Москаленко созависимость характеристики и практика преодоления


Москаленко Валентина Дмитриевна — известный психотерапевт, специализирующийся на семейных проблемах. Благодаря ей теперь существует наиболее полное определение созависимости, доступное для понимания любому желающему с ним ознакомиться.

Парень и девушка после выпитого

[toc]

Созависимость по Москаленко

Согласно Москаленко Валентине Дмитриевне, созависимость — явление, при котором человек оказывается полностью поглощен проблемами близкого в ущерб своей собственной жизни. Он захвачен ими настолько, что полностью забывает об удовлетворении самых базовых потребностей, таких как сон, питание и т. д.


Несмотря на то, что есть специалисты, которые считают созависимость клинической болезнью, Москаленко рассматривает ее в качестве особого психологического состояния. Пользуясь терминами официальной психотерапии, его можно отнести к личностным патологиям развития. Оно приносит человеку множество бед, нанося серьезный ущерб не только психологическому, но и физическому здоровью.

Близкие созависимого, как правило, страдают от его патологии немногим меньше, чем он сам.

Что происходит во внутреннем мире созависимого?

Чувства, почти всегда сопровождающие созависимого — это тревога за будущее и страх перед завтрашним днем. Так как страдающий алкоголизмом очень слабо отвечает за свои действия, часто его поведение становится совершенно невозможно предсказать. Именно поэтому его близкие и находятся в перманентном ощущении опасности.

Алкоголики нередко проявляют агрессию в адрес членов своей семьи, из-за чего они невольно наполняются чувством неприязни к нему.

Бывают случаи проявления ответной негативной реакции, что, как правило, выливается в бурные семейные скандалы, разрушающие отношения между родственниками.


Мало найдется людей, которые добровольно бы согласились на созависимую жизнь до начала отношений с человеком. Это значит, что обстоятельства вынуждают их адаптироваться к дискомфортным условиям — растет порог переносимости душевных страданий. Созависимая жена способна прожить в браке с мужем очень много лет, в процессе терпеливо снося все психологические и физические мучения, сопутствующие подобному образу жизни.

Ошибки контролирующего поведения

Благодатная почва для развития созависимости закладывается еще в раннем детстве, в то самое время, когда у людей и происходит формирование самооценки. Адекватная оценка себя у ребенка и, впоследствии, взрослого, устанавливается в случае, если он чувствовал, что родители его любят, ценят и принимают. При этом любовь должна быть не дающейся за какие-то заслуги, а безусловной и ни от чего не зависящей. Если подобного опыта принятия у человека не было, он просто не сможет почувствовать в должной степени свою важность.

Низкая самооценка часто влечет за собой повышенную озабоченность мнением окружающих, а также высокомерную по отношению к другим людям линию поведения.

Чтобы хоть как-то осознать свою значимость, человек начинает пытаться самоутвердиться за счет других, чтобы на их фоне почувствовать себя лучше.

Полностью беря на себя заботу о жизни пьющего, его близкий с низкой самооценкой успешно повышает свою значимость за счет него. Ведь в представлениях спасателя, зависимая персона без его поддержки и шагу ступить не сможет — а это, несомненно, является безусловным подтверждением того, что он важен.


Такого рода контролирующее поведение является одним из признаков созависимости. Большинство российских семей не понаслышке с ним знакомо. Самый распространенный пример — жена, контролирующая поведение пьющего мужа, взявшая на себя обязанность решать, когда давать ему доступ к выпивке, а когда нет.

Лечение

Факторы, вызывающие созависимость:

  • зависимость одного из членов семьи;
  • недостаток родительской любви в детстве;
  • крайняя бедность.

Психотерапевт рассказывает, что поначалу считала созависимость неотделимой от другого схожего состояния — зависимости, и всегда идущей вслед за ней.

Жена алкоголика неспособна жить нормальной жизнью, в связи с постоянной обеспокоенностью состоянием своего мужа. Из-за этого она образует с ним созависимость.

Так как в России страдающих алкоголизмом, игроманией и наркоманией достаточное количество, данная патология личности в меру распространена на её территории.

Часто она возникает в связи с неправильным воспитанием созависимого ребенка, при котором опекуны подавляли его чувства и не слишком ими интересовались. Есть семьи, в которых детям не позволяется показывать свои слезы. Плач для человека в возрасте до 6 лет — единственный способ донести свои чувства до родителей.


Запрет на эмоциональные проявления может быть разным по выраженности — от простого неодобрения до активного порицания. Чаще всего это ограничивается банальным равнодушием к чувствам ребенка, уже являющимся пагубным для него.

Большинство опекунов озабочено исключительно материальным обеспечением своих подопечных, его успехами в школе и кружках, а заботу о чувствах отбрасывают как нечто неважное.

Нищета в семье — еще один возможный фактор, вызывающий созависимость. Все члены бедной семьи напрямую зависят друг от друга, и каждый при этом испытывает крайне негативные чувства. Они настолько выделяются на фоне всех остальных эмоций созависимого, что его психическое здоровье серьезно нарушается.

Чтобы вылечить созависимость, следует добраться до глубинных причин ее появления и проработать их с психотерапевтом. Специалист найдет способы изменить психологию пациента таким образом, чтобы потребность в контроле близкого отпала и больше не возвращалась. Без профессиональной психологической помощи справиться с данной семейной болезнью будет нелегкой задачей.

Источник: VashNarkolog.com


  • Дефиниция созависимости
  • Родительская семья созависимых
  • Признаки дисфункциональной семьи
  • Признаки функциональной семьи
  • Сравнение функциональных и дисфункциональных семей
  • Основные характеристики созависимости
  • Треугольник С.Карпмана
  • Параллелизм проявлений зависимости и созависимости
  • Преодоление созависимости
  • Занятие 1. Распознавание и отреагирование чувств
  • Занятие 2. Контролирующее поведение
  • Занятие 3. Отстранение
  • Занятие 4. Акция-реакция
  • Занятие 5. Границы
  • Занятие 6. Родительская семья
  • Занятие 7. Самооценка
  • Занятие 8. Избавление от психологической жертвы
  • Занятие 9. Да, мы умеем думать
  • Занятие 10. Умение хоронить свои потери
  • Занятие 11. Ставим свои собственные цели
  • Занятие 12. Я имею право
  • Заключение
  1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
  2. Вакуум интимности
  3. Замороженность правил и ролей
  4. Конфликтность во взаимоотношениях
  5. Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все")
  6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной
  7. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия
  8. Склонность к полярности чувств и суждений
  9. Закрытость системы
  10. Абсолютизирование воли, контроля.

  1. Проблемы признаются и решаются
  2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)
  3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся
  4. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности
  5. Родители делают то, что говорят
  6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются
  7. В семье есть место развлечениям
  8. Ошибки прощаются, на них учатся
  9. Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.
  10. Любой из признаков функциональной семьи может стать целью одного из занятий по групповой психотерапии. Сравнительные характеристики функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом.

  1. Перечислите 1 -2 из своих страхов, с которыми Вы сталкивались сегодня?
  2. Как эти страхи ограничивали Вашу жизнь сегодня?
  3. Что Вы можете сделать, чтобы уменьшить свои страхи?
  1. Мы можем выбросить из своего лексикона негативные слова и фразы типа "Я ничего не могу поделать с собой…"
  2. Изучать программу 12 шагов
  3. Сбалансировать свою жизнь
  4. Расширить зону комфорта, идя на риск
  5. Упражняться в технике расслабления.
  1. никогда со мной так не бывало;
  2. редко так со мной бывало;
  3. часто так со мной бывает;
  4. всегда так бывает

  1. Я боюсь позволить другим людям узнать меня поближе.
  2. Я боюсь неожиданностей.
  3. Я ищу недостатки вместо преимуществ в большинстве ситуаций.
  4. Я чувствую, что недостойна любви.
  5. Я чувствую себя хуже других людей.
  6. У меня есть склонность к постоянному труду, перееданию, азартным играм, употреблению алкоголя или других опьяняющих средств.
  7. Я мало забочусь о себе, предпочитая заботиться о других.
  8. Я не могу избавиться от переполняющих меня чувств, идущих из прошлого, таких, как гнев, страх, стыд, печаль.
  9. Я добиваюсь похвалы и признания, делая людям приятное, стремясь к совершенству и сверхдостижениям.
  10. Я слишком серьезна и мне трудно поиграть, подурачиться.
  11. У меня появились проблемы со здоровьем из-за постоянных волнений, стрессов.
  12. У меня сильно выражена потребность контролировать других, диктовать им свою волю.
  13. Я испытываю трудности в выражении своих чувств.
  14. Я не люблю себя.
  15. У меня в жизни часты кризисные ситуации.
  16. Мне представляется, что я стала жертвой тяжелых обстоятельств.
  17. Я боюсь быть отвергнутой теми, кого люблю.
  18. Я резко критикую себя, я не боюсь даже раздавить себя упреками.
  19. Я ожидаю худшего в большинстве случаев.
  20. Когда я совершаю ошибку, я представляюсь себе никчемным человеком.
  21. Я считаю других виноватыми во всех моих трудностях.
  22. Я живу воспоминаниями.
  23. Я закрыта для новых идей или новых способов делать дела.
  24. Я длительное время бываю расстроенной или злой из-за неприятностей.
  25. Я чувствую себя одинокой и в изоляции, и если окружена людьми.

  1. Опишите свои чувства на текущий момент в дневнике. Прочитайте, что хлынуло на вас, когда "открылись шлюзы".
  2. Найдите доверенного человека, которому можно все рассказать. Подходящим собеседником может быть тот, кто будет держать все в тайне, хорошо вас слушать, принимать вас такой, какая вы есть и который не будет стремиться вас спасать. Теперь поменяйтесь ролями и сами станьте таким слушателем. Опишите свои чувства в дневнике.
  3. Упражняйтесь в медитации. Одна из возможных медитаций на сегодня:
  1. Сколько времени вам потребовалось, чтобы осознать неэффективность контролирующего поведения?
  2. Сближает ли вас с членами семьи контролирующее поведение?
  3. Вы не устали чувствовать себя ответственной за всех и все?
  4. Осознаете ли вы, что ваша энергия безгранична?
  5. Как реагируют другие на ваш контроль?
  6. Не усматриваете ли вы связи между контролирующим поведением и своим хроническим чувством неудовлетворенности жизнью?
  7. Как бы вы могли конструктивно использовать свои способности и свою силу?
  8. Ощущаете ли вы себя в глубине души сильной? Ваша беспомощность лежит лишь на поверхности?
  1. Это — инстинктивная реакция, в основе которой лежит чувство бессилия.

  2. Из-за сомнения в своих чувствах контролирующий человек не делает того, чего он хочет; хотел попросить помощи — не попросил, хотел сказать "нет", — сказал "да". В основе лежит ложное верование в то, что удовлетворять свои желания и нужды — нехорошо.
  3. Контролирующее поведение — это привычка. В голову не приходит мысль, что есть выбор и других форм поведения.
  4. Практика контролирующего поведения приводит созависимых к умозаключениям, от которых они чувствуют себя еще хуже (например, "я никому не нужна").
  5. Созависимые получают то, чего добиваются — негативного внимания. Другие игнорируют созависимых, что усиливает низкую самооценку.
  1. Напишите список потребностей, которые вы начали удовлетворять.
  2. Когда вы не можете удовлетворить свои потребности сами, рискнете ли вы просить об этом надежных людей?
  1. Есть ли в вашей жизни проблема или человек, о которых вы чрезмерно тревожитесь? Напишите об этом.
  2. Что может случиться, если вы отстранитесь от того человека или от той проблемы? Помогало ли до сих пор делу ваше состояние, в котором присутствовали тревога, одержимость, навязчивые мысли о проблеме, попытки контролировать?
  3. Если бы в вашей жизни не было той проблемы или того человека, то что бы вы делали сейчас?
  4. Потратьте несколько минут на то, чтобы представить, как вы живете собственной жизнью, несмотря на нерешенную проблему.
  1. Является ли ваша реакция на кого-то или на что-то тем поведением или тем чувством, которое вы избрали бы, если у вас был бы выбор?
  2. Используйте навыки отстранения от того события или того человека, которые вас беспокоят больше всего.
  3. Какого рода деятельность помогает вам чувствовать себя спокойно и комфортно?
  1. Никто не имеет права дотронуться до меня без моего позволения.
  2. Если я разрешаю до себя дотрагиваться, то только так, как мне это нравится.
  3. Это моя ответственность — контролировать КАК, КОГДА, ГДЕ, КТО будет касаться меня.
  1. Опишите ситуации, которые провоцируют у вас такое чувство, будто вы менее ценная, чем другие.
  2. Опишите ситуации, в которых вы обращались с другими грубо, жестко либо неделикатно из-за того, что чувствовали себя более ценной, чем они.
  3. Сделайте вывод, что вы не более ценная, чем другие, но и не менее ценная, чем другие, и прекратите сравнивать себя с другими.
  1. Дай хоть немного покоя своему разуму. Посмотри на проблемы отстраненно. Успокойся, а потом решай.
  2. Попроси Бога помочь тебе все обдумать. Проси дать тебе правильную мысль, нужное слово и действие. Но учти, что Бог ждет. что ты сделаешь свою часть.
  3. Перестань тратить время на ненужную тревогу, навязчивое обдумывание пьянства, на постоянное размышление об ощущении себя жертвой.
  4. Подпитывай свой разум. Давай уму информацию. Собирай сведения о своих проблемах, побольше узнавай о химической зависимости, об отношениях в семье. Вначале собери факты, рассортируй их, пусть они улягутся, а потом прими правильное решение.
  5. Подпитывай свой ум здоровыми мыслями. Погружайся в деятельность, которая дает тебе положительные чувства. Читай книгипо психологии, медитации. Назови что-нибудь такое, что позволяет тебе сказать: "Я могу" вместо того, чтобы говорить "Я не могу".
  6. “Распрямляй” свой ум. Расширяй свои контакты с миром, узнавай новое, посещай занятия.
  7. Прекрати говорить плохо о своем уме. Даже в шутку не называй себя идиоткой, никогда не говори "Я глупая".
  8. Используй свой ум. Принимай решения. Высказывай их. Не позволяй другим принимать за тебя решения, в этом случае ты — жертва. И не твое это дело принимать решения за других взрослых. Тогда ты — спасительница.
  1. Шок, отрицание: "Нет, не может быть".
  1. Гнев.
  1. Депрессия.
  1. Идентифицируйте одну из ваших существенных утрат.
  2. Опишите, как вы пережили или все еще переживаете эту утрату (включите свои мысли, чувства, поведение, а также кто или что выступало в качестве поддержки).
  3. Опишите, чему вы научились или учитесь сейчас в результате пережитого опыта.
  1. Превращай все в цель. Если у тебя проблема, ты не обязана всегда знать, как ее решить. Однако пусть решение проблемы станет твоей целью. Превращай свои желания в цели. Хочешь что-то изменить в себе — ставь цель.
  2. Забудь все свои многочисленные "я должна…". Довольно контролировать свою жизнь на каждом шагу. Поставь перед собой цель избавиться от 75% долженствовании.
  3. Пиши цели на бумаге. Есть какая-то магическая сила в написании наших планов. Записанная цель фокусирует наше внимание, способствует лучшей организации. Запись как бы точно направляет энергию на цель.
  4. Живи свободно, не превращайся в рабыню своей цели. Пусть события протекают естественно. Не нажимай, не торопи, не тревожься каждую минуту. Не обязательно даже каждый день помнить о своей цели, достаточно время от времени ее осознавать.
  5. Делай, что можешь, для осуществления цели, каждый день понемногу. Не все сразу. Не упускай своего шанса. И верь, что в нужное время назначенное произойдет.
  6. Ставь себе цели регулярно, по мере возникновения потребности. Когда возникает проблема, то возникает и новая потребность. Тогда решение проблемы ты превращаешь в цель и добавляешь ее к старым целям. Когда чувствуешь себя очень неуверенно, можно ставить себе и такую цель — пройти через кризис.
  7. Веди учет целей, которых ты достигла. Вычеркни достигнутое, поздравь себя и поблагодари Бога, если Он имеет для тебя значение. Ты достигнешь уверенности в себе, станешь доверять Богу и обретешь ритм жизни.
  8. Будь терпеливой. Доверься Богу в том, что в нужное времятвоя цель осуществиться. Не спеши вычеркивать ее из списка только потому, что цель еще не достигнута.
  9. Начни сегодня. Если у тебя нет цели, поставь себе цель ее сформулировать.
  1. Я имею право сказать "нет" всему, к чему я не готова, или тому, что для меня опасно.
  2. Я имею право на все мои чувства.
  3. Я имею право ошибаться.
  4. Я имею право менять свою точку зрения.
  5. Я имею право быть более здоровой, чем те люди, которые меня окружают.
  6. Я имею право никак не объяснять и не оправдывать свое поведение.
  7. Я имею право делать выбор, а не только терпеть и выживать.
  8. Я имею право прекратить беседу, если собеседник унижает меня.
  9. Я имею право устанавливать границы и быть эгоистичной.
  10. Я имею право заботиться о себе, какими бы не были окружающие обстоятельства.

Источник: reshenie-web.ru

Скачать книгу

В. Москаленко.

«Созависимость: характеристики и практика преодоления«

— Дефиниция созависимости

-​ Родительская семья созависимых

-​ Признаки дисфункциональной семьи

— Признаки функциональной семьи

— Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

-​ Основные характеристики созависимости

-​ Треугольник С.Карпмана

— Параллелизм проявлений зависимости и созависимости

— Преодоление созависимости

-​ Занятие 1. Распознавание и отреагирование чувств

-​ Занятие 2. Контролирующее поведение

-​ Занятие 3. Отстранение

-​ Занятие 4. Акция-реакция

-​ Занятие 5. Границы

-​ Занятие 6. Родительская семья

-​ Занятие 7. Самооценка

— Занятие 8. Избавление от психологической жертвы

-​ Занятие 9. Да, мы умеем думать

-​ Занятие 10. Умение хоронить свои потери

-​ Занятие 11. Ставим свои собственные цели

— Занятие 12. Я имею право

-​ Заключение

В последнее время формы болезненной зависимости от психоактивных веществ — наркомания, токсикомания, алкоголизм — принято объединять общим термином «зависимость от химически активных соединений», или для краткости «химическая зависимость». Больной, страдающий химической зависимостью, редко живет в полной изоляции. Обычно он живет либо в родительской, либо в им созданной семье с детьми и женой (мужем). Химическая зависимость одного из членов семьи неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения. В большинстве семей, в которых проживают больные с химической зависимостью, обнаруживаются осложнения, которые в последние 15 лет стали обозначаться термином созависимость (со — приставка, указывающая на совместность, сочетанность действий, состояний).

Созависимость является не только мучительным состоянием для страдающего ею (подчас более мучительным, чем сама химическая зависимость), но и для членов семьи, принимающих такие правила и формы взаимоотношений, которые поддерживают семью в дисфункциональном состоянии. Созависимость — это фактор риска рецидива химической зависимости у больного, фактор риска возникновения различных нарушений в потомстве, в первую очередь риска химической зависимости, почва для развития психосоматических заболеваний и депрессии.

Когда говорят о низкой эффективности лечения больного с химической зависимостью, то часто сетуют на то, что «больной вернулся в ту же среду». Действительно, среда может способствовать рецидиву болезни, особенно внутрисемейная среда.

Химическая зависимость — семейное заболевание. Есть теории, рассматривающие химическую зависимость как симптом дисфункции семьи. Из этого следует, что система наркологической помощи должна предусматривать не только лечение зависимости от алкоголя, наркотиков, но и лечение созависимости. Помощь необходима как больному, так и другим родственникам, проживающим совместно с ним.

Дефиниция созависимости

Единой, всеобъемлющей дефиниции созависимости не существует. Поэтому приходится прибегать к описанию феноменологии этого состояния. После рассмотрения многих определений в литературе этого состояния я приняла в качестве рабочего следующее: «Созависимый человек — этот тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей».

Созависимыми являются:

1) лица, находящиеся в браке или близких отношениях с больным химической зависимостью; 2) лица, имеющие одного или обоих родителей, больных химической зависимостью; 3) лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях. Родительская семья созависимых

Созависимые происходят из семей, в которых имели место либо химическая зависимость, либо жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия), а естественное выражение чувств запрещалось («не реви», «что-то ты развеселился очень, как бы плакать не пришлось», «мальчикам плакать нельзя»). Такие семьи носят название дисфункциональных.

Семья — это главная система, к которой принадлежит каждый из нас. Система — это группа людей, взаимодействующих как одно целое. Поскольку все части этой системы находятся в тесном контакте, то и улучшение (ухудшение) состояния одного из членов семьи неизбежно отражается на самочувствии других. Чтобы вся семья могла лучше функционировать, необязательно ждать, когда больной химической зависимостью обратится за лечением. Жизнь семьи может существенно улучшиться, если хотя бы один из созависимых членов ее начнет выздоравливать от созависимости.

Наивысшая цель семейной психотерапии — помощь в превращении дисфункциональной семьи в функциональную.

Признаки дисфункциональной семьи: 1.​ Отрицание проблем и поддержание иллюзий. 2.​ Вакуум интимности 3.​ Замороженность правил и ролей 4.​ Конфликтность во взаимоотношениях 5.​ Недифференцированность «я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все») 6.​ Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной 7.​ Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия 8.​ Склонность к полярности чувств и суждений 9.​ Закрытость системы 10.​ Абсолютизирование воли, контроля.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Признаки функциональной семьи: 1.​ Проблемы признаются и решаются 2.​ Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества) 3.​ Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся 4.​ Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности 5.​ Родители делают то, что говорят 6.​ Ролевые функции выбираются, а не навязываются 7.​ В семье есть место развлечениям 8.​ Ошибки прощаются, на них учатся 9.​ Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения. 10.​ Любой из признаков функциональной семьи может стать целью одного из занятий по групповой психотерапии. Сравнительные характеристики функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом. Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

Источник: alteropars.ru

Виноградари и виноделы древнее хлеборобов и хлебопеков. Некогда человеческие племена перешли к оседлому образу жизни именно ради того, чтобы быть поближе к зарослям винных ягод — диким виноградникам. (Выйдя по окончании потопа из ковчега, Ной прежде всего «насадил виноградник».) Таков был первый шаг на пути цивилизации, значение которого для истории человеческого племени можно сопоставить только с приручением огня. Изобретение колеса и освоение множества других технологий состоялись позднее, когда человечество уже перешло к более или менее оседлому образу жизни и потребовалось как-то обеспечивать нужды виноделия: изготавливать кувшины, кубки и прочее, чтобы было из чего пить, в чем хранить и перевозить вино и т.п. Потом пришлось изобрести средства для опохмелки, в том числе капустный рассол. В общем, с выпивки началось неуклонное шествие прогресса. Используя терминологию, предлагаемую современной медицинской наукой, можно сказать, что именно алкогольная зависимость явилась одним из сильнейших побудительных мотивов развития, которое многие тысячелетия спустя было осознано людьми как становление цивилизации и культуры.
Когда чрезмерная алкогольная зависимость стала признаваться грехом и болезнью, опасной и недостойной слабостью? Все говорит о том; что достаточно рано. Во всяком случае, достоверно известно, что неандертальцы и сменившие их кроманьонцы сумели не спиться, а, напротив, дали обильное потомство, заселили и освоили землю и заложили основу всех когда-либо существовавших культур. А это значит, что древние как-то научились регулировать винопитие, ввели свою любовь к выпивке и зависимость от вина в рамки культуры. (Что вовсе не означает отсутствия алкогольных эксцессов, а, скорее, предполагает их: только существование общепринятых и соблюдаемых большинством правил открывает возможности для злоупотреблений.)

Слова предостережения от пьянства содержатся в Библии, у Аристотеля и других древних, но первую масштабную попытку запрета винопития осуществил только Магомет в VII веке нашей эры. Затея эта увенчалась лишь частичным и несколько двусмысленным успехом: в странах мусульманской культуры вина действительно почти не пьют, но о победе трезвости говорить не приходится, поскольку запрещенный алкоголь с успехом заменили продукты переработки мака и конопли.

Систематическое и научное изучение пьянства началось только в XIX в., а поскольку уровень тогдашних знаний был невелик, первые рекомендации представляли собой некую пародию на здравый смысл: клин пытались вышибить клином, и алкоголикам предлагали для избавления от пьянства препараты опиума, а опиоманам — спиртное. Изобретенный в начале XX в. героин вначале предполагали использовать для лечения алкоголизма, откуда и название «героический». Впрочем, в каком-то отношении наука и сейчас не слишком далеко шагнула вперед. Что такое антидепрессанты и транквилизаторы? Во многом те же самые опиумные настойки, разве что привыкание к ним и зависимость от них вырабатывается медленнее.

Самым поразительным, на мой вкус, результатом европейской науки об алкоголизме является определение уровня потребления, с которого можно и должно говорить об алкогольной зависимости, или об алкоголизме: одна доза спиртного в день, где доза равняется одной унции чистого спирта (примерно 30 мл), что эквивалентно 70 мл водки, двум стаканам сухого вина или бутылке пива. На наш российский бытовой опыт это как-то совсем не ложится. При такой-то малости ежедневного потребления записывать человека в безнадежные пьяницы? Здесь только одна догадка помогает мне удержаться от того, чтобы признать всех американских и европейских врачей полными придурками, которые в настоящем пьянстве ничего понять не в состоянии. Может быть, они имеют в виду, что, если уж кто-то берет на себя труд ежедневно отмеривать себе по 70 мл водки, значит, этот напиток его настолько радует и занимает, что надолго он на такой мизерной дозе не задержится, а начнет ее увлеченно наращивать, так что и в самом деле вскоре примется пить всерьез, т.е. до полной отключки? Весьма вероятно, что именно этим соображением они и руководствуются.

Возможно ли исцеление от алкоголизма? Не часто, но бывает, хотя есть различия в понимании того, как это исцеление может выглядеть. В мире, грубо говоря, есть два основных подхода к лечению алкоголизма: американский и европейский. Американские специалисты исходят из того, что алкоголизм — это неизлечимая болезнь, а потому единственное спасение — научить алкоголика жить в состоянии незамутняемой трезвости. Европейские целители считают, что алкоголизм скорее близок к греху, чем к болезни, и являет собой одну из разновидностей разнузданного поведения, а потому подобную личность можно перевоспитать и научить пить по-человече-ски. В сущности, это спор о словах. В определении алкоголизма как болезни европейским медикам и моралистам слышится некое оправдание безудержного пьянства и снятие с больного личной ответственности за свое состояние. Соображение само по себе бесспорное, но… Половые инфекции, как, скажем, сифилис, тоже результат неразборчивой погони за удовольствиями, но никому не приходит в голову отказывать им на этом основании в статусе болезни. Что касается множества примеров, когда злостный пьяница обретает способность вести трезвый образ жизни или контролировать потребление спиртного, то всегда можно сказать про такого исцелившегося, что он и не был настоящим алкоголиком.

Автор предлагаемой российскому читателю книги связывает перспективы борьбы с алкоголизмом с постижением природы передаваемых по наследству механизмов уязвимости перед алкоголем, которые, собственно, и тановятся те, кто по доброй воле выбрал для себя такую жизнь.

Мне не особенно нравится слово «алкоголизм». Я использую его, потому что большинство людей к нему привыкли. Если вы против этого наименования, можно говорить об «алкогольной зависимости». Для краткости я называю алкоголиками (людьми, страдающими от алкогольной зависимости) тех, кто злоупотребляет спиртным, повсюду, кроме главы, посвященной женскому алкоголизму. У многих в жизни был период, когда пьянство превращалось в проблему, но к ним не подходит определение алкоголизма, даваемое в главе 5. Таких людей лучше называть «проблемными пьяницами». О них тоже идет разговор в этой книге.

Что касается моего собственного отношения к пьянству, то оно очень удачно сформулировано в цитате, предшествующей части 1.
Доналд У. Гудвин
Канзасский университет, март 1994 г.

Источник: forum.alconar.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.