сообщества.

Подобные собрания редко участвуют в публичных обсуждениях вопросов несвязанных с пристрастием к алкоголю. Данные группы гарантируют полную анонимность каждому члену общества. Именно это главное правило подобных сообществ.

Данные правила, принципы и традиции используются во всем мире. Их соблюдение — залог процветания группы и успешности реабилитации.

Отзывы об обществе АА специалистов

Ежегодно общества анонимных алкоголиков публикуют статистику людей, которые прошли лечение и полностью излечились от своей зависимости. Многие специалисты относятся к подобным цифрам весьма скептически. Мнение Православной Церкви о подобных собраниях тоже неутешительное, по мнению священнослужителей, подобные группы являются современными аналогами сектантских сообществ.

Специалисты из области наркологии, говорят о том, что подобная программа не прижилась в России. Это происходит в результате того, что человек, признающий свою зависимость, готов к лечению. Тогда для чего нужны посещения подобных групп, где велик риск найти новую компанию собутыльников и пуститься во все тяжкие. Что мешает этому человеку пройти тот же курс реабилитации, но под присмотром специалистов в условиях клиники?

Еще один недостаток данной идеи заключается в том, что общество внушает его членам, что нарушение определенных принципов ведет к гибели. На фоне постоянного переживания за свою жизнь, подавляющее большинство людей — срывается и вновь начинает употреблять алкоголь.

По данным врачей, участие в подобных группах помогает всего десяти процентам из всех участников общества. Русскому человеку с характерным ему менталитетом достаточно сложно придерживаться западной программы.

Мнение самих алкоголиков

Пытаясь ознакомиться с отзывами о программе среди ее участников, можно сделать неоднозначные выводы. Есть определенная группа людей, которая говорит о пользе общества и о том, что их жизнь навсегда изменилась. Участие в группе помогло им перебороть зависимость и обрести гармонию с самим собой.

Другая часть людей говорит о том, что состоять в подобном обществе всю свою жизнь не самая лучшая перспектива. Многие из них со временем переходят в группы трезвости, которые работают при православных храмах.

Насколько может помочь участие в подобной программе, каждый должен решить для себя самостоятельно. В конце концов, осознавая свою болезненную привязанность к употреблению спиртного, человек уже осуществляет первый шаг к выздоровлению. Используя правильные методы можно перебороть эту привязанность полностью и жить трезвой жизнью.

vsezavisimosti.ru

В сообществе существуют 12 традиций — это некие принципы, которые положены в основу функционирования группы, поддержания её развития и доброжелательного общения её членов. 12 традиций — это не законы и правила, а лишь пожелания, которые составлены на основе предыдущего опыта анонимных алкоголиков.

12 традиций Анонимных Алкоголиков:

  1. Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства АА.
  2. В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет — любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши лидеры — всего лишь облечённые доверием исполнители, они не приказывают.
  3. Единственное условие для того, чтобы стать членом АА — это желание бросить пить.
  4. Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или АА в целом.
  5. У каждой группы есть лишь одна главная цель — донести смысл наших идей до тех алкоголиков, которые всё ещё страдают.
  6. Группе АА никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя АА для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной цели.
  7. Каждой группе АА следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне.
  8. Сообщество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определённой квалификацией.
  9. Сообществу АА никогда не следует обзаводиться жёсткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчинённые тем, кого они обслуживают.
  10. Сообщество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя АА не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии.
  11. Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино.
  12. Анонимность — духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности.

ru-wiki.org

Что такое общество АА (Анонимных Алкоголиков)?

Первую такую группу в 1935 году в США образовали два бывших алкоголика, прошедших все круги алкогольного ада: один по роду занятий бизнесмен, другой — хирург.

Через четыре года они опубликовали книгу «Анонимные алкоголики». Через полвека в 115 странах мира стало насчитываться около 1 миллиона членов этого сообщества.

Этот метод признан Ассоциацией американских медиков и Национальным советом США по алкоголизму самым эффективным методом из всех имеющихся. Более миллиона людей вылечились таким способом, и они уже долгое время сохраняют полную трезвость. При этом государство не тратит на АА ни копейки.

Основные практические рекомендации

Рано или поздно под давлением внешних обстоятельств, складывающихся в семье и на работе, болезней, нравственных потерь и т. д. алкоголик приходит к мысли: «Надо что-то с этим делать». И он начинает борьбу, которую ведет с переменным успехом. В разных странах у алкоголиков одни и те же приемы:

  • не пить крепкого;
  • перейти на сухое вино или пиво;
  • не пить накануне рабочего дня;
  • не пить без закуски;
  • не пить одному;
  • не пить неделю до праздника; с Нового года, спонедельника или по любым другим дням недели, «чтобыдоказать»;
  • не опохмеляться;
  • сменить обстановку;
  • попробовать полечиться;
  • пообещать уволиться, если «еще хоть раз».

И так до бесконечности.

На следующем этапе больной испытывает различные средства и методы. Большинство алкоголиков ведут борьбу в одиночку: «А может, все-таки справлюсь, ведь бросил же NN. чем я хуже?» Борьба затягивается. Жизнь становится невыносимой. И варианты выхода из такой ситуации ограничены — снова пьянство, в результате чего несчастные случаи, инвалидность, тяжелая болезнь, и к 50 годам (если не раньше) жизнь прошла, оставив за собой одни горькие проблемы: прежде были семья и работа, теперь — только разрушенный мозг и больное тело. Впереди тоска, от которой и выпивка уже не спасает. Человек дошел до точки.

Если больной действительно хочет бросить пить и идет в АА, ему предлагается следующая программа.

Признание заболевания. Нужно прекратить бессмысленную борьбу с алкоголизмом наскоком, подчинить себя разумному решению и тем самым победить. Человек должен перестать доказывать себе и окружающим, что он «как все», и честно признать давно уже очевидный факт — у него нет другого выхода, кроме абсолютного воздержания, так как рано или поздно он потеряет способность к контролю над количеством выпитого в силу специфического обмена веществ в его организме. Эта болезнь неизлечима. Ее развитие можно задержать, перестав употреблять алкоголь.

Необходимо провести «инвентаризацию» своей жизни. Алкоголик привык объяснять свои беды внешними обстоятельствами и причинами. В объяснениях всех бед всегда виноват не он, а кто-то другой. Алкоголику нужно попытаться честно и безжалостно оценить свои недостатки. Лучше всего это сделать письменно, чтобы иметь результат перед глазами и неоднократно возвращаться к нему.

Большинство полностью откровенных с собой больных отмечают у себя следующие черты характера:
-обидчивость. Обида на мир и на людей за то, что они устроены не так, как нам хочется, и за то, что они на нас обижаются;
-боязнь, что люди отнимут что-то, очень нужное для них, — привычную выпивку;
-эгоизм, эгоцентризм. Человек думает только о себе и своем «благе». Близкие воспринимаются как враги и как помеха удовольствиям. Больной не умеет отдавать (кроме людей его алкогольного окружения). Ему хочется только брать. А потому он не может построить отношения с людьми. Ему нужно подчинить себе других либо подчиниться им. Он злится и обижается на других, если люди ему не подчиняются, и на себя, если приходится подчиняться и попадать в зависимость;
-алкоголики обычно плохие мужья, отцы, сыновья, ненадежные друзья, неважные работники, бесполезные граждане.

Все эти обиды, злость и страх пьющий человек старается утопить в вине, чтобы забыться и самооправдать¬ся, сохранить самоуважение. При этом старые ошибки повторяются с новой силой.

Вот почему надо хорошенько подумать обо всем без всякой попытки самооправдания…

Второй шаг — исповедь. Очищающее целительное действие исповеди известно людям с незапамятных времен. Исповедаться значит сохраниться как личность, сохранить то, что осталось соединяющего ее с людьми и с Богом. «Индивидуальная тайна — это язва, изнутри разлагающая общение», — пишет Ф. Е. Басилюк. Алкоголик должен публично (даже если публика состоит из одного человека) снять с себя маску, к которой он привык, за которой скрывал свое и без того мелкое и жалкое «я».

Самое сокровенное не обязательно должно быть поведано одному человеку, но непременно должно быть сказано людям. Преодолевая свою гордость и тщеславие в саморазоблачении, больной учится скромности, которая, не имея ничего общего с самоуничижением, является всего лишь признанием очевидного факта: он не центр и не вершина мироздания, а только его частица. Признав это, он переходит к следующему шагу.

Только признать свои недостатки — мало. Необходимо настроиться на их полное преодоление, на постоянную борьбу с ними. Заявления типа: «А вот от этого я не смогу ни за что отказаться, хотя и знаю, что это плохо» — считаются в АА опасными, так как могут повлечь за собой и признание невозможности избавиться от основного порока — пьянства. Человек может все — таков психологический смысл этого шага.

Следующий шаг — пересмотр ценностей. Раньше они были сосредоточены на стремлении к эгоистически понимаемым материальному комфорту и благополучию. Все, что связано с требованием считаться с интересами других людей, а также ориентация на иные духовные ценности, — отбрасывалось. Теперь, когда алкоголь — этот главный утешитель алкоголика — загнал его в угол, настало время подумать: не ошибочна ли эта позиция? Переделывать себя можно, считают в АА, только восстановившись как человек в мире людей.

На это направлены следующие шаги. В «Большой книге» АА разъясняется: алкоголь — это ураган, ломающий жизнь людей. Рвутся отношения с людьми, разбиваются сердца. Уродуются чувства. Конец урагана — это начало строительства нового дома. Бросив пить, нельзя думать, что уже все сделано. Напротив, все только начи¬нается. Нужно учиться заново жить, поняв прежде всего, что за время твоего пьянства даже самые близкие и любя¬щие люди могли устать и разувериться в тебе. Что ты сам своими поступками поставил огромную преграду между собой и людьми. Ты должен терпеливо восполнять нанесенный им ущерб. Для этого рекомендуется ежедневный самоотчет (обычно перед сном).

Прежде всего необходима вера. Каждый верит во что-то свое: один — в выздоровление, другой — в Бога, третий — в доброго (трезвого) друга и т. д. Обретая веру, человек находит в ней точку опоры для своего возрождения и для восстановления разрушенных связей с людьми.

Ветераны АА о своем методе говорят следующее.

Если вы признали, что бороться с алкоголем бессмысленно, прекратите пить немедленно. При этом не берите на себя ни перед кем никаких долгосрочных и тем более вечных зароков и обязательств. Живите по суточному плану. Встав утром, скажите (только себе): «В ближайшие 24 часа я буду трезв». И так ежедневно. В трудные часы дайте себе задание — сохранить трезвость в этот час, ведь приходилось же вам, и не раз, терпеть и подольше. Желание непременно пройдет. Ничто не вечно.

Обычно ненужные мысли приходят в минуты безделья. Раньше вы были заняты тем, как достать денег, где достать выпить, как ликвидировать последствия своих «подвигов» в очередной пьянке. Сейчас у вас есть свободное время. Поэтому организуйте свой суточный план, но без излишних напряжений и сверхцелей.

Мы, алкоголики, — люди крайностей. Начиная новую, трезвую жизнь, мы хотим, чтобы получилось, в противоположность прошлому, быстро, красиво, лучше, чем у других. Стиснув зубы, сжав кулаки и наметив сверхзадачу, мы очень рискуем просчитаться, а это чревато поражением, переживанием его и мыслью об известном способе снять напряжение. Поэтому наш лозунг: «Тише едешь — дальше будешь!»

Выполняя свой план, отмечайте свои достижения. Не забывайте отдыхать, не надрывайтесь. Опасайтесь спада, который может следовать за надрывом. Время от времени полезно побывать на природе и подумать.

Вообще перестаньте себя наказывать. Вы не хуже, хотя и не лучше многих других. Радуйте себя всякими мелочами и радуйтесь им. Не забывайте вовремя поесть, посмеяться, порадоваться.

Боритесь с развившейся за годы болезни обидчивостью. Здесь основное правило: живи и давай жить другим. Не торопитесь воспитывать человечество, займитесь тем, что поближе, — самим собой и своими недостатками. Запомните: физически вам никто насильно не вольет в рот спиртного, а психологически — может: стоит только вам рассердиться, обидеться на человека. Всем людям гнев во вред, а для вас это вообще излишество. Дело в том, что мы, алкоголики, слишком избалованные люди, изнеженные, мы не умеем переносить психологическое напряжение даже чуть выше среднего. Гнев же и раздражение (их разновидность: сарказм, ехидство, цинизм, зависть и т. п.) немедленно вызывают у нас определенную (даже биохимическую) реакцию, усиливающую потребность в снятии напряжения и соответственно вызывающую мысли об алкоголе. Поэтому простить человека, даже если он вас действительно обидел, просто необходимо в ваших же собственных интересах.

Предположим, вас преследует мысль о выпивке. Не гоните ее. Попробуйте отвлечься. Начните что-нибудь делать. Великолепный вариант — поговорите с кем-нибудь, но только не с бывшими друзьями по бутылке. Поговорите даже по телефону. Мысль о выпивке опять преследует? Попробуйте вспомнить особенно отвратительный эпизод из вашей «алкогольной» жизни.

Очень важно не быть одиноким, не оставаться одному дольше того, чтобы отдохнуть или собраться с мыслями. Присутствие людей целительно. Ваше спасение — дети: их доверчивость, оптимизм помогают всем и всегда, И не забывайте: мы становимся богаче отдавая. Старайтесь быть полезными для всех тех, с кем вам доводится встречаться, не стыдитесь оказывать самые мелкие услуги. Все они — ваше лекарство. Делайте это даже через силу, постепенно это станет вашей привычкой.

Еще одна опасность — чувство жалости к себе. Перестаньте даже сожалеть о том, что вы алкоголик, что вы столько потеряли в своей жизни. Все встанет на свои места. Держитесь основного правила: важно главное. А главное для вас — держаться своего плана.

Запомните: вы остаетесь трезвым не для кого-то и не ради кого-то. Это нужнее всего вам самому для того, чтобы в конечном итоге стать полноценным человеком, отцом, сыном, мужем, гражданином.

Пройдет около двух месяцев — время, в конце которого вы будете гораздо лучше себя чувствовать. Начнут восстанавливаться мир в семье и дела на работе. Вы не сможете не зазнаться в этот «медовый месяц» своей трезвости. Придет мысль: «Не впал ли я в панику, посчитав себя алкоголиком? А не попробовать ли как все?» Поверьте нашему тысяче-, миллионократно проверенному опыту — не потеряйте то, что вы обрели с таким трудом.

Не получится ничего хорошего. Рано или поздно вы опять окажетесь там же, где начали два месяца назад, а может быть, и еще дальше.

Другая ситуация — чувство большой радости в связи с каким-либо событием. И вас потянет к старому. Остановитесь. Скажите судьбе спасибо за радость и за то, что вы трезвы в этот момент.

Взглянув на свою жизнь трезвыми глазами, вы не всему обрадуетесь. Чаще всего причиной раздражения и жалости к самому себе становятся принявшие на себя основное бремя вашего недуга и во многом вами же искалеченные жена, мать, отец и другие ваши близкие. Не торопитесь с выводами, не ищите других вариантов. Новые, они чреваты новыми проблемами. Вы еще не видите жизнь трезвыми глазами. Это случится не раньше чем через 1,5-2 года. Поэтому все решения, затрагивающие сферу эмоциональных отношений, лучше отложить до этого времени. Подумайте лучше о том, что вся причина в вас самих и многое теперь зависит от вас.

Думайте о людях хорошо. Попытайтесь отделаться от привычки все сваливать на других, станьте другим. В этом вам помогут такие мелочи, как новая прическа, другая одежда, другой маршрут на работу и домой, другие привычки дома. Начните сами строить свою жизнь. И вы найдете в этом большую радость, если вам будут помогать друзья и близкие. Смотрите вперед и радуйтесь каждому трезвому дню. Он — ваш.

В решении всех проблем не торопитесь. Пожелайте себе спокойствия для того, чтобы принять те вещи, которых вы не можете изменить, храбрости, чтобы изменить те, которые вы можете изменить, и мудрости — чтобы различить те и другие. В этой действенной формуле заключен огромный опыт.

И, наконец, последнее. Не пить — мало, хотя и трудно. Постарайтесь не только жить трезво, но и радоваться жизни.

Все эти советы нужны не только алкоголикам. Как говорят в А А, «ни один человек не остров». Вокруг него среда и люди. Больному обязательно должны помогать люди из его ближайшего окружения.

Все шаги программы АА имеют своей целью перевернуть позицию алкоголика, эгоцентрическую до предела и абсурда. Поэтому еще раз следует подчеркнуть, что для достижения легкой, радостной, непринужденной трезвости совершенно необходима исповедь, хотя именно она оказывается самым трудным шагом.

Если Вы человек верующий, то для христианина самое лучшее — исповедоваться в церкви. И причащаться. Тогда бороться с недугом больному будет помогать Сам Господь, и исцеление будет проходить намного легче и быстрее.

Линк

www.doctorvlad.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.