Медицинское освидетельствование на состояние опьянения

Установленный ныне порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения введен с 1 июля 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». На первый взгляд, являясь новым, на самом деле этот порядок во многом возвращает нас к тому, что было до вступления в силу КоАП РФ в 2002 году[207].

При принятии КоАП РФ было определено, что факт опьянения водителей транспортных средств должен устанавливаться только медицинским освидетельствованием на состояние опьянения. Тогда казалось, что подобная новелла являлась шагом вперед в осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, обеспечении прав участников дорожного движения.

Порядок медицинского освидетельствования и оформления его результатов был установлен Правительством РФ[208], а Инструкция по проведению медицинского освидетельствования водителей – Министерством здравоохранения РФ[209]. Однако, к великому сожалению, на дорогах большинства регионов России не удалось реализовать положения этих актов.


Во-первых, организации здравоохранения нередко находятся достаточно далеко от места отстранения водителя от управления транспортным средством (во многих субъектах РФ до 100 км. и более от места на дороге, где инспектором ДПС принято решение о направлении водителя на освидетельствование, нет даже медпунктов, тем более имеющих лабораторное оборудование, необходимое для проведения химико-токсикологического исследования человека), в регионах катастрофически не хватает специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов. На территориях, обслуживаемых тем или иным подразделением ГИБДД, зачастую вообще отсутствуют медицинские учреждения, имеющие право проводить освидетельствование на состояние опьянения[210]. В виду особенностей организации работы медицинских учреждений в отдельных регионах невозможно оформление результатов медицинского освидетельствования в ночное время.

Во-вторых, в стране ощущается недостаток врачей и фельдшеров, имеющих соответствующую специальную подготовку. Кроме того, учреждениям здравоохранения, специально оборудованным передвижным пунктам[211], врачам, проводящим освидетельствование, необходимо иметь в достаточном количестве комплекты одноразовых инструментов, расходные материалы и др., чего нередко не хватает. В медицинских учреждениях фактически нет современных технических средств индикации и измерения, внесенных в Государственный реестр средств измерения и разрешенных для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (тем более технических средств, способных с достаточной точностью определять концентрацию алкоголя в организме человека).
случайно, что на практике массовым явлением стало применение врачами при освидетельствовании водителей тех же самых индикаторных трубок «Контроль трезвости», которые ранее использовались сотрудниками милиции, и которые явно не отвечают указанным выше требованиям, предъявляемым к техническим средствам. Безусловно, медицинским освидетельствованием это назвать нельзя.

В-третьих, как показала практика, нередко медицинские учреждения вообще не хотят получать лицензии на осуществление освидетельствования на состояние опьянения. Прежде всего, это увеличивает и так не малый объём их работы. Но кроме этого, сотрудники медицинских учреждений не хотят портить отношение с местным населением, в основном которое должно проходить у них освидетельствование.

В этой связи в ряде регионов страны освидетельствование водителей на состояние опьянения в 2002 – 2007 годах осуществлялось с существенными нарушениями требований КоАП РФ, указанных выше постановления Правительства РФ и Инструкции по проведению медицинского освидетельствования.

Кроме того, удалённость медицинских учреждений приводило к большим временным затратам, необходимым для доставления водителя на медицинское освидетельствование, что в свою очередь, с учетом ограниченного количества сотрудников ДПС на конкретной территории обусловливало ослабление надзора за дорожным движением, «пропуск» сотрудниками ДПС многих других нарушителей, в частности других водителей, находящихся в состоянии опьянения.
случайно, что административные наказания за управление транспортными средствами в состоянии опьянения составляли в эти годы не более 4% среди всех административных наказаний, назначенных водителям, при доле дорожно-транспортных происшествий, совершенных нетрезвыми водителями, в общем объеме происшествий до 14 – 17%.

Необходимость повышения эффективности надзора за дорожным движением, в том числе с целью выявления нетрезвых водителей, соблюдения законности в этой сфере потребовала усовершенствовать правовую основу деятельности ГИБДД, расширить её полномочия в части освидетельствования лиц, управляющих транспортным средством, на состояние опьянения.

Учитывая это, законодатель внес изменения в ст. 27.12 КоАП РФ, отменив необходимость обязательного медицинского освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения. В соответствии с ч. 11 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, управляющее транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения.
кое освидетельствование, согласно новой редакции ч.2 этой статьи, осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, в частности сотрудникам ГИБДД, а также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов определен Правительством РФ[212]. Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения прилагается к протоколу об отстранении от управления транспортным средством. Копия акта вручается лицу, подвергнутому освидетельствованию.

Лишь при отказе лица от прохождения немедицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, несогласии лица с результатами такого освидетельствования и наличии отмеченных ниже иных обстоятельств это лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование. Порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения также определен данным Постановлением Правительства РФ. Акт медицинского освидетельствования, прилагается к протоколу о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Копия акта вручается лицу, подвергнутому медицинскому освидетельствованию.

В соответствии с указанными Правилами освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежат только те водители транспортных средств, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения. При этом такими достаточными основаниями является наличие одного или нескольких следующих признаков:


· запах алкоголя изо рта;

· неустойчивость позы;

· нарушение речи;

· резкое изменение окраски кожных покровов лица;

· поведение, не соответствующее обстановке.

Как уже отмечалось, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида (а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России, войск гражданской обороны, инженерно- технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти также должностными лицами военной автомобильной инспекции). Освидетельствование осуществляется в присутствии двух понятых.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе и разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а также поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. При этом тип таких технических средств измерения должен быть внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений.


Перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в том числе инспектор ДПС, или должностное лицо военной автомобильной инспекции информирует освидетельствуемого водителя транспортного средства о порядке освидетельствования с применением технического средства измерения, целостности клейма на приборе, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.

При проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения должностное лицо проводит отбор пробы выдыхаемого воздуха в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического средства измерения. Наличие или отсутствие состояния алкогольного опьянения определяется на основании показаний используемого технического средства измерения с учетом допустимой погрешности технического средства измерения.

В случае превышения предельно допустимой концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, выявленного в результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования.

Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит при:


· его отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

· его несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

· наличии достаточных оснований полагать, что он находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется теми же должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, или должностными лицами военной автомобильной инспекции. Направление на медицинское освидетельствование производится в присутствии двух понятых.

Еще раз подчеркнем, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг. При этом оно может проводиться как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития РФ требованиям.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности, прошедшим специальную подготовку. В сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом оно может проводиться фельдшером, также прошедшим соответствующую подготовку. Определение состояния опьянения проводится с учетом положений нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Каждая процедура медицинского освидетельствования регистрируется в специальном журнале медицинской организации.


Однако, несмотря на наличие хорошо урегулированной процедуры осуществления в необходимых случаях медицинского освидетельствования водителей на состояние опьянения, мы, тем не менее, возвращаемся и к практике их освидетельствования непосредственно сотрудниками ДПС. Воистину новое – это хорошо забытое старое!

Конечно, сотрудники ДПС должны быть вооружены не примитивными приборами индикаторного типа – трубками «Контроль трезвости», а современными измерительными приборами, позволяющими осуществлять количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе. При этом, еще раз подчеркнем, могут использоваться только те технические средства, которые внесены в Государственный реестр средств измерения и поверены в установленном порядке, а в случае несогласия водителя с результатами освидетельствования с использованием таких приборов он имеет возможность пройти повторное, теперь уже медицинское освидетельствование.

К слову, право проводить анализ пробы выдыхаемого водителем воздуха на содержание этанола с помощью соответствующих приборов предоставлено дорожной полиции многих стран.
Австрии, Дании, Нидерландах, Польше, Швеции полицейские это делают всегда, когда сочтут нужным, независимо от того, подозревается ли водитель, управляющий транспортным средством, в употреблении алкоголя или нет. В Бельгии, Великобритании, Италии, Чехии, Швейцарии такая проверка осуществляется только при подозрении на управление транспортным средством в состоянии опьянения и в случае ДТП. В Великобритании и Испании полиция может проверить водителей с помощью алкометров и при остановке за иное нарушение правил дорожного движения. Как правило, показания приборов имеют значение доказательств по делу (в Австрии, Великобритании, Италии, Нидерландах, Польше, Финляндии, Франции, Швеции и др.), естественно, при условии технической исправности приборов, их периодической метрологической поверки, а также наличия у производящих анализы полицейских соответствующих знаний и навыков.

Предоставление сотрудникам ДПС права освидетельствовать водителей на состояние алкогольного опьянения, оснащение их современными измерительными приборами, позволяющими осуществлять количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе, важно и по другой причине. В соответствии с международными договорённостями, зафиксированными в Европейском Соглашении, дополняющем Конвенцию о дорожном движении, участником которой является и Россия, в странах должен быть допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови, а в соответствующих случаях – в выдыхаемом воздухе, превышение которого является недопустимым. Во всех случаях максимальный уровень содержания алкоголя в крови не должен превышать 0,8 г. чистого алкоголя на литр крови (0.8 промилле) или 0,4 мг. на литр выдыхаемого воздуха. Массовое использование измерительных приборов, позволяющих определять концентрацию алкоголя в выдыхаемом водителями воздухе, в принципе даст возможность реализовать в России данную международную норму, под которой подписалась и наша страна.


Выполняя международные договоренности России, законодатель дополнил ст. 27.12 КоАП РФ примечанием, в котором определил, что понимается в статье под состоянием опьянения. Согласно этому примечанию под состоянием опьянения (применительно к данной статье) следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови (0,3 промилле и более) или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ.

Таким образом, впервые в России введен минимально допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови водителя и в выдыхаемом им воздухе. Определять такую дозу сотрудники ДПС могут лишь, будучи оснащенными современными измерительными приборами, позволяющими осуществлять количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Источник: studopedia.ru

Изложенную ниже информацию рекомендуется использовать при организации защиты в судах по делам об административных правонарушениях, при организации защиты в суде без адвоката, при самозащите в суде, при ведении дел об административных правонарушениях в суде.

В данной статье рассмотрены вопросы медицинского освидетельствование водителей транспортных средств на состояние алкогольного опьянения.

Вопросы наркотического опьянения водителей транспортных средств рассмотрены в статье — "Медицинское освидетельствование водителей транспортных средств на состояние наркотического опьянения. Порядок и правила определения наличия наркотических средств, психотропных и иных, вызывающих опьянение веществ и их метаболитов. Наркотическое опьянение".

В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В соответствии с пунктом 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке — временного разрешения кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил.

В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения (ОСАО) в соответствии с частью 6 статьи 27.12 КоАП РФ. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Административная ответственность, предусмотренная статьей 12.8 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ, пункт 10 "Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (в ред. постановления Правительства РФ от 10 февраля 2011 года № 64) в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ, пункт 11 Правил освидетельствования), о чем составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч.ч. 3-5 ст. 27.12 КоАП РФ, пункт 11 Правил освидетельствования).

Таким образом, законными основаниями направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения являются: отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии с результатами освидетельствования либо наличие достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (часть 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ, пункт 10 Правил освидетельствования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475.

Согласно части 6.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Порядок, организация и проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения (медосвидетельствование, МО, МОСО) и оформление его результатов установлен "Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475.

В соответствии с указанными Правилами медицинское освидетельствование на состояние опьянения (МОСО) проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг (пункт 13 Правил). Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям (пункт 14 Правил). Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится врачом психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом указанное освидетельствование проводится фельдшером), прошедшим подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств (пункт 15 Правил). Определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 16 Правил).

Присутствие понятых лиц при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения не предусмотрено: ни Кодекс РФ об административных правонарушениях, ни Правила освидетельствования не содержат нормы о том, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения в организациях здравоохранения должно осуществляться в присутствии понятых (см. также решение Верховного Суда РФ от 22 октября 2009 года по делу № ГКПИ09-1325).

С 26 марта 2016 года медицинское освидетельствование на состояние опьянения (медосвидетельствование, МО, МОСО) лица, которое управляет транспортным средством, проводится в соответствии с приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", которым утвержден новый порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), отменены приложения № 1 — 6, 9 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения", в том числе и Инструкция по проведению медицинского освидетельствования, и согласно которому с 01 июня 2016 года вводится новая форма Акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) под тем же номером учетной формы, что действует и в настоящее время.

До 26 марта 2016 года медицинское освидетельствование водителей проводилось в соответствии с "Инструкцией по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы № 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308 в редакции приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 января 2006 года № 1, от 14 июля 2009 года № 512н, от 15 февраля 2010 года № 85н, от 25 августа 2010 года № 724н, приказа Минздрава России от 05 марта 2014 года № 98н.

В соответствии с приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), в том числе с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, соответствующих требованиям, установленным приложением № 1 к Порядку проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), освидетельствование проводится врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (при невозможности проведения осмотра врачом-специалистом осмотр проводится фельдшером), прошедшим на базе наркологической больницы или наркологического диспансера (наркологического отделения медицинской организации) подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования по программе, предусмотренной приложением № 7 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения", прохождение подготовки подтверждается документом, содержащим сведения о прохождении подготовки по вопросам проведения медицинского освидетельствования.

В силу изложенного и с учетом требований пунктов 13 и 15 указанных выше Правил наличие лицензии у медучреждения и соответствующего документа у медсотрудника о прохождении подготовки по вопросам проведения медицинского освидетельствования являются юридически значимыми обстоятельствами по делу об административном правонарушении, которые могут быть проверены в суде по ходатайству защиты. К юридически значимому обстоятельству по делу относятся также использованные при исследовании выдыхаемого воздуха зарегистрированные в установленном порядке технические средства измерения (пункт 10 раздела "III. Порядок проведения медицинского освидетельствования" Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)").

Технические средства измерения (приборы), наиболее часто используемые для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе при проведении медицинского освидетельствования, и их технические характеристики приведены на страничке сайта "Технические средства медицинского освидетельствования, приборы медицинского освидетельствования, средства медицинского освидетельствования, анализаторы алкоголя, индикаторы алкоголя, алкометры, алкотестеры". Особое внимание следует обратить на условия и правила корректного и правильного использования приборов для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе — см. пояснения к таблице "Список приборов, описание которых частично приведено на данном сайте, технические характеристики приборов, особенности применения приборов" и ссылки на страничке "Определение алкоголя в выдыхаемом воздухе, крови, биологических средах организма". Допустимость использования технического средства измерений подтверждается наличием действующего сертификата об утверждении типа средств измерений и свидетельства о поверке средства измерений (наличие соответствующей отметки в паспорте на прибор).

Требование к техническим средствам измерений изложено в пункте 10 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)".

Заключение о наличии или об отсутствии состояния опьянения в результате употребления алкоголя выносится в порядке пунктов 15 и 16 раздела "IV. Порядок оформления результатов медицинского освидетельствования" Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)"). Положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха (пункт 11 раздела "III. Порядок проведения медицинского освидетельствования" Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения).

Распространено мнение, что при медицинском освидетельствовании сначала должен быть проведен осмотр и обследование освидетельствуемого лица с выявлением клинических признаков и лишь затем проводится исследование выдыхаемого воздуха. На самом деле это не так.

В соответствии с пунктом 9 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения.

Также, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Правилами освидетельствования, приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" и иными нормативными документами, при проведении медицинского освидетельствования не предусмотрена распечатка результатов исследования выдыхаемого воздуха на бумажных носителях, то есть приобщение бумажного носителя с записью результатов исследования к акту медицинского освидетельствования на состояние опьянения (см. также решение Верховного Суда РФ от 22 октября 2009 года по делу № ГКПИ09-1325).

В соответствии с приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя..

Таким образом, положительный результат определения алкоголя в выдыхаемом воздухе в концентрации, превышающей 0,16 миллиграмм на один литр выдыхаемого воздуха, является основанием для заключения об установлении состояния опьянения, и, как следствие, для привлечения к административной ответственности по статье 12.8 КоАП РФ с последующим административным наказанием.

В этой связи и с учетом примечания к статье 12.8 КоАП РФ, введенного Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 196-ФЗ, следует согласиться с мнением заместителя председателя Мосгорсуда Фомина Д.А., изложенным в п. 4 информационного письма от 27.08.2013г. № 1-23-20/13, согласно которому: "… заключение о состоянии опьянения выносится при определении в выдыхаемом воздухе при повторном исследовании абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей (не равной!) 0,16 мг/л без учета погрешности прибора. Если при повторном исследовании концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе составила 0,16 мг/л и менее, то заключение о состоянии опьянения не может быть сделано".

С июля 2018 года Федеральным законом Российской Федерации от 03 апреля 2018 года № 62-ФЗ «О внесении изменения в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено пороговая концентрация абсолютного этилового спирта в крови, равная 0,3 и более грамма на один литр крови (Пороговая концентрация абсолютного этилового спирта в крови).

 

Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24 октября 2006 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 КоАП РФ, надлежит учитывать, что доказательствами состояния опьянения водителя являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (ОСАО) вправе проводить должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти – также должностное лицо военной автомобильной инспекции (часть 2 статьи 27.12 КоАП РФ). Медицинское освидетельствование на состояние опьянения вправе проводить врач-психиатр – нарколог либо врач другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом – фельдшер), прошедший в установленном порядке соответствующую подготовку. Наряду с указанными актами не исключается подтверждение факта нахождения водителя в состоянии опьянения и иными доказательствами (например, показаниями свидетелей). С учетом того, что в силу статей 26.2, 26.11 КоАП РФ акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения являются доказательствами по делу об административном правонарушении, они должны исследоваться и оцениваться в совокупности с другими собранными по делу доказательствами и не могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства.

Обратите внимание, что в связи с принятием постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" признать не подлежащими применению пункты 1–122 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2008 года № 23, от 9 февраля 2012 года № 2).

Административное правонарушение, квалифицированное по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, предусматривает наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

В соответствии с примечание к указанной статье употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.

Следует иметь в виду, что закон не предусматривает порядок округления результатов измерений и в законе прямо не предусмотрено как правильно учитывать результаты, превышающие 0,16 мг/л, полученные с использованием приборов, результаты которых отображаются в виде мг/л и трех значащих цифр после запятой. Поэтому концентрация алкоголя в выдыхаемом воздухе 0,161 мг/л вполне может быть рассмотрено судами, как превышающее 0,16 мг/л (постановление зам. пред. МГС Базьковой Е.М. от 18.04.2014г. № 4а-534/14), и к такому исходу следует заранее подготовиться.

Кроме того, в примечании к статье 12.8 КоАП не оговорены условия проведения исследования, при которых установленный законодателем порог концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе имеет юридическое значение. В частности, не оговорены температура окружающего воздуха и влажность, при которых правомочно применение указанной нормы закона.

При квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.8 КоАП РФ, необходимо учитывать, что субъектом данного правонарушения является водитель транспортного средства независимо от того, является ли он владельцем данного транспортного средства. В случае вынесения обвинительного постановления Вам грозит наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

При организации защиты в суде в случае привлечения к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения в первую очередь рекомендуем продумать ответ на вопрос об отсутствии каких-либо Ваших возражений, замечаний и записей о несогласии с действиями ИДПС и с содержанием протоколов в графе "Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении" и в графе "Объяснения и замечания по содержанию протокола" протокола об административном правонарушении, если таковые обстоятельства имеют место. Естественно, что Ваш ответ должен быть достаточно аргументирован и убедителен для судьи.

Соответствующие требования по обоснованности и убедительности относятся и к ответу на вопрос об употреблении лекарственных средств или иных средств и препаратов при записи в пункте 12 акта медицинского освидетельствования "Сведения о последнем случае употребления алкоголя, лекарственных средств, наркотических средств и психотропных веществ (со слов освидетельствуемого)".

Наличие положительных решений по жалобам на постановления судов первых инстанций наглядно свидетельствует о целесообразности осуществления защиты вплоть до Верховного Суда РФ (см., например, ссылки на страничках сайта "Основы и принципы защиты прав в судах", "Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу. Апелляционная жалоба" и "Жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Надзорная жалоба").

Если Вы не согласны с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в отношении Вас, Вы вправе пройти так называемое "независимое" медицинское освидетельствование в сторонней медицинской организации, имеющей соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) и по химико-токсикологическим исследованиям, и оспорить заключение по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения в федеральном органе Министерства здравоохранения РФ, а также изложив соответствующие доводы о недопустимости акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, либо в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Срок прохождения "независимого" медицинского освидетельствования в настоящее время не регламентирован.

Оценка и интерпретация результатов независимого медицинского освидетельствования — см. страничку "Оценка результатов повторного медицинского освидетельствования, естественное протрезвление, естественное вытрезвление".

Примерное содержание заявления о рассмотрении результатов медицинского освидетельствования на состояние опьянения или заявления, в котором излагаются доводы о нарушениях процедуры медицинского освидетельствования и недостатках проведения освидетельствования, приведено на страничке "Заявление о рассмотрении результатов медицинского освидетельствования на состояние опьянения".

В настоящее время в связи с положительными результатами рассмотрения надзорных жалоб в Верховном Суде РФ по делам, содержащим сведения о результатах так называемого независимого медицинского освидетельствования, вновь стал актуальным вопрос о прохождении независимого медицинского освидетельствования.

Вопросы медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения изложены на страничке сайта "Медицинское освидетельствование водителей транспортных средств на состояние наркотического опьянения. Наркотическое опьянение, лишение водительских прав, состояние, симптомы, признаки наркотического опьянения, медицинское освидетельствование на наркотическое опьянение. Порядок и правила медицинского освидетельствования. Порядок оформления результатов медицинского освидетельствования. Заключение о состоянии опьянения".

Тексты постановлений мировых судей г. Москвы за 2018 год о прекращении производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ — управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Тексты постановлений мировых судей г. Москвы за 2019 год о прекращении производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ — управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Дополнительная информация по вопросам медицинского освидетельствования на состояние опьянения изложены на сайте "defender-защита прав в суде".

Информация по организации защиты в суде и возврату водительских прав изложена на страничках настоящего сайта — см. "Карта сайта. Навигация: Правовая помощь, консультации, услуги и защита прав в области дорожного движения". Также, Вы можете получить консультацию и ответы по интересующим Вас вопросам, воспользовавшись контактной информацией, приведенной на страничке "Обратная связь".

————————————————————————-

Уникальное свидетельство беспредела судебной системы в Иркутской области, в целом, и судей, в частности: мировой судья судебного участка № 16 Свердловского округа г. Иркутска Колпакова Екатерина Геннадьевна, судья Свердловского районного суда г. Иркутска Фрейдман Константин Феликсович, судья Иркутского областного суда Слепнев Петр Иванович, в частности, — отмена Верховным Судом РФ постановления и судебных решений при якобы выявленной в результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе 0,0001 мг/л (постановление от 25.10.2013г. № 66-АД13-4). И что же это за такое техническое средство измерений, способное вывить алкоголь в такой концентрации в выдыхаемом воздухе? Как говорится, "наука не в курсе дела", а российские судьи, видимо, даже не были удивлены соответствующим результатом.

Другими примерами неадекватности судебной системы в вопросах оценки результатов медицинского освидетельствования являются постановление Верховного Суда РФ в лице Меркулова В.П. от 03 марта 2014 года № 81-АД-14-1 (отличились судьи Кемеровской области), согласно которому якобы существуют технические средства измерения алкоголя в выдыхаемом воздухе в концентрации 0,03 промилле, и постановление от 03 марта 2014 года № 38-АД14-2 (отличились судьи Тульской области), в основу которого положены результаты тестирования иммунохроматографическим экспресс-тестом содержания наркотических веществ в моче.

Уникальное в своем роде постановление мирового судьи, цинизм сотрудников ГИБДД, готовых пойти на прямую, но явно глупую, фальсификацию материалов дела, но которым, по мнению, председателя Московского городского суда Егоровой О.А., нет оснований не доверять — постановление от 21 мая 2015 года № 5-508/15.

Сотрудники ГИБДД готовы на все, лишь бы состряпать дело и повысить показатели своей так называемой работы — постановление от 27 апреля 2015 года № 5-164/2015.

Несмотря на ничтожный процент положительного разрешения дел по рассматриваемой статье, судебная практика в целом, а также практика Верховного Суда РФ в условиях, когда нижестоящие судебные инстанции единодушно выносят обвинительные постановления и решения, свидетельствуют о том, что следует идти до конца. Главным и определяющим здесь является правильное формулирование и обоснование своих доводов по защите без иллюзии, что суд сам всё это сделает за Вас.

Источник: market-mg.narod.ru

Как и зачем проводится медицинское освидетельствование

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится круглосуточно в кабинетах медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Целью медицинского освидетельствования является установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ.

Медицинское освидетельствование включает в себя:

При осмотре врачом-психиатром-наркологом осуществляется исследование выдыхаемого воздуха на содержание алкоголя с интервалом в 15-20 минут (при отрицательном результате первого исследования выдыхаемого воздуха повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя не проводится) при помощи технических средств измерения.

Медицинское освидетельствование лица, управляющего транспортным средством

Производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения.

Независимо от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя производится отбор биологических объектов (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование.

Медицинское освидетельствование иных лиц

При наличии не менее трех клинических признаков опьянения и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя отбирается проба биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение.

Как оформляются результаты освидетельствования

Результаты освидетельствования оформляются Актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или токсического) (форма № 307/у-05), заверенного подписью врача, проводившего освидетельствование, и круглой печатью кабинета, в котором проводилось освидетельствование.

Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на освидетельствование работодателем

Где заключить договор на освидетельствование

Договор на оказание платных медицинских услуг с юридическими лицами заключается на основной территории ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ» (ул. Люблинская, д 37/1) и подписывается директором Центра. Обращаться к Ягудиной Ларисе 8(499)742-67-02.

Что является основанием для освидетельствования

Основанием для проведения освидетельствования является направление работодателя с приложением информированного добровольного согласия работника на проведение освидетельствования, согласия на обработку персональных данных и заявления-согласия на передачу представителю работодателя заключения по результатам освидетельствования.

В направлении должны быть указаны данные о направляемом на освидетельствование лице и фамилия представителя работодателя, уполномоченного на получение Акта с результатами освидетельствования работника.

Как получить результаты освидетельствования

В течение 10 (десяти) рабочих дней после освидетельствования представителю работодателя передается заполненный Акт, справка о результатах химико-токсикологических исследований, результаты исследования выдыхаемого воздуха на бумажном носителе; освидетельствуемому – копии вышеуказанных материалов.

Медицинское освидетельствование граждан, самостоятельно обращающихся за медицинской услугой

Где заключить договор на освидетельствование

Договор на оказание платных медицинских услуг с физическими лицами оформляется по месту предоставления услуг и подписывается заведующим отделением медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Что является основанием для освидетельствования

Медицинское освидетельствование проводится на основании письменного заявления физического лица о проведении медицинского освидетельствования с подробным изложением причины проведения освидетельствования и предъявления документа, удостоверяющего его личность с приложением информированного добровольного согласия на проведение освидетельствования, согласия на обработку персональных данных.

Сроки проведения освидетельствования

Медицинское освидетельствование проводится сразу же после предъявления письменного заявления физического лица о проведении медицинского освидетельствования.

Затем освидетельствуемому лицу вручается квитанция на оплату стоимости освидетельствования путем внесения денежных средств на расчетный счет МНПЦ наркологии по реквизитам, указанным в квитанции.

Как получить результаты освидетельствования

Результаты освидетельствования, в том числе результаты исследования выдыхаемого воздуха, сообщаются освидетельствуемому только после оплаты стоимости освидетельствования.

В течение 10 (десяти) рабочих дней по предъявлению оплаченной квитанции материалы медицинского освидетельствования в одном экземпляре (заполненный протокол, справка о результатах химико-токсикологических исследований, два результата исследования выдыхаемого воздуха на бумажном носителе) передаются в Кабинете лично освидетельствованному лицу.

Выдача заключений по результатам освидетельствований осуществляется в Кабинетах медицинского освидетельствования с 09.00 до 16.00 в рабочие дни.

Источник: narcologos.ru

Определен новый общий порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического и иного токсического)

Общие положения

С 26 марта 2016 года вступил в силу приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г., регистрационный N 41390).

Действие приказа распространяется на все случаи проведения медицинских освидетельствований на состояние опьянения с единой формой акта медицинского освидетельствования.

Так, Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденный настоящим приказом определяет порядок освидетельствования:

1) лица, которое управляет транспортным средством;

2) лица, совершившего административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

3) лица, результат медицинского освидетельствования которого необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении;

4) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в целях выявления состояния опьянения;

5) работника, появившегося на работе с признаками опьянения;

6) безработного, явившегося на перерегистрацию с признаками опьянения;

7) самостоятельно обратившегося совершеннолетнего гражданина, несовершеннолетнего старше возраста пятнадцати лет (в целях установления состояния алкогольного опьянения) или несовершеннолетнего, приобретшего в соответствии с законодательством Российской Федерации полную дееспособность до достижения им восемнадцатилетнего возраста;

8) несовершеннолетнего, не достигшего возраста пятнадцати лет (за исключением случая, установленного подпунктом 9 настоящего пункта, а также установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста);

9) несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста);

10) гражданина, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на проведение в отношении него медицинского освидетельствования.

 

Критериями, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, являются:

а) запах алкоголя изо рта;

б) неустойчивость позы и шаткость походки;

в) нарушение речи;

г) резкое изменение окраски кожных покровов лица.

 

Порядок проведения освидетельствования

 

Освидетельствование гражданина начинается с установления личности освидетельствуемого, она может быть установлена на основании документа, удостоверяющего личность, а при его отсутствии — на основании данных протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование или письменного направления (заявления) лица.

После указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.

Для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе и поверенные в порядке, установленном порядке.

Положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

При положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха через 15 — 20 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха.

При отрицательном результате первого исследования выдыхаемого воздуха повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя не проводится.

 

После проведения исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения.

Такими клиническими признаками являются:

I. Изменения психической деятельности

1. Неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции.

2. Заторможенность, сонливость или возбуждение.

3. Эмоциональная неустойчивость.

4. Ускорение или замедление темпа мышления.

II. Изменения вегетативно-сосудистых реакций

5. Гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз.

6. Инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых.

7. Сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз.

8. Учащение или замедление дыхания.

9. Тахикардия или брадикардия.

10. Сужение или расширение зрачков.

11. Вялая реакция зрачков на свет.

III. Нарушения двигательной сферы

12. Двигательное возбуждение или заторможенность.

13. Пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами.

14. Неустойчивость в позе Ромберга.

15. Ошибки при выполнении координаторных проб.

16. Тремор век и (или) языка, рук.

17. Нарушения речи в виде дизартрии.

Таким образом, уполномоченный орган определил исчерпывающий перечень клинических признаков, свидетельствующих о нахождении лица в состоянии опьянения.

 

При медицинском освидетельствовании лица, которое управляет транспортным средством, отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.

При медицинском освидетельствовании иных лиц при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, указанных выше, и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя отбирается проба биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение.

 

Оформление результатов медицинского освидетельствования

 

На основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и инструментальных и лабораторных исследований выносится одно из следующих медицинских заключений о состоянии освидетельствуемого на момент проведения медицинского освидетельствования:

1) установлено состояние опьянения;

2) состояние опьянения не установлено;

3) от медицинского освидетельствования освидетельствуемый (законный представитель освидетельствуемого) отказался.

Медицинское заключение «установлено состояние опьянения»:

1.      В случае освидетельствовании лица, которое управляет транспортным средством, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.

2.      В случае освидетельствования иных лиц при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и положительных результатах повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ, аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.

При вынесении медицинского заключения об установлении состояния опьянения по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта в пункте 14 Акта указываются наименования наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований. Наименование наркотических средств и психотропных веществ указывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».

Медицинское заключение «состояние опьянения не установлено»:

1.      В случае освидетельствовании лица, которое управляет транспортным средством, при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ.

2.      В случае освидетельствования иных лиц при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.

Медицинское заключение «от медицинского освидетельствования отказался»:

1 отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения);

2 отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований;

3 фальсификации выдоха;

4 фальсификации пробы биологического объекта (мочи).

Источник: 27.xn--b1aew.xn--p1ai


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector