Профилактика алкоголизма в школе

приобрести
Профилактика алкоголизма и наркомании в школе
скачать (110.5 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.doc 111kb. 13.09.2012 14:32 скачать


    Смотрите также:

  • Реферат — Проблемы женского алкоголизма (Реферат)
  • Шпаргалка — Зачет по Профилактике наркомании и алкоголизма (Шпаргалка)
  • Содержание работы социального педагога по профилактике наркомании у подростков (Документ)
  • Реферат — Наркомания (Реферат)
  • Бабаян Э.А., Гонопольский М. Наркология (Документ)
  • Ясюкова Л.А. Методики исследования уровня готовности детей к обучению в школе (Документ)
  • Березина С.В., Лисецкого К.С. (ред) Предупреждение подростковой и юношеской наркомании (Документ)
  • Презентация — Профилактика наркомании (Реферат)
  • Реферат — Наркомания и ее социальный вред (Реферат)
  • Профилактика близорукости у детей и подростков (Документ)
  • Курсовая работа — Теоретические основы проблемы профилактики наркомании среди подростков (Курсовая)
  • Реферат — Проблемы наркомании среди молодежи и способы её профилактики (Реферат)

n1.doc

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Введение……………………………………………………………………2

2. Алкоголизм, его понятие, стадии алкоголизма…………………………. 3

3. Причины употребления алкоголя, его влияние на подростка…………..5

4. Профилактика алкоголизма……………………………………………….6

5. Наркомания, понятие наркотического вещества…………………………8

6. Причины употребления наркотиков, их влияние на подростка…………9

7. Профилактика наркомании………………………………………………..10

8. Заключение………………………………………………………………….12

9. Список литературы…………………………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ.
Пьянство, алкоголизм, наркомания несовместимы с социальным образом жизни, проблема утверждения которого не носит абстрактно-отвлеченного характера. Она связана с повседневной жизнью людей и поэтому вызывает повышенный интерес вполне определенного практического свойства. Особенно такая его категория, как стиль жизни, отражающая или характеризующая поведение людей в целом. Пьющий человек живет и работает среди людей, и ущерб, наносимый злоупотреблением алкоголя, касается широкого круга медицинских, социальных, нравственных и других проблем как самого пьющего, так и его семьи, производственного коллектива, общества в целом. Наркомания и алкоголизм порождают множество социальных проблем, хотя взаимосвязь степени алкоголизации с частотой и тяжестью социальных проблем не всегда очевидна и прямолинейна.


Алкоголизм и наркомания, по данным Всемирной организации здравоохранения, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, влияют на национальное развитие, алкоголизм и наркомания — это трагедия не только семьи, но и общества в целом и решать ее необходимо совместными усилиями. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение и связанные с ними проблемы, стоят сейчас в одном ряду с такими распространенными заболеваниями, как сердечнососудистые и онкологические, а по экономическому и социальному ущербу даже превосходят их. Итак, тема алкоголизма и наркомании, особенно среди подростков является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день. Школа является одним из основных социальных институтов, способных активно противостоять распространению употребления наркотических веществ и алкоголя среди школьников. Профилактическая роль семьи сейчас активно уменьшилась с возобновлением прежних объемов потребления алкоголя взрослыми.

Социальная значимость алкоголизма и наркомании определяется материальным ущербом, который они наносят обществу, а также медико-биологическими последствиями для здоровья нынешних и последующих поколений. Экономические условия, питейные обычаи, неправильное воспитание, стремление подражать старшим, дурные примеры, анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма все это являлось условиями, определяющими развитие алкоголизма и наркомании в молодом возрасте.


Социологи и психологи в качестве основных причин тяги подростков к алкоголю и наркотикам указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, отчуждение, неустроенную жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания.

АЛКОГОЛИЗМ, ЕГО ПОНЯТИЕ, СТАДИИ АЛКОГОЛИЗМА.

Сегодня в России проблема детского алкоголизма заметно обострилась, причиной этому стало: появление коммерческих торговых точек, продающие спиртные напитки даже несовершеннолетним, стремление подражать взрослым и пытаться выглядеть как они, а конце концов подражание свои сверстникам, которые уже и так употребляют алкоголь или курят, что бы ни казаться среди них “белой вороной”.

Задача всестороннего и гармонического развития под­растающего поколения неразрывно связана с воспита­нием у него позитивных нравственных установок, в том числе и отрицательного отношения к проявлениям пьянства.

Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм — форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей деградацией личности.


Детская наркомания и алкоголизм в России приняли угрожающие размеры, проблема требует вмешательства законодателей. Такой вывод сделали в Генпрокуратуре, подведя итоги масштабной проверки по стране.

Подростки сегодня пьют, колются, нюхают и глотают всякую дрянь наравне со взрослыми. Причем не столько по квартирам, где их могут застукать родители, а в подвалах, на улице, в парках, на дискотеках и даже в общественном транспорте.

Современный, период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко, раскрыть и понять причины злоупотребления спиртными напитками. М.А. Галагузова и другие авторы отмечают, что причинами приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте являются:

· неблагополучие семьи;

· позитивная реклама в средствах массовой информации;

· незанятость свободного времени;

· отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;

· уход от проблем;

· психологические особенности личности;

· самоутверждение.

Алкогольная зависимость как социальная проблема: стадии и профилактика.

Алкоголизм представляет собой одну из форм токсикомании, характеризуются пристрастием к употреблению веществ, содержащих этиловый спирт, развитием психической и физической зависимости, абстинентного синдрома, психической, физической и социальной деградацией личности. Как и всякая другая болезнь, алкоголизм не возникает вдруг, а имеет свои доклинические проявления – бытовое пьянство.


Алкоголизм отличается от бытового пьянства четко очерченными и биологически обусловленными признаками, хотя бытовое пьянство всегда предшествует алкоголизму. Бытовое пьянство, привычное злоупотребление алкоголем – это всегда нарушение личностью социально-этических правил. Вследствие этого в профилактике пьянства решающее значение имеют меры административно-правового и воспитательного характера. В отличие от пьянства алкоголизм является заболеванием, которое всегда требует применения активных мер медицинского характера, комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий.

Наиболее существенными факторами риска раннего злоупотребления алкоголем считаются конфликтные отношения в семье, аномалии характера, раннее начало девиантного поведения (импульсивность, непослушание, агрессивность, антисоциальные поступки), инфантилизм, невысокий интеллектуальный уровень, низкая школьная успеваемость, отсутствие планов на продолжение образования. К алкоголизму таких детей толкает внутренний дискомфорт, создаваемый отсутствием необходимого для правильного развития одобрения взрослых и сверстников, неудовлетворённая потребность в самоуважении. Правильное отношение к таким детям, соответствующая помощь со стороны родителей, педагогов и библиотекарей, нахождение для них сферы деятельности, где подросток может показать успехи, препятствует развитию раннего алкоголизма.


Алкоголь принимают для поднятия настроения, для согревания организма, для предупреждения и лечения болезней, в частности как дезинфицирующее средство, а также как средство повышения аппетита и энергетически ценный продукт.

Потребность в алкоголе не входит в число естественных жизненных потребностей человека, как, например, потребность в кислороде или пище, и потому сам по себе алкоголь не имеет побудительной силы для человека. Потребность эта, как и некоторые другие «потребности» человека (например, курение) появляется потому, что общество, во-первых, производит данный продукт. Во-вторых, «воспроизводит» обычаи, формы, привычки и предрассудки, связанные с его потреблением.

При употреблении алкоголя подростки становятся невнимательными к близким, к прежним друзьям, неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Непринужденно они чувствуют себя только в «своем кругу». Что касается внешних манер поведения, то несовершеннолетним больным свойственны — бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые, однако, в условиях строгого контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью

Различаются три стадии алкоголизма:

Начальная стадия характеризуется появлением влечения к алкоголю. Это результат психической зависимости, возрастания устойчивости к принимаемым дозам: для достижения опьянения требуется большая доза алкоголя. Употребление алкоголя становится систематическим.


Средняя стадия характеризуется нарастающим влечением к алкоголю, изменением характера опьянения, последующим забыванием прошедшего, потерей контроля над количеством выпитого, появлением состояния похмелья. На этой стадии отмечаются нарушения психики, изменения во внутренних органах и нервной системе.

Последняя стадия характеризуется снижением устойчивости к принимаемым дозам алкоголя, развитием запойного пьянства. Возникают тяжелые нервно-психические нарушения, глубокие изменения во внутренних органах.

Когда появляется психическая зависимость от алкоголя, человек чаще всего не считает себя больным. Вслед за психической зависимостью наступает физическая: алкоголь включается в процессы обмена веществ, лишение его приводит к тягостному заболеванию – похмелью, которое характеризуется дрожанием рук, тревожным настроением, тяжелым сном с кошмарами, неприятными ощущениями со стороны внутренних органов. На каждой из последующих стадий увеличиваются изменения в организме, психике и поведении больного. Ему становится не под силу творческая деятельность; резко ослабляется воля – человек не может руководить своими поступками, попадает под чужое влияние; эмоции огрубляются, наступает эмоциональное оскудение и деградация личности.
ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПОДРОСТКА.
Опираясь на исследования ученых Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков можно выделить семь уровней вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.


1. Нулевой уровень характеризует подростков, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость. Мотивы отказа: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, поведение.

2. Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Мотивы: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Стадия длится 1-2 месяца.

3. Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Мотивы: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Длительность периода 3-4 месяца.

4. Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок. Мотивы: повысить свой тонус, весело провести время в компании. Период 4-12 месяцев.

5. Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние. Мотивы: временно уйти от реальности, повысить уверенность в себе. Формируется в течение 1, 5 лет.

6. Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья. Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки, повысить жизненный тонус. Физическая зависимость формируется в течение 3-5 лет употребления алкоголя.


7. Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, психическая зависимость от алкоголя, которая перекрыта тяжелой физической зависимостью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние.

В исследованиях Б.С. Братусь, П.И. Сидорова отмечены следующие виды мотивации в развитии алкогольного поведения подростков:

· Атарактическая мотивация — стремление к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения;

· Субмиссивная мотивация — нежелание обидеть людей, предлагающих алкоголь, что отражает выраженную тенденцию к подчинению и зависимости от мнения окружающих;

· Гедонистическая мотивация — стремление повысить настроение, получить удовольствие.

· Псевдокультурная мотивация — стремление произвести впечатление на окружающих редкими и дорогими алкогольными напитками, продемонстрировать «изысканный вкус».

В общеобразовательных школах необходимо создавать антиалкогольные профилактические программы для подростков группы риска, вести целенаправленную работу среди родителей и педагогов по обучению их разным формам и методам антиалкогольной пропаганды и здорового образа жизни.
ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА.
Работа по профилактике алкоголизма может включать в себя три компонента:

1. Образовательный компонент.

Специфический — дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость. Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении алкоголя.


Неспецифический — помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе. Цель: формировать у молодого человека развитую концепцию самопознания.

2. Психологический компонент — коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению алкоголя, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др. Цель: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.

3. Социальный компонент — помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыка общения, здорового образа жизни. Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.

К основным способам профилактики алкоголизма среди детей подросткового возраста специалисты относят:

1. Просвещение родителей в форме лекций, бесед;

2.Формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

3. Своевременное определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

4. Ознакомление подростков со специальной литературой о вреде алкоголя.

Все эти способы могут быть использованы педагогами для профилактики подросткового алкоголизма в школах.

Детский алкоголизм в большинстве случаев является причиной подростковой преступности. Это явление обычно встречается в неблагополучных семьях. Когда дети еще не могут зарабатывать деньги, они начинают воровать, чтобы приобрести алкоголь и принять очередную дозу. Для детей, страдающих алкоголизмом, существуют специальные заведения, в которых врачи, психологи, терапевты прилагают все усилия, чтобы искоренить эту опасную зависимость.

Родители и школа играют главную роль в воспитании ребенка. Когда развитие только начинается, очень важно не впадать в крайность.

Если родители будут слишком строго относиться к ребенку, он будет искать свободу вне дома, где нет никаких запретов, никаких правил. Если ему давать чересчур много свободы, не вмешиваться в его личную жизнь, он может почувствовать себя отверженным и ненужным. Все это может послужить причиной для детского алкоголизма.

Родители должны быть примером для детей. Очень важно выслушать ребенка, понять его проблемы и постараться помочь либо советом, либо действием. Каждый ребенок должен чувствовать себя комфортно и свободно, общаясь с родителями на актуальные для него темы. Им необходимо больше уделять времени своим детям, можно совершать совместные прогулки, пикники, семейные обеды и ужины и т.д.

По данным Всемирной организации здравоохранения исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57,7 % мальчиков и 73,4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. На развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12–16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %.

Задачи учителей включают следующие методы профилактики:

1. Обучающая — дать информацию о вреде алкоголя, сформировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя, развить стремление у учащихся к здоровому образу жизни.

2. Воспитательная — через различные формы воспитательной работы расширить кругозор школьников, подвести к мысли о том, что жизнь без алкоголя содержательна.

Цель профилактических мероприятий.

1. Создание условий для гармоничного развития подростков в школьной среде.

2. Изменение ценностного отношения подростков и родителей к алкоголю и формирование антиалкогольных установок.

3. Пропаганда здорового образа жизни.

4. Развитие у подростков поведенческой саморегуляции, осознания личной ответственности за свое поведение.

Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.

Большое значение имеет организация воспитательного процесса среди учащихся по профилактике алкоголизма. В центре внимания воспитательного процесса в этом направлении — главные этические ценности, как основа положительных черт характера. Критериями оценки воспитательной работы должны служить нравственная атмосфера в учреждении, эффективность работы преподавательского состава и способность учащихся проявлять положительные черты характера в реальной жизни.

НАРКОМАНИЯ, ПОНЯТИЕ НАРКОТИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА.
Наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Проблема наркомании существует в большей или меньшей степени практически во всех странах, и в этом отношении Россия по праву входит в мировое сообщество. Наркотики сейчас называют третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы.

Наркотики – это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменения психического состояния, систематическое применение которых приводит к зависимости.

Самооценка подростка при употреблении наркотиков.

Независимо от качества самооценки на момент инициации в процессе употребления наркотиков самооценка снижается. Прежде всего, об этом свидетельствует внешний вид подростка. Многие наркоманы равнодушны к своему внешнему облику, выглядят неряшливо, не заботятся о чистоте своего тела и одежды. Сексуальность не волнует их, поскольку большинство из них приобретают импотенцию. Ради дозы они идут на любые унижения, вплоть до продажи собственного тела.

ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДРОСТКА

Следует отметить, что среди причин злоупотребления наркотиками наиболее часто упоминаются следующие:

· Социальная согласованность. Если использование того или иного наркотика принято в группе, к которой человек принадлежит или с которой

он себя идентифицирует, он почувствует необходимость применять этот наркотик, чтобы показать свою принадлежность к этой группе. Это относится ко всем наркотикам, от никотина и алкоголя до героина.

·Удовольствие. Одна из главных причин, почему люди употребляют наркотики, — это сопутствующие и приятные ощущения, от хорошего самочувствия и релаксации до мистической эйфории.

· Доступность. Нелегальное потребление наркотиков наиболее высоко там, где они легче доступны, например, в крупных городах. Применение легальных котиков также возрастает с доступностью, например, алкоголизм распространен среди торговцев спиртными напитками.

· Любопытство в отношении наркотиков заставляет некоторых людей начать самим принимать наркотики.

·Враждебность. Применение наркотиков может выглядеть символом оппозиции ценностям общества. Когда человек отвергает общество и все альтернативы, включая самого себя, свои надежды и цели, возникающее чувство бессмысленности жизни, изоляции и неадекватности делает его предрасположенным к хронической наркомании.

· Достаток и досуг могут привести к скуке и потере интереса к жизни, и выходом и стимуляцией в этом случае могут показаться наркотики.

· Уход от физического стресса. Большинству людей удается справляться с наиболее стрессовыми ситуациями их жизни, но некоторые пытаются найти убежище в форме наркотической зависимости. Наркотики часто становятся ложным центром, вокруг которого вращается их жизнь. Проблема наркоманий достигла глобальных масштабов, имеет многогранный характер, включает экономический, медицинский, социальный, правовой, воспитательный аспекты.

Проблема «наркотики и наркомания» во всем мире воспринимается, прежде всего, как молодежная. Главным фактором увеличения масштабов наркомании становится возрастной вектор. Наркомания стремительно «молодеет», сегодня можно констатировать не только подростковую, но и детскую наркоманию. Наркотики – это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменения психического состояния, систематическое применение которых приводит к зависимости.

Состояние психической зависимости проявляется в том, что человек с помощью наркотика желает добиться внутреннего равновесия и стремится вновь и вновь испытать действие наркотика. Наркотик, его действие, постепенно замещает собой все обычные для человека положительные эмоции. На этом этапе человек еще сохраняет способность контролировать употребление, он еще может выбирать, в каких ситуациях, и в какой, момент принять наркотик. При этом желание употребить наркотик сохраняется всегда, но разум может победить в борьбе мотивов.

Частичная возможность контролировать прием наркотика создает у потребителя иллюзию того, что наркотик еще не влияет на его жизнь, он свободен в своих решениях и сможет прекратить употребление в любой момент.

Последствия принятия наркотиков.

После опьянения любым наркотическим веществом наступает ломка. Состояние напоминает состояние после опьянения алкоголем с апатией, вялостью, общим недомоганием. Преобладает тоскливое, мрачное, подавленное настроение. Чем больше была принята доза, тем хуже самочувствие наркомана. В это время они озлоблены, раздражительны, плаксивы, капризны, вспыльчивы, конфликтны, безучастны к окружающим и близким. У них может наступать беспричинное чувство страха, необъяснимое возбуждение; пальцы дрожат, зрачки сужаются или расширяются. Организм не способен переносить психические и физические нагрузки. Даже очень сильные и терпеливые люди с трудом переносят это состояние, боли порой настолько интенсивны, что возможны попытки самоубийства. Ломка – верный признак того, что организм человека не может нормально функционировать без наркотика, а в отдельных случаях наступает смерть. Всё поведение наркомана во время ломки направлено на поиск наркотика.
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ
Профилактика наркомании представляет собой стратегии, направленные либо на снижение факторов риска болезни, либо на усиление действия факторов, которые понижают восприимчивость к болезни. Отработанные профилактические подходы выстраиваются в зависимости от уровня проблемы и наличия опыта употребления наркотических веществ.

Профилактика делится на: первичную, вторичную, третичную.

1. К первичной профилактике относятся мероприятия, направленные на лица, которые не употребляют наркотические средства. Здесь основная цель – предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами, ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи. Первичная профилактика стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не только на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.

2. Вторичная профилактика наркомании является избирательной. Она ориентирована на лица, у которых уже отмечены эпизоды употребления наркотических веществ, либо на лица, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии.

3. Третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентированной на контингенты больных, зависимых от психоактивных веществ.

Профилактика наркомании в школах.

Если говорить о профилактике в школах, ребятам нужна, правда, о страшных последствиях употребления наркотиков, об их коварстве, о том, как тяжело потом избавляться от наркозависимости. Ребятам необходимо помогать сформировать настроенность жить без наркотиков, настроенность на моральные и культурные ценности, творчество, спорт, желание всего добиваться своей головой и своими руками, настроенность на доброту, справедливость, ответственность.
Это четкая и доступная информация для детей, подростков, родителей, учителей с целью разъяснения не столько вреда наркотиков, сколько пользы здорового образа жизни, формирования здорового морально — психологического климата, создания условий для разумной организации в проведении свободного времени, разъяснения определенных норм поведения.
Работа должна проводиться по определенным принципам:
1. индивидуальная направленность;

2. выявление групп риска с использованием различных методов (медицинских, психологических, педагогических и др.);

3. работа с лицами групп риска по групповым и индивидуальным программам;
4. организация специальных лагерей для детей с девиантным поведением. Следует иметь в виду, что чаще в «рядах наркоманов» могут оказаться подростки с акцентуациями и психическими заболеваниями.

Первое — это работа учителя и классного руководителя, забота родителей и родных, внимание школьного психолога и врача. Это повседневная работа, требующая определенных знаний по проблеме.

Второе — это раннее выявление, диагностика и лечение заболевших. Этим занимаются в специализированных детских наркологических диспансерах.
Трудности в проведении профилактики касаются педагогов, родителей, психологов, врачей. Прежде всего, это связано с практическим отсутствием подготовленных по проблеме кадров. Большая часть педагогов школ, средних и высших учебных заведений не имеют знаний по диагностике коррекционному воспитанию детей и подростков в современных социальных условиях нашей страны.

Задача учителей — не допустить, чтобы в этот круг вовлеклись другие подростки. Если хотя бы один учащийся страдает алкоголизмом или наркоманиями, то употребление спиртного или наркотиков может принять характер эпидемии в классе.

Итак, что же делать педагогам? В первую очередь обратить пристальное внимание на три группы учащихся:

Первая — стабильные двоечники-троечники.

Вторая — учащиеся, постоянно нарушающие дисциплину.

Третья ребята из неблагополучных семей.

Это группы риска. Скорее всего, получится, что несколько учеников в классе обладают всеми тремя характеристиками, а именно: в семье выпивает отец или мать, подросток учится с троек на двойки и регулярно нарушает правила и нормы поведения.

Наркомания и торговля наркотическими веществами – явление для Российской Федерации относительно не новое, но для общества оно представляет постоянно растущую угрозу. Ухудшение условий жизни и распад системы привычных морально-этических ценностей самым отрицательным образом сказались на состоянии нравственности в обществе.

Сегодня в России не осталось ни одного региона, где бы ни были зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения. Наркомания окончательно превратилась в общенациональную проблему, несущую прямую угрозу государству.

Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.

Цели такой работы — создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотреблении наркотических средств;

Формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сегодня внимание общества приковано к одной из главных угроз — к борьбе с социально-обусловленными заболеваниями: алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Каждому хорошо известно, что в детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь. К употреблению алкоголя и наркотиков все чаще прибегают совсем юные.

Самый перспективный метод борьбы с наркоманией — это профилактика, комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, которые направлены на предотвращение распространения и потребления психоактивных веществ, а также предупреждение и ликвидации безнадзорности, преступности, роста сопутствующих наркомании и алкоголизму заболеваний. Таким образом, можно отметить наличие трех основных целей профилактической работы: первичная, вторичная и третичная профилактика.

Первичная профилактика — работа с популяцией условно здоровых людей, а также с так называемой группой риска наркотизации, которая направлена на предупреждение приобщения к употреблению психоактивных веществ, вызывающих болезненную зависимость.

Вторичная профилактика — работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости, которая направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с людьми, употребляющими эти вещества, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни.

Третичная профилактика — реабилитация, которая предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманией, включая алкоголизм. Возвращение его в семью, в образовательное учреждение, к общественно полезной деятельности.

Наиболее важной в деле формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения является роль учителя. Именно учитель может и должен сформировать систему ценностных ориентаций в отношении здоровья.

Поэтому текущий этап развития педагогического образования выдвигает новые требования к профессиональной подготовке учителя. С одной стороны, это — вооружение педагога новейшими методами и технологиями обучения, с другой — это — освоение воспитательных технологий, направленных на формирование личности учащегося — гражданина своей республики, страны и всего мира.

Современная школа должна, как известно, готовить молодого человека к жизни в обществе рыночного типа, в котором, прежде всего, выживает здоровый, энергичный, социально адаптированный и активный человек.

Базовой основой всех профилактических мероприятий, является информационно-образовательное направление. Хорошо известно, насколько важна просветительско-образовательная и коррекционно-психологическая деятельность. Первичная профилактическая помощь должна опираться на школьную психологическую службу, на подразделения центров психолого-педагогической реабилитации, на формирование широкой сети консультативных пунктов для детей и подростков.

Первичная антинаркотическая профилактическая работа в образовательных учреждениях проводится преимущественно через две основные формы: проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории, семейное консультирование по воспитательным, психологическим проблемам развития и поведения ребенка, во внеклассной и внешкольной деятельности с учащимися, работе по месту жительства, учебной работе, организации индивидуального шефства, коллективных творческих делах, работе клубно-спортивных секций, занятий по интересам.

В работе по профилактике асоциального поведения педагогическими коллективами широко используются просмотры видеофильмов по предупреждению наркомании, беседы и классные часы по антиалкогольной пропаганде, конкурсы плакатов и рисунков по пропаганде здорового образа жизни. Благодаря этим мерам и мероприятиям ежегодно снижается уровень подростковой преступности.

В настоящее время профилактика потребления психоактивных веществ во многих школьных коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводятся по типу дискуссии на заданную тему. Подобный подход не отвечает основным требованиям к предупреждению употребления психоактивных веществ, в связи с тем, что в нем отсутствует последовательность, непрерывность, учет реальной ситуации. Необходимо также учитывать, что первичная профилактика входит в сферу деятельности наркологической службы только в рамках профессиональной компетенции врачей психиатров-наркологов. Подобные вопросы являются прямой обязанностью педагогов и школьных психологов, т.е. тех специалистов, которые имеют постоянный и непосредственный контакт с детьми и подростками, занимаются их обучением и воспитанием — педагогов-превентологов. Реализация данной работы затруднена, вследствие недостаточного уровня знаний у специалистов образовательных учреждений по проблеме наркоманий и первичной антинаркотической профилактической работе.

Для эффективного решения обозначенной проблемы необходимо в первую очередь ввести в компонент основных учебных планов образовательных учреждений дисциплины по пропаганде здорового образа жизни.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что только последовательное, поэтапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных «ключевых» проблем, сделает работу по профилактике наркомании и алкоголизма среди детей и подростков действительно системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции наркоситуации и алкоголизма в детско-подростковой среде.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. А.А. Реан – учебное пособие «Психология подростка. Трудный возраст от 11 до 18 лет», Санкт-Петербург 2007г.

2. А.А. Реан — «Психология подростка» учебное пособие для психологов, педагогов и родителей. Санкт-Петербург 2008г.

3. Горанский А.Н. Наркомания: причины, последствия, меры защиты. – Издательство Ю. Мандрики. Тюмень. 2000 г.

4. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Москва: Издательский центр «Академия». 2002 г.

5. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс». 2000 г.

6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ. Руководство по наркологии. – Москва: ИД Медпрактика. 2002 г.

Источник: nashaucheba.ru

Личность человека начинает формироваться уже в раннем возрасте. Именно поэтому профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних должна начинаться как можно раньше. Важно уделить внимание формированию здоровой и высоконравственной личности. С раннего детства показать человеку верные ориентиры в жизни.

На данный момент профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних крайне не эффективна. Очень низкое внимание уделяется профилактическим программам. Средства массовой информации почти не задействованы в профилактической и просветительной работе. Общественные и государственные программы, которые направлены на борьбу с алкоголизмом, а также на профилактику алкоголизма, слабо работают.

Для того чтобы профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних возымела свои действия, нужно проводить её на различных уровнях.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне семьи

В семье должны быть созданы условия для ведения здорового образа жизни. Родители обязаны быть примером для своих детей. В связи с этим родители, не употребляющие алкоголь, являются отличным примером для них. Воспитание детей направленное на формирование отрицательного мнения об алкоголе, должно иметь важное место.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне школы

Несовершеннолетние проводят значительное количество времени в школе. Именно там закладывается мнение об окружающих людях: сверстниках, взрослых. В школе нужно создавать условия поощряющие занятия спортом, физическими упражнениями. Учителя должны обладать нужными качествами и быть примером для несовершеннолетних. Должны проводиться профилактические мероприятия, указывающие на пагубное воздействие алкоголя.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних со стороны государства

Государство должно применять разные профилактические меры, которые способствуют выработке у граждан, такого образа жизни, при котором употребление алкоголя исключалось бы вообще, либо значительно ограничивалось. Для этого нужно применять:

  •   Контроль за качеством алкогольной продукции выпускаемой в государстве;
  •   Запрещение и ограничение употребления алкоголя несовершеннолетними;
  •   Запрещение продажи спиртных напитков лицам моложе 18 лет;
  •   Предусмотреть уголовную ответственность за втягивание несовершеннолетних в распитие алкоголя, а также за доведение до алкогольного опьянения;
  •   Создание условий, при которых употребление алкоголя в производственном коллективе, было бы невозможным;
  •   Уголовное и административное наказание лиц, появляющихся в нетрезвом виде в общественных местах;
  •   Поощрение и стимулирование рекламы, рассказывающей о вреде алкоголя.

Запрет брать на работу несовершеннолетних, связанную с производством, торговлей, хранением алкогольных напитков.

Советы родителям по профилактике алкоголизма.

В последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается.

Причины подросткового алкоголизма

Одна из основных причин подросткового алкоголизма — взаимоотношения в семье. Подросток может начать употреблять алкоголь, если в семье негативные межличностные отношения, насилие, непонимание, чрезмерная опека со стороны родителей. Часто подростки пробуют алкоголь в семьях, где принято со спиртным отмечать «семейные праздники», «приход гостей» расслабляться по выходным.

Для подростков очень важными являются отношения с друзьями. Поэтому они могут употреблять алкоголь:
• чтобы не отставать от своих выпивающих друзей, быть более коммуникабельным, много говорить, не бояться сторонней оценки своих суждений;
• чтобы чувствовать себя сексуально привлекательным, нравиться противоположному полу;
• быть смелее и увереннее в себе;
• чтобы отвлечься от сложной действительности.

Последствия употребления алкоголя подростками

Регулярное употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем органов и функций человека. Алкоголь затрагивает все системы органов человека:
• происходят сбои в работе желудочно-кишечного тракта;
• повреждается печень, развивается гепатит, цирроз печени;
• нарушается работа поджелудочной железы;
• деятельность сердечно-сосудистой системы;
• развиваются воспалительные заболевания почек.
• появляются различные воспалительные заболевания в легких, бронхах, гортани, носоглотке;
• снижается иммунная защита организма.

У подростка появляются эмоциональные нарушения: огрубение, взрывчатость, беспечность, внушаемость. Отсутствует контроль за своим поведением. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, во время отдыха с друзьями. Выпивка принимает регулярный характер. В результате этого, употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.

Советы родителям:

Как распознать что подросток начал употреблять алкоголь

Необходимо обратить внимание на резкое изменение в поведении ребенка. 
• Если появились такие черты как грубость, агрессия, раздражительность. 
• Ребенок стал замкнутым, скрытным.
• В доме пропадают деньги, вещи.
• У ребенка резко снизилась успеваемость. 
• Приходит поздно домой с запахом алкоголя.

Что делать если подросток пришел домой пьяным

С подростком необходимо поговорить. Но разговор лучше отложить до утра, в состоянии алкогольного опьянения подросток не станет слушать никакие доводы.

В разговоре с подростком необходимо выяснить причины, по которым он решил попробовать алкоголь и найти способ достигнуть тех же целей, но без спиртного. Научить подростка отстаивать свое мнение, говорить «Нет». Это поможет подростку завоевать авторитет среди сверстников, без выпивки.

Если ребенок всерьез интересуется спиртным, необходимо обратиться за помощью к врачу или психологу, специалисты дадут соответствующие рекомендации и при необходимости проведут анонимное лечение алкоголизма.

Подростки из благополучных семей и алкоголизм

Многие люди думают, что детский алкоголизм распространен только в неблагополучных семьях, где родители часто сами страдают от алкогольной зависимости. Часто алкоголиками становятся дети из благополучных семей, где родители не страдают алкоголизмом и в материальном плане полностью обеспечивают своих детей.

В таких семьях родители часто заняты, и не всегда следят за развитием своего ребенка.

Часто родители не знают, с кем общается их ребенок, чем он занимается в свободное время, как, где и с кем он проводит свое время. Родители часто считают, что главное в воспитании ребенка, это обеспечить его здоровым питание, хорошей одеждой и карманными деньгами.

Когда подросток начинает вести себя странно, часто вызывающе и дерзко, они оправдывают его поведение переходным возрастом или еще чем-нибудь, и решают все трудности и споры подарками и карманными деньгами, даже не подозревая, что эти деньги продолжают спонсировать детский алкоголизм.

Как уберечь детей и подростков от алкоголизма

Подросток должен чувствовать себя комфортно в своей семье, чувствовать, что его понимают. Воспринимать своих родителей в качестве самых умных наставников в жизненных вопросах. 

• Проявляйте уважение к подростку. Не манипулируйте своим опытом и возрастом. Не показывайте свое превосходство.
• Найдите общее увлечение. Оно позволит с большим удовольствием проводить совместно свободное время.
• Помогите подростку стать личностью, достойным взрослым человеком.
• Будьте всегда авторитетны, а для этого всегда ведите себе достойно в любых ситуациях.

Профилактика алкоголизма в школе

Что такое профилактика алкоголизма? Это система мер направленных на усиление факторов защиты среди населения от алкоголизма. Как известно, определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо наоборот препятствовать началу употребления алкоголя. Те обстоятельства, что способствуют употреблению алкоголя, называются факторами риска, а те, что способствуют снижению – факторы защиты. В течение жизни на человека воздействует как те, так и другие факторы, профилактика алкоголизма же направлена на усиление факторов защиты. К числу последних можно отнести: благополучие в семье, физическое и психическое здоровье, регулярное медицинское наблюдение, устойчивость к стрессам, хороший уровень достатка, соблюдение общественных норм и другие.

В Республике Беларусь профилактика алкоголизма остается одной из самых актуальных проблем. Рост алкоголизации населения показывает, что работа в этом направлении необходима. И особое место, конечно, здесь занимает профилактика алкоголизма среди подрастающего поколения, среди детей и подростков.

Первичная профилактика алкоголизма.

Специалисты разделяют профилактику алкоголизма на три стадии: первичная, вторичная и третичная. Нас же будет интересовать главным образом первичная профилактика алкоголизма.

Цели. Эта стадия имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя среди тех, кто еще не употреблял алкоголь. Поэтому она нацелена, прежде всего, на детей, подростков и молодежь. Главная цель этого этапа состоит в том, чтобы сформировать негативное отношение к злоупотреблению алкоголем, способствовать уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм. Более того, в общем, можно сказать, что этот этап профилактики предполагает даже не столько предупреждение алкоголизма, сколько сохранение и укрепление здоровья человека, формирование здорового образа жизни среди населения.

Задачи. Для первичной профилактики алкоголизма в школе характерны три главных задачи. Во-первых, проведение широкой воспитательной работы среди учащихся. Во-вторых, санитарно-гигиеническое противоалкогольное воспитание. И последнее, формирование трезвеннических установок.

Принципы. Основу профилактики алкоголизма в школе составляют следующие принципы:

1. Противоалкогольное просвещение должно быть представлено в виде целостной системы противоалкогольного воспитания, проводится на протяжении всех лет обучения и направлено на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

2. Программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

3. Противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных специалистов;

4. Противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей учащихся.

Источник: nacha.schools.by

Профилактика алкоголизма подразделяется:

  1. Первичная профилактика алкоголизма;
  2. Вторичная профилактика алкоголизма;
  3. Третичная профилактика алкоголизма.

Первичная профилактика алкоголизма имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя лицами, ранее его не употреблявшими. Первичная профилактика алкоголизма нацелена, прежде всего, на детей, подростков, молодежь. Первичная профилактика алкоголизма способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм, а её усилия направлены не столько на предупреждение алкоголизма, сколько на сохранение или укрепление здоровья.

Вторичная профилактика алкоголизма является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали алкоголь или на людей, у которых уже формируются признаки алкогольной зависимости.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на людей зависимых от алкоголя и является преимущественно медицинской. Третичная профилактика алкоголизма имеет два направления:
1.         направлено на предупреждение дальнейшего злоупотребления алкоголем либо на уменьшение будущего вреда от его употребления, на оказание помощи в преодолении алкогольной зависимости;
2.         направлено на предупреждение рецидива у людей прекративших употреблять алкоголь.

Подходы в профилактике алкоголизма

Профилактика алкоголизма! Профилактика подросткового алкоголизма! Программа профилактики алкоголизма! Профилактика алкоголизма в школе!Разработанные подходы учитывают психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу алкоголизации.

1.         Подход, основанный на распространении информации об алкоголе. Данный подход является наиболее распространенным, суть его сводится в предоставлении информации об алкоголе, его вреде для организма и последствиях употребления. Существует три варианта данного подхода:
a.         Предоставление информации о фактах влияния алкоголя на организм человека, поведение, а также статистических данных о распространённости алкоголизма;
b.         Стратегия запугивания цель, которой – это предоставление информации устрашающего характера (описываются опасные стороны употребления алкоголя);
c.         Предоставление информации о том, как изменяется личность пьющего человека.
2.         Подход, основанный на эмоциональном обучении. В рамках этого подхода повышается самооценка, определяются значимые личностные цели, развиваются навыки выражения своих чувств и эмоций, развиваются навыки принятия решений, развиваются навыки успешной борьбы со стрессами.
3.         Подход, основанный на роли социальных факторов. Профилактические программы, нацеленные на социальные факторы, способствующие употреблению алкоголя. Данный подход основывается на признании того, что влияние друзей и членов семьи играет не последнюю роль в формировании алкогольной зависимости. Поведение человека постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения, и воздействия примеров (положительных или отрицательных) поведения окружающих. В этом подходе так же проводятся упражнения по устойчивости к социальному давлению, средствам массовой информации и рекламе.
4.         Подход, в основе которого лежит формирование жизненных навыков. Жизненные навыки – это навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими людьми и вносить позитивные изменения в окружающий мир. Проблемное поведение – такое, как употребление алкоголя рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь молодым людям в достижении личных целей. Начальная фаза употребления алкоголя наблюдается преимущественно в молодом возрасте и может быть: демонстрацией взрослого поведения, формой протеста родительскому воспитанию, выражением социального протеста, стремлением получить новые ощущения, желанием влиться в группу взрослых, актом отчаяния, ответом на определенные нарушения в психологическом развитии. Цель заключается в повышении у подростков невосприимчивости к различным социальным явлениям, в том числе и к употреблению алкоголя, в повышении индивидуальной компетентности.
5.         Подход, основанный на альтернативной потреблению алкоголя деятельности. Предполагалось исходить из психологической модели употребления алкоголя. Употребление алкоголя является попыткой избежать негативных моментов различных фаз развития в жизни подростка. Формируется специфическая позитивная активность (путешествие с приключениями), которая вызывает сильные эмоции, так и обучает преодолевать различные трудности. Участие в таких видах активности поощряется, и привлекаются другие молодые люди для поддержки.
6.         Подход, основанный на укреплении здоровья. Подростков обучают методам укрепления и поддержания собственного здоровья, приобщают к здоровому образу жизни, учат избегать факторов негативно влияющих на здоровье.
7.         Комбинированный подход. В профилактике алкоголизма обычно используются все выше перечисленные подходы.

Источник: www.russlav.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector