Общественное место это определение по закону

2. КонинН.М. Административное право: учебник / Н.М. Конин, Е.И. Маторина. М.: Издательство Юрайт, 2015.

3. Копытов Ю.А. Административное право: учебник / Ю.А. Копытов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015.

4. Макарейко Н.В. Административное право Конспект лекций / Н.В. Макарейко. М.: Юрайт, 2014.

5. Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю.И. Мигачев,

Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; под ред. Л.Л. Попова. 4-е изд., нерераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015.

6. Стахов А.И. Административное право России: учебник / А.И. Стахов, П.И. Кононов. М.: Издательство Юрайт, 2014.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (ред. от 22.11.2016) // Российская газета 31.12.2001 г. [Электронный ресурс].

© Е.А. Никоноров, А.А. Никоноров, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МЕСТА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Евгений Анатольевич Никоноров,

заместитель начальника кафедры административного права и оперативно-разыскной деятельности ОВД Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор педагогических наук, кандидат юридических наук E-mail: professornea@mail.ru; Александр Анатольевич Никоноров, преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проводится исследование проблемы определения «общественного места»; посредством анализа действующего законодательства раскрывается сущность и содержание понятия; определяются перспективы совершенствования нормативного правового регулирования, необходимого для квалификации противоправных деяний, обязательным признаком юридического состава которых будет являться «общественное место».

Ключевые слова: общественное место, запрещенное место, административное правонарушение, состав правонарушения, объективная сторона правонарушения.

Для цитирования: Никоноров Е.А., Никоноров А.А. Понятие общественного места в российском законодательстве. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):222-7.

THE CONCEPT OF A PUBLIC PLACE IN THE RUSSIAN LEGISLATION

Evgeniy A. Nikonorov,

Deputy Head of the Department of Administrative Law and Operational Investigative Activity of the Department of Internal Affairs of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,


doctor of pedagogical sciences, candidate of jurisprudence;

Aleksandr A. Nikonorov,

Lecturer of the Department of State and Civil Law Disciplines of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot

Abstract. The article analyzes the problem of defining the «public place», by means of the analysis of the current legislation, the essence and content of the concept is revealed, the prospects for improving the regulatory legal regulation necessary for the qualification of unlawful acts are determined, which is a mandatory feature of the «public place».

Keywords: public place, prohibited place, administrative offense, the composition of the offense, the objective side of the offense.

Административное право справедливо относят к наиболее фундаментальным отраслям права. Исторически административное право как отрасль возникла в 17—18 в. из необходимости регламентации общественного порядка в крупных городах. Органам полиции предписывалось «оперативно и профессионально осуществлять надзор за всеми сторонами внутренней жизни городов, предупреждать, пресекать правонарушения прежде всего в местах, имеющих общественное значение (улицы, площади, базары и т.д.)» [7, с. 264].


Правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности являются своеобразным индикатором состояния настроения общества. Ведь порядок в местах, имеющих общественное значение, особенно на современном этапе развития имеет важное значение для общества и человека. Нарушения общественного порядка в различных формах снижают качество жизни граждан, понижают нравственный порог, оказывают влияние на воспитание несовершеннолетних и вызывает у граждан чувство «незащищенности».

Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России В. Путин особо подчеркнул важность задачи органов внутренних дел по «обеспечению безопасности граждан и общественного порядка, сокращение количества преступлений, совершенных в общественных местах» [11].

Административное правонарушение, особенно, совершенное в общественном месте является, безусловно, общественно значимым явлением.

Известно, что «место» является факультативным признаком объективной стороны состава правонарушения и имеет значение лишь для отдельных составов административных деликтов.

Руководящий документ Верховного Суда Российской Федерации разъясняет, что «местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, … если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть со-

вершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность» [8].


Некоторые исследователи проблем теории права определяют место совершенного правонарушения как «часть территории, на которую распространяет свое действие нормативно-правовой акт и на которой совершено правонарушение» [5, с. 6].

Вместе с тем, отметим, что понятие «общественное место» актами нормативного содержания не закрепляется, законодательной регламентации не имеет. Представляется, что примерный перечень таких мест возможно определить путем анализа норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [6] (далее — КоАП) (напр., ст. 20.20, 20.21) и других актов нормативного содержания. К таковым местам законодатель относит улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования. Однако перечень не является исчерпывающим и дополняется формулировкой «и другие общественные места». Данное положение дел подтверждают слова А.П. Коренева, отмечавшего отсутствие в законодательстве формулировки «общественное место», однако их примерный перечень им был установлен как: улицы, площади, парки, вокзалы, аэропорты. В целом же общественное место автором связывалось с нахождением в нем людей, так как поведение, нарушающее общепринятые правила поведения в местах нахождения граждан одним индивидом затрагивает интересы других членов общества [1, с. 23].

Наряду с понятием «общественное место» законодателем применяются и такие смежные понятия, как «запрещенное место» (ч. 1 ст. 20.20 КоАП) либо «отдельные территории, помещения и объекты, а также детские площадки» (ст. 6.24 КоАП). В число основных мест, составляющих указанные понятия входят [12]: территории и помещения образовательных организаций, учреждений культуры, физической культуры и спорта; территории и помещения медицинских учреждений; поезда, суда, перевозящие пассажиров; воздушные суда, общественный транспорт; гостиницы; рынки, магазины, помещения торговых организаций;; помещения ор-


ганов государственной власти, органов местного самоуправления; лифты и помещения общего пользования многоквартирных домов; детские площадки и пляжи пассажирские платформы; автозаправочные станции и другие.

Кроме того, согласно ч.1 ст. 20.20 КоАП распитие (потребление) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, а именно частью 7 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ [15] не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в определенных местах, перечень которых схож с указанным нами выше, однако, отметим в содержании запрет на потребление алкоголя «на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органо.
том).

Однако не все места из приведенного перечня возможно признать общественными в виду того, что территория, например, воинской части не может быть свободной для доступа неопределенного круга лиц, реального или потенциального их нахождения, не является территорией частного либо индивидуального пользования. Таким образом, определим, что в соотношении понятие «запрещенное место» не является синонимом «общественного места».

Вместе с тем отметим широкое применение понятия «общественное место» во многих нормативных правовых актах.

Федеральный закон «О полиции» [13] в п.п. 6 п. 1 ст. 2 1. определяет среди базовых направлений деятельности полиции «обеспечение правопорядка в общественных местах», а п.п. 5 п. 1 ст. 12 устанавливает обязанность «обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах».

Федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О чрезвычайном положении» [17] (п. а ст. 12) устанавливая меры и временные ограничения, определяет введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан. ФКЗ «О военном положении» [16] содержит идентичную норму, определяя улицы и иные места общественными.


В нормах Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [14] используется понятие «место публичного мероприятия».

Несмотря на продолжающиеся споры, относительно необходимости закрепления понятия «общественное место» нормативно, отметим некую стабильность в деятельности законодателя по отношению к рассматриваемой проблеме. К сожалению, не раскрывает проблему и содержание главы 13 Проекта нового Кодекса об административных правонарушениях [10], в которую включены составы, посягающие на общественный порядок и общественную нравственность административных правонарушений. Отметим, что ст. 13.2, 13.3 и ряд других норм Проекта также как и действующий КоАП содержат понятие «общественное место», однако не раскрывают конкретный перечень таких мест. Подобное положение дел наблюдается и в другом Проекте Федерального закона № 917598-6 «Кодекс РФ об административной ответственности» [10].

Региональное законодательство также не дает однозначного понимания общественного места, хотя и содержит данное понятие. Например, Кодексом города Москвы об административных правонарушениях [3] устанавливается ответственность за правонарушения в общественных местах, однако понятие не раскрывается. Вместе с тем законода-


тель отсылает нас к нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 1) в котором используется понятие «территории общего пользования», т.е. «территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)» [2]. Соответствующий закон Московской области [4] содержит идентичные нормы.

Безусловно, важным источником рассматриваемой проблемы может являться судебная практика. Несмотря на то, что место совершения административного правонарушения в аппеляционных производствах не часто является предметом спора, некоторые судебные решения представляются довольно информативными. Так, например, в решении Верховного Суда Республики Крым от 24.01.2017 по делу № 12-335/2017 [18] для трактовки понятия «общественное место» суд использовал пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ [15], который определяет ряд мест, объединяя их термином «общественные». Ссылаясь на то, что смысл понятия общественного места включает всякие помещения и территории, определенные для нахождения в них людей, а также предназначенных для удовлетворения их различных потребностей, при этом являющиеся свободными для доступа неопределенного круга лиц, суд установил место, где А. потребил наркотическое средство, возле речки Салгир — общественным.


Отметим и Постановление Московского городского суда от 20.02.2017, в котором обжаловалось привлечение к административной ответственности гражданина по ст. 20.2.2 КоАП. В данном случае общественным местом было признана пешеходная зона общегородского значения г. Москвы, специально предназначенная для свободного использования неограниченным кругом лиц в рекреационных и культур-но-досуговых целях. «Гражданин играл на виолончели для себя и своих друзей, при этом не исключал, что граждане, проходившие мимо, могут остановиться, чтобы послушать его игру, но цели организации массового скопления людей он не имел» [19].

В Постановлении Новосибирского областного суда от 07.11.2017 [20] отмечается совершенное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи

20.20 КоАП РФ в общественном месте, в качестве которого признается туалет больницы.

Также общественными местами в решениях судов признаются: помещения здания суда [21], вагоны пассажирских поездов [22], станции железнодорожных вокзалов [23], здания органов исполнительной власти и т.д.

Наиболее содержательным в рамках исследуемой нами проблемы нужно назвать совместный Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России «О едином учете преступлений» [9]. Раздел 3 «Порядок заполнения и представления статистической карточки» Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов (далее — Инструкция), утвержденной вышеуказанным приказом определяет конкретные места, признаваемые общественными, определяя место противоправного деяния (преступления) по административно-территориальному признаку (реквизит 21).
частности, общественными местами считаются «специально оборудованные территории и зоны общего пользования в черте городов и населенных пунктов либо вне их и предназначенные для использования населением, а также проведения массовых мероприятий, обслуживания и отдыха граждан».

Примечательно, что именно в Инструкции, в отличие от рассмотренных ранее нормативных документов, общественные места подразделяются на две группы: места постоянного (места с открытым свободным доступом в любое время года и суток (проспекты, улицы, переулки, скверы, бульвары, набережные, площади, внутридворовые территории и тупики, проезды, а также круглосуточно работающие предприятия торговли и общественного питания, культурные, развлекательные учреждения, вокзалы, аэропорты) и периодического пользования (такие как: территории учреждений, предприятий, организаций, а также территории, охраняемые частными охранными предприятиями, предназначенные для обслуживания населения в установленные часы работы (например, предприятия торговли и общественного питания, санатории, дома отдыха, пансионаты, профилактории, культурные, развлекательные, спортивные учреждения, общественный транспорт, лесопарковые зоны, берега рек, озер,

прудов, водохранилищ), непосредственно прилегающие к водоемам зоны отдыха в черте населенных пунктов, а также используемые во время проведения санкционированных массовых мероприятий (гуляний) территории, находящиеся за чертой населенных пунктов), общественный транспорт).

Кроме того исходя из смысла текста Инструкции можно сформулировать перечень мест, не являющихся общественными. Так, не учитываются как совершенные в общественном месте преступления на: охраняемых территориях частных земельных владений; на территориях частных домовладений; в квартирах; в коммунальных квартирах, комнатах любого вида общежитий, в том числе в местах общего пользования; на чердаках и подвалах, не оборудованных для общего пользования гражданами; в местах периодического общественного пользования, в которых в момент противоправного деяния не проводились массовые или иные общественные мероприятия; в закрытых для доступа посетителей местах отдыха (клубах, театрах, выставках, музеях, публичных библиотеках, стадионах, танцевальных площадках и т.д.), предприятиях торговли и питания (ресторанах, кафе, столовых, магазинах, рынках (мини-рынках)); во внутренних дворах (закрытых и открытых) организаций и учреждений, где осуществляется пропускной и досмотровый режим; на дорогах, проходящих по территории частных домовладений (частный сектор), садоводческих товариществ и кооперативов и других местах. Обращает на себя внимание факт, что преступления, совершенные в лесных массивах, оврагах, на полях, берегах открытых водоемов, дорогах (трассах) различного назначения, автозаправочных станциях, автостоянках, мостах, находящихся за чертой городов и других населенных пунктов, а также совершенные вне разрешенных законодательством мест пребывания граждан на объектах железнодорожного транспорта (в том числе на железнодорожных путях) также считаются совершенными не в общественном месте [9].

Проведенный анализ правовых и литературных источников позволяет сделать вывод о том, что к общественным местам относятся любые места, свободные для разового, периодического либо постоянного доступа и использования неопределенным кругом лиц, в том числе места проведения массо-

вых мероприятий, обслуживания и отдыха людей, при этом не являющиеся объектом частного пользования либо местом пребывания не разрешенным законодательством для пребывания граждан,

Вместе с тем, на сегодняшний день именно правоприменителю предоставляется право толкования норм, устанавливающих ответственность за деликты в общественных местах, что по некоторым оценкам считается логичным, поскольку имеется многообразие мест, признаваемых общественными. Однако для квалификации деяния имеет значение, какие действия и где они были совершены, является ли место совершения деяния общественным, понятие которого охватывает любые помещения и территории, предназначенные для нахождения в (на) них людей и обладающие свободным доступом к ним. В этой связи нормативное закрепление исследуемого понятия позволит правоприменителю, не воспринимая дуальность некоторых обстоятельств, правильно квалифицировать те или иные противоправные деяния, обязательным признаком юридического состава которых будет являться «общественное место».

Учитывая сложившуюся ситуацию, все же представляется необходимым дополнение действующего КоАП Российской Федерации нормой, характеризующей определение «общественное место». В частности, дополнить примечанием статью 20.20 следующего содержания: под общественным местом следует понимать любые места, свободные для разового, периодического либо постоянного доступа и использования неопределенным кругом лиц, в том числе места проведения массовых мероприятий, обслуживания и отдыха людей, при этом не являющиеся объектом частного пользования либо местом пребывания не разрешенным законодательством для пребывания граждан.

Литература

1. Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. А.П. Коренева. М., 1997.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16.

3. Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» // иИ! страницы: http://docs. cntd.ru/document/3686331.

4. Закон Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-03 «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» (принят постановлением Мособлдумы от 14.04.2016 № 3/162-П) // официальный Интернет-портал Правительства Московской области. URL страницы: http://www. mosreg.ru. 13.05.2016.

5. Зарян Д.Г. Объективная сторона правонарушения: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. Тольятти, 2006.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.

7. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. Академика О.Е. Кутафина. 5-е изд., перераб. и доп. М.:Юрист, 1997.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 6, 2005.

9. Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 5, 30.01.2006.

10. Проект Федерального закона № 957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», Проект Федерального закона № 917598-6 «Кодекс РФ об административной ответственности» // URL страницы: http://www. consultant.ru/law/doc/pr_koan/.

11. Расширенное заседание коллегии МВД России. Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 09.03.2017 // URL

страницы: http://kremlin.ru/events/president/news/ 54014.

12. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // Собрание законодательства РФ, 25.02.2013, № 8, ст. 721.

13. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

14. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, № 25, ст. 2485.

15. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4553.

16. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.02.2002, № 5, ст. 375.

17. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, № 23, ст. 2277.

18. Решение Верховного Суда Республики Крым от 24.01.2017 по делу № 12-335/2017 // СПС КонсультантПлюс.

19. Постановление Московского городского суда от 20.02.2017 № 4а-7686/2016 // СПС Консуль-тантПлюс.

20. Постановление Новосибирского областного суда от 07.11.2017 по делу № 4А-843/2017 // СПС КонсультантПлюс.

21. Решение Санкт-Петербургского городского суда от 28.09.2017 № 12-2066/2017 по делу № 5-306/2017// СПС КонсультантПлюс.

22. Постановление Пермского краевого суда от 25.09.2017 по делу № 44-а-1299/2017// СПС Кон-сультантПлюс.

23. Решение Свердловского областного суда от 16.08.2017 по делу № 72-974/2017// СПС КонсультантПлюс.

Источник: cyberleninka.ru

Где встречается

Четкого, лаконичного и буквального определения понятия «Общественное место» по закону, т.е. в нормах российского законодательства, не содержится, что вызывает некоторые затруднения при толковании данного определения в правоприменительной практике. В данной ситуации юристы прибегают к статьям различных нормативных актов, содержащих перечисления мест общественного пользования, их признаки, это

  1. Административный кодекс:
    • в ст. 20.20. в качестве общественных мест указаны скверы, парки, улицы, стадионы, транспорт общественного пользования;
    • в ст. 6.24. – детские площадки, отдельные территории, помещения и объекты;
    • ст. 20.1. содержит в своей диспозиции исключительно запрет на выражение нецензурной бранью в общественных местах, не раскрывая самого определения таких мест.
  1. ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…»  содержит самый обширный перечень мест общественного пользования. В частности, статья 12 указанного нормативно-правового акта в качестве мест скопления людей, где запрещено курение, выделяет:
    • учреждения, оказывающие образовательные, медицинские услуги, санаторно-курортные и реабилитационные заведения, в том числе территории указанных образований;
    • вагоны поездов дальнего следования пассажирского назначения;
    • судоходная техника дальнего плавания, занимающаяся перевозкой людей;
    • учреждения спортивного, физического и культурного назначения;
    • помещения служб, оказывающих услуги социального характера;
    • территории АЗС и их помещения;
    • лифты и прочие находящиеся в совместном пользовании жильцов места в многоквартирных домах жилого фонда;
    • административные здания органов власти федерального и местного значения;
    • рабочие места предприятий, заводов, производственных зон (их помещения);
    • ларьки, торговые рынки, палатки, магазины, павильоны бытового обслуживания и общественного питания;
    • недвижимые объекты, предназначенные для временного и постоянного проживания (пребывания) в них людей (кемпинги, хостелы, общежития);
    • специально оборудованные детские площадки и границы их территории;
    • места пляжного отдыха;
    • платформы электропоездов;
    • любой вид транспортного средства, занимающегося общественными перевозками людей (самолеты, троллейбусы, маршрутные такси, трамваи, метро и пр.);
    • площадки, расположенные в непосредственной близости от входов (выходов) вокзалов, аэропортов, водных портов, подземных станций метрополитена, а также внутренних помещений указанных мест (на расстоянии, равном 15 метрам).
  2. Земельный кодекс РФ в статье 85 в качестве земельных участков общего пользования определяет: площади, проезды, улицы, скверы, автодороги, набережные рек, бульвары, водные объекты и прилегающие к ним пляжи, а также др. объекты.

В общественных местах запрещено распитие алкоголя

Определение по закону: что включает в себя понятие общественного места

Анализ правовой базы РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель выделяет следующие характерные признаки, присущие местам общественного пользования, это:

  • Места частого, регулярного и единовременного посещения граждан.
  • Территории, не имеющие ограничений доступа для каких-либо определенных категорий граждан (например, объекты, где осуществляется строительство, не подпадают под определение общественного места, поскольку доступ на них является ограниченным, такие места имеют специальное заграждение и таблички с надписью «Вход воспрещен»).
  • Объекты недвижимости, как капитальные, так и временные, различного назначения, где находятся граждане, которые могут стать невольными очевидцами противоправных деяний, определенных российским законом в качестве таковых, либо их непосредственными участниками.
  • Здания, места, площадки, сооружения, территории, которые не являются частной собственностью, предназначенной для единоличного использования гражданином и членами его семьи — дачные постройки, загородные дома, коттеджи, квартиры, комнаты в общежитиях и др.

Наглядное описание общественного места

Проблемы правоприменения: что говорят суды

Органы правопорядка при толковании норм административного запрета на совершение различных действий гражданами в местах общественного пользования, как правило, руководствуются расширительным толкованием указанного понятия. Привлекаются к ответственности лиц за распитие спиртных напитков, курение, мелкое хулиганство во всех случаях совершения указанных действий при нахождении поблизости хотя бы одного недовольного совершением указанных действий человеком либо в присутствии ребенка. Исходя из изложенного, для полиции существенным при квалификации деяний, связанных с общественными местами, считается наличие в действиях виновного лица признака явного неуважения к обществу. Многие юристы считают, что этим сотрудники ПО злоупотребляют своими полномочиями, руководствуясь так называемой «палочной системой».

Однако у любого гражданина имеется право обжаловать в судебном прядке привлечение его к ответственности в случае, если такие действия должностного лица он считает незаконными и необоснованными.  В частности, можно выделить такие случаи:

  1. Посещение пляжа в ночное время суток со спиртными напитками (их употреблением) – в суде можно ссылаться на непредвидение гражданином возможности появления людей ночью в этом месте, а также на ненаступление общественно-опасных последствий деяния.
  2. Нахождение в магазине кого-либо из сотрудников в состоянии опьянения после закрытия данного учреждения торговли – такое место является общественным исключительно во время его функционирования согласно режиму работы магазина (супермаркета).

Российская судебная практика склонна придерживаться позиции отнесения подъездов жилых домов, лестничных площадок и их пролетов в многоквартирных домах к территориям совместного использования и назначения. Что касается квартир, балконов, комнат в общежитиях судебные органы признают частной собственностью, на площади которой гражданин волен распивать спиртное, курить, употреблять иные вещества, не отнесенные к наркотическим и психотропным согласно официальному перечню. В любом случае, в таких местах появление полиции, как правило, инициируют соседи.

Закон не получается трактовать однозначно

Что касается мнения Верховного суда РФ касательно определения и толкования понятия общественного места, то такого разъяснения Президиумом высшей инстанции не давалось. Это лишь свидетельствует о том, что у нижестоящих судов, иных органов и должностных лиц, а также отдельных граждан не возникает вопросов по поводу правоприменительной практики и использования статей закона, касающихся совершения противоправных действий в общественных местах.

Вывод

Таким образом, несмотря на то, что законодательство РФ не содержит конкретного определения термина «общественное место», таковое можно выявить путем буквального толкования норм статей, в которых содержится какое-либо упоминание (указание) о месте общенародного пользования – это любые объекты частого, регулярного, многочисленного, реального либо потенциального скопления гражданского населения страны с неограниченным доступом.

 

Источник: Papinian.com

Трудности понимания терминологии

Отсутствие четкой формулировки понятия «общественное место» в российском законодательстве создает для обычных граждан и даже юристов определенные проблемы. Поэтому многие специалисты говорят о необходимости доработать закон с тем, чтобы дать более точную трактовку термина.

Гипотетически под это определение могут попадать самые разные территории, но при более тщательном анализе возможны разногласия. Даже среди юристов могут возникать споры по поводу того, принадлежит ли то или иное место к общественному. Что тогда говорить о гражданах без специального образования, как им разобраться в терминологии, упоминаемой в законодательстве! Тем более что «общественное место» упоминается во многих документах, существует немало ограничений по поводу того, что можно делать, а что нет на этих локациях. Взять хотя бы Федеральный закон №171, ограничивающий употребление алкоголя. В документе, в частности, четко сказано, что распивать спиртное в общественных местах запрещено. И вот здесь возникает главный вопрос: а что, собственно, имели в виду создатели закона, когда говорили о местах общественного пользования? Давайте вместе читать законы и размышлять.

Признаки общественного места

Несмотря на то, что в российском законодательстве нет четкого уяснения, что такое общественное место, но это понятие весьма доступно раскрывает Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. В частности, в конвенции к местам общественного пользования относят части зданий, земельные участки, улицы, водные пути и другие места, открыты и доступны для населения постоянно или время от времени. Согласно Конвенции, в это понятие входят коммерческие, деловые, культурные, исторические, просветительские, культовые, государственные, развлекательные, рекреационные объекты, которые также являются открытыми для населения. Однако основываться только на этом определении, игнорируя федеральные законы, гражданам России также не стоит. Самый простой способ определить места общественного пользования – это помнить их главные признаки.

Продажа алкоголя лицам до 18 летПризнак первый. Исходя из российского законодательства, общественным можно считать место, не являющееся чьей-то частной собственностью. Проще говоря, ни квартира вашего соседа, ни ваш загородный дом не могут быть общественным местом. Это же касается ночных клубов, развлекательных и торговых комплексов, имеющих частного собственника. Иными словами, заведение, являющееся чьей-то частной собственностью, общественным местом не может быть. Но здесь уместно сделать небольшую ремарку. В клубы или на концерты, где осуществляется продажа алкоголя, лицам до 18 лет вход, как правило, запрещен.

Признак второй. Если в любое время суток людям (поодиночке или группами) открыт доступ для посещения территории, ее вполне можно называть общественной. Примеры таких локаций: парки, скверы, городские улицы, дворы, лестничные площадки. А вот охраняемая и огражденная забором стройплощадка к этой группе объектов уже не относится, так как на ее территорию могут попасть только избранные – люди, имеющие отношение к стройке.

Признак третий. Распознать общественное место можно и по тому факту, что визит к нему не предусматривает наличия специальных согласований или разрешений.

Какие объекты могут быть общественными

Помимо так называемых объектов горхозяйства (парки, улицы, скверы и т. п.), к общественным местам принято относить все виды учреждений, предназначенных для обслуживания населения. А это муниципальные службы, медучреждения, детсады, школы, вузы, спортивные объекты.

Каждый из этих объектов полностью соответствует описанным выше критериям к общественным местам. Впрочем, у большинства «общественность» данных объектов не вызывает сомнений. Меж тем есть некоторые локации, которые по закону принято считать общественными, однако многим логика такого определения кажется странной. В качестве примера можно рассмотреть подъезды многоэтажных домов и лестничные площадки. С одной стороны, в большинство современных домов, оснащенных домофонами, беспрепятственно зайти получится не у многих. Но с другой, если кому-то приспичить распивать алкоголь на лестнице или в подъезде, то это вряд ли останется незамеченным соседями, и, скорее всего, среди них найдется хотя бы один человек, который посчитает увиденное или услышанное нарушением своих прав.

Алкогольные настойкиКроме того, к общественным местам также принято относить объекты транспортной инфраструктуры. И здесь также существуют некоторые нюансы, вызывающие вопросы. Вокзалы, аэропорты, остановки транспорта, безоговорочно, являются объектами общественными. Но не стоит забывать о том, что сам транспорт также принадлежит к этой группе. Иными словами, запрет на распитие алкоголя в автобусах, поездах (если это не вагон-ресторан), маршрутках и даже такси так же строг, как в случае с медучреждением или школой. Кстати, в транспорте не только запрещено распивать спиртное, но и приносить с собой алкогольную продукцию в открытой таре.

А как насчет тротуаров и улиц? Многих интересует, относятся ли эти локации к общественным местам. Начиная с 2014 года, городские улицы принято рассматривать как объекты общественного пользования. Это значит, что пить спиртное посреди дороги или тротуара запрещается.

Список мест, где нельзя пить алкоголь

Исходя из законодательства, к общественным местам, где запрещено распивать спиртные напитки принадлежат:

  • дворы;
  • подъезды жилых домов;
  • лестницы;
  • лестничные площадки;
  • лифты жилых домов;
  • детские площадки;
  • зона рекреации: городской лес, сквер, парк, горсад, пруд, озеро, водохранилище, пляж;
  • локации, предназначенные для занятий спортом и физкультурой;
  • туристические зоны;
  • вузы, колледжи, школы, детсады с прилегающими территориями;
  • медицинские учреждения и территория вокруг них (поликлиники, больницы);
  • городские улицы;
  • остановки транспорта;
  • государственные органы.

Почему в этих местах нельзя распивать спиртное

Многие с непониманием и даже с откровенным возмущением воспринимают запрет на распивание спиртных напитков в общественных местах. Больше всего негодований вызывает тот факт, что закон запрещает пить даже пиво в парках, на стадионах или возле городских прудов, куда многие приходят отдохнуть. Но если отбросить все эмоции, то запрет выглядит вполне логично.

ВодкаВ большинстве общественных мест, как правило, всегда много людей или в любое время туда могут приходить абсолютно все, в том числе и дети. А теперь давайте вспомним, как выглядят и как ведут себя люди, перебравшие с алкоголем. Прямо скажем, зрелище не самое приятное. Моделируем ситуацию дальше. Мама с маленьким ребенком вышла погулять в парк и там «нарывается» на компанию уже хорошо «поддатых» мужчин. И хорошо если они не принадлежат к так называемым буйным. А что если нет? Как быть женщине с маленьким ребенком? Возьмем другой пример. Ваш сын или дочка вышли во двор поиграть с друзьями, а там «какие-то дяди» превратили детскую площадку на место дегустации алкоголя. Уверены, никому из любящих родителей не понравилась бы такая ситуация.

Любой человек под воздействием спиртного теряет способность адекватно вести себя, управлять своими эмоциями и действиями (даже если будучи трезвым, является вполне вменяемым). Спиртное делает людей импульсивными и агрессивными, трудно предугадать, что на уме у пьяного человека и как он может реагировать на поведение и замечания окружающих.

Собственно для того, чтобы защитить граждан Российской Федерации от неадекватных действий или грубых высказываний пьяниц, на правительственном уровне и были приняты законы, запрещающие распитие спиртного в общественных местах. Смельчаков, решивших нарушить закон, ожидает штраф или даже арест. Мера пресечения для уличных выпивох – штраф от 500 до 1500 российских рублей либо заключение на срок до 15 суток. Кстати, в общественном месте запрещено не только распивать любые виды алкоголя (в том числе и пиво), но и находиться в пьяном состоянии. Если выпивший нарушает общественный порядок, оскорбляет или унижает окружающих, выглядит неопрятно, дурно пахнет и ведет себя аморально, избежать юридической ответственности ему не получится.

Где можно пить спиртное

Основываясь на нормах, предусмотренных в законах, можно говорить, что безнаказанно употреблять спиртное в Российской Федерации можно только в местах, специально предназначенных для этих целей (ресторан, бар, кафе или другое питейное заведение), а также у себя дома. Но даже в этих местах алкогольные возлияния не всегда бывают безнаказанными.

ВискиВзять к примеру ресторан. Пока человек употребляет алкоголь, не нарушая общественный порядок, не привлекая к себе внимания окружающих, ему ничего не грозит. Как только, выпивший начинает вести себя неподобающе, он мгновенно превращается из законопослушного гражданина в правонарушителя. В случае дебоша в питейном заведении человеку, независимо от степени опьянения, придется отвечать за хулиганство.

Нечто похожее можно сказать о любителях выпивать на дому. Пока такого рода досуг не создает неприятностей для соседей, человек может принимать гостей у себя дома и дегустировать разные виды спиртного. Если домашнее застолья сопровождаются криками, драками, пьяный хозяин или его гости мешают или оскорбляют соседей, такое поведение также может быть квалифицировано как хулиганство.

Бывают случаи, когда пойманные «на горячем» выпивохи начинают объяснять полицейским, что парк – это место отдыха, а для них отдых – это выпивка, мол, ничего они не нарушают. Однако ничем хорошим для «философов» подшофе диалоги с правоохранителями не заканчиваются, ведь закон один для всех. Всегда помните, что такое общественные места и для чего они существуют, уважайте права друг друга и тогда проблемы с законом обойдут вас стороной.

Источник: stopalkogolizm.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector