Грех ли курить

Каждый знает, что это — пагубная привычка, которая негативно влияет на здоровье и жизнь. Но этот известный и доказанный факт является лишь своеобразной «теорией» тела человека, а вот его влияние на духовный мир — это скорее вопрос веры и праведности. Итак, является ли курение грехом в православии, расскажет данная статья.

0909

Церковь против курения

Обращаясь к вере в тех или иных жизненных обстоятельствах, человек должен понимать, что ему придётся осознать и изменить свой привычный образ жизни, а значит, прежде всего избавиться от тех привычек и страстей, которые церковь считает греховными.

Так, по основным канонам, и курение является грехом. Ведь это — пагубная страсть, а она, как и любая другая, мешает идти по пути спасения и прощения. Господь создал человека по образу и подобие своему, дабы он обладал совершенством и достиг главного —   вечной жизни.

Всегда нужно помнить о том, что любая страсть есть «болезнь» души и сцеплена с другими, не менее страшными недугами. И если она стойко укорениться там, то будет способствовать формированию других пороков и грехов, а именно:


  • проявление эгоизма (курящие родители, в частности женщины-матери);
  • возникновение постоянного чувства уныния по поводу личной свободы, а в православии уныние — тяжкий грех;
  • появление греха самооправдания;
  • притупление чувства нравственности;
  • прощение себе самому других слабостей.

Исходя из этих и других достаточно важных причин, можно точно сказать одно — пагубная привычка является злом. Оно разрушает здоровье как физическое, так и моральное. Учение святых говорит о том, что жизнь дана человечеству Богом как величайший дар. И сокращать её пагубными привычками — это страшный грех. Стоит только задуматься, ведь курящий человек вредит не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. И оправдать это невозможно.

Священники о курении

Священнослужители всегда выступают против курения и говорят о нём следующее:

  • любая пагубная страсть является результатом соединения человеческой греховной воли и бесовских сил, участие которых в падении людей доказать очень сложно, так как их влияние невидимо;
  • данная привычка делает людей рабами в большинстве случаев до самой смерти, которая может быть достаточно скорой в виду плохого состояния здоровья;

  • грех курения можно победить, если воля человека и сила Господа сольются воедино;
  • человек будет выше данной страсти лишь тогда, когда твёрдо осознает, какой вред несёт такая привычка. Ведь, как известно, табак расслабляет душу, усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье;
  • следствия болезненности состояния души от влияния курения — раздражительность и тоска;
  • перед тем, как избавиться от греха табакокурения, нужно исповедаться, пройти обряд причастия Святых Таин и каждый день стоя читать Евангелие и молитву помогающую бросить курить.

Подарок диавола

Именно так называют курение в православии. Расстаться с ним очень сложно, но тот, кто сумел это сделать, имеет внутреннюю решимость, а это значит, его духовный путь к Богу откроет главное — вечную благодать.

Мало знает, как церковь относится к курению, нужно принять эти знания и постараться искоренить грех, ибо он не приведёт к хорошему, а только усугубит все сложности жизни. Воля человека — сильна и непоколебима, если она правдива и направлена на исцеление тела и души, дабы получить уникальную возможность — приблизиться к Богу, внять его силу и обратить её в вечную веру.

Господь всегда с Вами!

ikona-i-molitva.info


Эта привычка свидетельствует о неуважении к дару жизни
Деян. 17:24, 25: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем.. . дает всем жизнь, и дыхание, и все» .
Доказательств того, что сигареты сокращают жизнь, более чем достаточно. Эта причинно-следственная связь полностью доказана медициной
Табак убивает около 5 млн. человек ежегодно. Если нынешние темпы роста количества курильщиков сохранятся к 2020 году, то ежегодно в мире от заболеваний, связанных с табаком, будут умирать 10 млн. человек, причем 70 % этих смертей будут приходиться на развивающиеся страны. Бывший министр здравоохранения, образования и социального обеспечения США Джозеф Калифано (Joseph Califano) сказал: «Сегодня нет никаких сомнений в том, что курение — это самое настоящее медленное самоубийство»
Курение идет вразрез с тем, что требует от христиан Бог
Рим. 12:1: «Умоляю вас, братья, состраданием Бога: отдайте свои тела в жертву живую, святую, угодную Богу, чтобы вам совершать священное служение, задействуя разум» .
«Во всем мире курение становится одной из главных причин смертности, которую можно было бы предотвратить. Медицинские исследования показывают, что.. . курильщик живет в среднем на три-четыре года меньше, чем некурящий. А завзятый курильщик (человек, который выкуривает две или более пачки сигарет в день) живет на восемь лет меньше некурящего. Разве правильно сначала посвятить свою жизнь служению Богу, а затем медленно ее разрушать?
Курение настолько разрушительно, особенно для сердца и легких, что любые меры профилактической медицины практически не имеют никакого действия, если человек курит.
неральный директор Всемирной организации здравоохранения д-р Малер (H. Mahler) сказал: «Курение — это, вероятно, главная причина плохого здоровья в мире, которую можно было бы устранить. Разве разумно сначала отдать себя Богу для священного служения, а затем сознательно губить свое здоровье?
Курящий нарушает Божье требование любить своих ближних
Иак. 2:8: «Люби своего ближнего, как самого себя» . (Сравни Матфея 7:12.)
«[Некурящие] женщины, у которых мужья курят, живут на 4 года меньше, чем супруги некурящих мужчин» (Не унесенные дымом. Приложение к журналу. Курение табака женщинами во время беременности вызывает тяжелые поражения плода: осложнения беременности, гипоксия плода, дефекты его развития, синдром внезапной детской смерти» (Не унесенные дымом. Приложение к журналу . Такое бессердечное отношение к членам семьи служит неопровержимым доказательством того, что человек не поступает как христианин. (Сравни 1 Тимофею 5:8.)
«В процессе курения курильщик обычно поглощает 15—20 % табачного дыма. Остальные 80 % — это дым, выдыхаемый курильщиком обратно, и дым от тлеющей сигареты между затяжками. Таким образом, большая часть табачного дыма повисает в окружающем пространстве, концентрируется в помещениях и „благополучно“ вдыхается и поглощается находящимися в них некурящими людьми. […] В настоящее время уже накоплено немало данных, подтверждающих вредные последствия пассивного курения» Тот, кто не проявляет любви к ближним, не любит и Бога. (Смотри 1 Иоанна 4:20.)

otvet.mail.ru

Немного истории


В России обычай курения был введен Петром I. Традиция приживалась тяжело, равно как и другие, чуждые русской культуре насильственно внедряемые реформы. На востоке отношение к пагубной привычке совсем иное — курение является исторической традицией. Или, например, в Греции курящий человек воспринимается спокойно, без осуждения и без претензий. Обряд курения там является дополнением к обычной трапезе.

Еще сто лет назад терпимое отношение к табаку было и в русской церкви. Теперь, благодаря особенностям отечественной культуры и благотворному влиянию православных заповедей, ситуация в корне изменилась. Принципиальное неприятие табакозависимости стало нормой в православии.

Курение с точки зрения православной церкви

Отрицательное воздействие никотина на организм человека доказано наукой. О том, что курение — это грех, церковь говорит вполне обоснованно.

  1. Каждый курильщик ищет оправдание своей привычке, ему кажется, что он рассуждает здраво. Но реальных причин дышать дымом, травить ядом органы нет. Оправдание недостойного поступка считается тяжким грехом.
  2. Человек, употребляющий табачные изделия, тратит много времени на эту привычку. Иначе говоря, превращает большую часть жизни в пустое времяпрепровождение, именуемое церковью праздностью. Праздность является грехом. Она порождает лень и безделье.

  3. Табакозависомость ведет к развращению и опустошению личности. Наступает момент, когда сигарета не доставляет удовольствия. Такое положение провоцирует курильщика на тягу к алкоголю, низменным страстям, чревоугодию. Уничтожается нравственность, духовность, парализуется воля, пропадает ответственность за свои действия, за жизнь свою и близких людей.
  4. Грех курения способствует разврату и деградации. Это, в свою очередь, порождает преступность, провоцирует аморальное поведение в целом.

Православная церковь, христианская вера выступают за свободу человеческой личности, за нравственное здоровье и волевой дух.

Человек, который находится в рабстве у плохой привычки, по религиозным канонам, лишен свободы, причем делает он это сознательно. Вот почему курение, с точки зрения православной веры, считается грехом.

Является ли курение грехом для верующего

Курение вредит окружающимОтвет на вопрос, является ли грехом привычка курить, для верующего человека однозначен. Причин этому много. Акцент ставится не на физический вред и зависимость от химических процессов. Страшна и опасна психологическая зависимость, которая разрушает личность.

Тело человека призвано служить храмом Святого Духа. В этом храме должно быть чисто и светло. Курильщик, потакая своей привычке, не проявляя волевых усилий для ее уничтожения, воздвигает стену между Богом и собой. Кирпичиками этой стены становятся низменные инстинкты: страсть, самолюбие, эгоизм, разврат, грязные помыслы и так далее. Человек, лишенный воли, не может быть сильным, он добровольно отказывается от помощи Небесного Отца.


Привычка курить препятствует духовному развитию. Курильщик зачастую использует ложь для оправдания своих поступков, не отдавая себе в этом отчета.

Он лжет себе, своим близким, попадая в замкнутый круг. Родственные, дружеские и профессиональные связи отступают на второй план, разрушаются, затем пропадают вовсе.

Грех курения заключается в следующем:

  • человек осознанно наносит вред себе и окружающим;
  • курильщик испытывает зависимость от никотина, его воля парализована, а дух сломлен;
  • курильщики добровольно лишают себя свободы, они зависимы от привычки;
  • личность деградирует, становится неадекватной;
  • страсть не покидает человека после смерти, его душа, не получая удовлетворения, будет страдать в потустороннем мире.

Положительные моменты при отказе от сигарет

Если сопоставить вред физический и вред духовного плана, то в первую очередь следует обратить внимание на поведение курильщика. Как правило, раздражительность, апатия, отсутствие должного внимания и чуткости — это верные спутники пагубной привычки. Каждый, кто хочет покончить с этим, должен помнить, что душевное равновесие, гармония несовместимы с болезненным состоянием психики.
Курение — грех или нет, каждый решает для себя сам. Но, принимая решение, необходимо знать и учитывать положительные моменты при отказе от сигареты:


  • происходит духовное обновление личности;
  • повышается самооценка;
  • отступает раздражительность и депрессивное состояние;
  • восстанавливается физическое здоровье;
  • улучшается качество жизни;
  • экономятся средства;
  • появляются новые интересы;
  • человек чувствует себя под божьей защитой, обретает свободу;
  • меняются жизненные приоритеты.

Можно долго рассуждать о вреде курения, о греховности поступка, о преимуществах жизни без табака, но неизменным остается одно: до тех пор, пока курильщик не увидит греха в привычке курить, пока он не возненавидит этот грех, любая попытка избавиться от зависимости обречена на провал.

Отношение к табачной зависимости в современном православном мире

Церковь приравнивает курение к самоубийствуПо статистическим данным от Всемирной организации здравоохранения, среди взрослого населения нашей страны курит 39%, а 60% от этого количества — мужчины. Показатель не утешительный, хуже цифра только у Бангладеш. Тем не менее во всем мире ведется активная пропаганда о вреде курения, к борьбе со злом давно подключилась православная церковь.

Полагаясь на христианские каноны, священнослужители настоятельно рекомендуют отказаться от вредной привычки, приравнивая ее к самому настоящему самоубийству. Кроме того, курение на виду у несовершеннолетних детей отрицательно сказывается на их психическом состоянии.


Незрелая психика ребенка не способна правильно воспринимать ситуацию. Подросток может выбрать неверную жизненную позицию, обрекая себя на плохое будущее.

Пристрастие к сигарете не только осуждается, но и приравнивается к греху. Православная церковь отождествляет курение с духовным кризисом, предостерегает каждого человека, что даже одна выкуренная сигарета может оказать сильное влияние на душевное и физическое состояние. По мнению церкви, для курильщика главным критерием при оценке жизненных приоритетов становится получаемое удовольствие. Ложная эйфория от никотина, наркотика или алкоголя неизменно сменится потерей способности принимать адекватные решения.

Мнение курильщика, что он сам сделал выбор — курить или не курить, ошибочно. Православие не поддерживает подобную позицию, напоминая, что только свободный от какой-либо зависимости человек может принимать правильные решения. Распознать и устранить причину, которая провоцирует тягу к никотину — это первоочередная задача для того, кто намерен избавиться от табачного рабства.


nekurika.ru

Ответы пастырей:

Все знают, как опасно курение для физического здоровья. А есть ли опасность духовная? Почему эта пагубная привычка считается грехом? Вон ведь в православной Греции курят даже священники. За разъяснениями мы обратились к пастырям Русской Церкви.

Никотинный дым занимает в душе место Божией благодати

Игумен Лука (Степанов):

– Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что тление папиросы являет образ вечного тления в адском пламени тех, кто не оторвет себя до исхода из временной жизни от этой губительной привычки. Иной мудрый пастырь говаривал, что никотинный дым хотя вдыхается телом, но занимает в душе место Божией благодати и не допускает ее. Этих просвещенных указаний достаточно. Сам я с детства к этому дыму питаю искреннее отвращение, а потому не могу понять скорбящих о необходимости расстаться с этим зловонным легочным прижиганием.

Протоиерей Олег Стеняев:

– Да! Все мы знаем, что курение наносит вред человеческому здоровью, а в Писании сказано: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 17).

Курение лишает Причастия

Протоиерей Павел Гумеров:

– Несомненно, курение – это грех. Поделюсь своим священническим опытом: я причащал умирающих, присутствовал на похоронах и видел, что смерть многих людей была напрямую связана с курением. Причем избавиться от этой пагубы очень сложно. Однажды я соборовал и причащал перед смертью женщину, умиравшую от рака гортани, так и в таком состоянии она не могла бросить курить. Даже перед Причастием затянулась несколько раз! Но так как она умирала, я не мог ее не причастить. А сколько людей умирает от рака легких, вызванного курением! Но не только на органы дыхания разрушительно влияет табак – на другие тоже.

Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию?

Пагубность этой привычки, вызывающей серьезную зависимость, еще и в том, что многие курильщики из-за курения не могут причащаться. Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию? Или даже ты дотерпел, причастился, а потом что? Выйдя из храма, жадно затягиваешься? Так что это греховное удовольствие лишает курильщика Таинства.

Невозможность бросить курить – это миф. Я лично знаю нескольких человек, которые, будучи курильщиками с серьезным стажем – лет по 30–40, сумели бросить дымить. С Божией помощью все возможно. Если человек обращается к Богу, Он ему помогает эту заразу бросить.

Старец Силуан: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать»

Священник Валерий Духанин:

– Даже на упаковках сигарет официально пишут: «Курение убивает». Как же не является грехом то, что убивает, что мучает, лишает здоровья, доставляет страдание самому курящему и огорчает близких ему людей?

Все наши грехи делятся на три вида: грехи против Бога, против ближних и против самих себя. Так вот курение – это, безусловно, грех против себя, сознательное сокращение своей жизни, то есть разрушение бесценного дара Божия, данного нам для спасения нашей души. Но в каком-то смысле это и грех против ближних, которые вынуждены вдыхать дым сигарет в общественных местах.

Курение – это зависимость. Оно порабощает волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения. В общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее и без того малой свободы.

Иногда курильщики говорят, что сигарета им помогает внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Ни одному человеку курение не принесло и минимальной пользы, и я уверен, что в мире не найдется такого курильщика, который хотя бы раз в жизни не пожалел, что он так сильно пристрастился к никотину.

В оправдание курения часто ссылаются на православную Грецию, где курят даже священники. Действительно, в Греции самый высокий уровень в мире потребления сигарет на душу населения. Но ничего хорошего в этом нет. Возможно, курение распространилось там под влиянием исламских традиций, которые разрешают курение. А вот если мы посмотрим на Афон, этот образец строго духовной жизни как для Греции, так и для всего православного мира, то увидим, что никакого курения там нет. Преподобный Паисий Святогорец относился к курению однозначно отрицательно. И преподобный старец Силуан Афонский так же.

Вспоминаю из жития преподобного Силуана, как он однажды посетил Россию, ехал в поезде в какой-то монастырь, а напротив него занял место купец, который предложил ему сигарету. Старец отказался, а купец стал настаивать, говорил: «Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? Курение помогает часто в деятельной жизни: хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу…» Преподобный Силуан дал ему такой совет: «Вы, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, произнесите “Отче наш”». Купец ответил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». На это святой Силуан сказал: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».

На каких бы авторитетных и знаменитых людей ни ссылались, что они курили или курят, как, например, император Николай II, это не оправдывает самого курения. Немощи были и у знаменитых людей. Но ведь никто не станет изображать на иконе государя императора Николая II с трубкой, потому что все понимают: это несовместимо. И курение, кстати, служило одной из официальных причин откладывания канонизации. Государь-страстотерпец прославлен за подвиг терпения ради Христа, а немощи есть у любого человека.

А вот один очень близкий мне иеромонах рассказывал, как в молодости, на своем пути к храму он никак не мог бросить курить, и только после того, как он с верой приложился к мощам преподобного Амвросия Оптинского, дурную привычку как рукой сняло. Из этого можно извлечь два урока: первый – что курение все-таки препятствует человеку на его пути к Богу, и сама душа чувствует что-то неладное – совесть чувствует в этом греховную страсть; а второй тот, что иногда собственных сил не хватает для преодоления этой немощи и уже требуется особая Божия помощь.

Курение, безусловно, является грехом, точнее – греховной зависимостью. И значит, в этом надо каяться на исповеди, надо прилагать все силы к искоренению в себе этой страсти.

Если православный не может бросить курить, значит, у него есть не преодоленные духовные проблемы, а курение – лишь их проявление

Если человек ходит в храм, участвует в Таинствах, но не может бросить курить, значит, он еще не до конца разобрался в самом себе, внутри есть какие-то духовные проблемы, не разрешенные и не преодоленные, а само курение – лишь проявление этого. В любом случае, это признак нашей непреображенности. И на пути ко Христу курение должно само собой отпасть как привязанность совершенно ненужная, лишняя и пустая.

Тусклый мир курильщика

Священник Дмитрий Шишкин:

– Является ли курение грехом? – Да, конечно. Хотя сейчас в Греции курение грехом не считается. Да что тут мудрить! Даже интуитивно курение воспринимается как что-то негативное: дым, вонища, вред здоровью… А главное – это же страсть, и вот в этом уже никаких сомнений быть не может. Скажу честно: в юности я курил. Недолго, лет пять, но так основательно, что даже и «Беломором» чадил, «Примой» не брезговал. Кто знает – поймет… Так вот, втянувшись в эту пагубную страсть, я очень скоро почувствовал: надо с этим делом завязывать – хотя я не был тогда еще крещен. Но совесть чувствовала. И вот из пяти лет своего курения я года три «бросал» и никак не мог бросить. Отчетливо помню свои ощущения. Я проснулся с утра в отличном настроении с решимостью больше не курить, но к обеду настроение гаснет, мир вокруг тускнеет, и всё без курева кажется пустым и бессмысленным – первый и верный признак действия страсти. Так что после обеда помаешься, помаешься и… эх, одну только! – закуришь с наслаждением, «порадуешься жизни», а через минуту уже думаешь с тоской: ну вот, опять сорвался. И действительно – снова начинаешь курить. Или даже так бывало: продержишься без курева неделю-другую и уже чувствуешь себя «героем», а потом оказался где-то в компании, расслабился и позволил себе мысль: «Одна сигарета ничего не решает», выкурил – и тут же понимаешь: всё, сорвался. И точно – опять начинаешь курить и маяться от того, что не можешь с этой пагубной страстью справиться. Больше того, даже когда я курить бросил, мне несколько лет снилось: я закурил – и с ужасом и тоской понимаю, что вот, сорвался и всё начинается сначала. Это говорит о том, что страсть продолжала гнездиться в душе. Так как же сказать после этого, что курение – не грех?

Апостол Павел говорит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).

Курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякая бессмыслица

Священник Игорь Синельников:

– Конечно, курение является грехом. Как и все бессмысленное. Какой смысл в курении? Что доброе получает от него человек? Никакого смысла и ничего доброго. А Господь сотворил все премудро и осмысленно. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). Значит, курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякое бессмысленное и ненужное.

Не будем забывать, что курение приносит и многоразличный вред человеку. А все, что вредит человеку, мучает его, тоже неугодно Господу. Какой это вред, все мы отлично знаем. Это и разрушение здоровья, данного Богом для совершения трудов по спасению своей души, и материальный ущерб, когда тратим деньги на бессмыслицу, а могли бы потратить на доброе, например подать милостыню.

Но главный вред курения, конечно, духовный. «Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска – это следствие болезненности души от табакокурения», – учит нас преподобный Амвросий Оптинский. А еще мы становимся рабами этого греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). А мы призваны к свободе во Христе: «И уразумеете истину, и истина освободит вы» (Ин. 8: 32). Дар Любви может воспринять только свободный во Христе человек.

Поэтому помоги нам, Господи, избавиться от всего вредного и ненужного, чтобы мы были в радости и любви, а не в мучении здесь и в вечности. И зависели только от Святого Бога, а не от сигарет, греховных удовольствий и, в конечном счете, от диавола, который за всем этим и стоит.

Кто ты, если сознательно губишь дар Божий?

Священник Максим Горожанкин:

– Каждый из нас примерно знает, как выглядит пачка сигарет. Там крупными буквами написано: «Курение убивает». Вот из этого уже можно сделать вывод, является ли грехом употребление того, что нас убивает. Конечно же, является.

Часто люди обращаются к Господу с просьбой о здоровье. И большинство наших молитв в какой-то мере тоже о здоровье. И друг другу мы здоровья желаем. А храним ли мы то здоровье, которое даровал нам Господь? Многие ли из нас занимаются спортом, делают зарядку по утрам? Думаю, немногие. Мы кушаем перед сном, хотя знаем, что этого делать нельзя. Потребляем пищу в избытке, понимая, что это приведет и к лишнему весу, и к проблемам со здоровьем. А мы должны хранить то, что Господь дал. То здоровье, которое есть. Курение же не приведет к прибавлению здоровья.

Если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих?

Все мы прекрасно понимаем, какие риски сопровождают человека курящего: это и онкологические заболевания, и болезни желудочно-кишечного тракта, и нарушение мозговой деятельности… Это раньше курильщики не знали о том, как табак подтачивает здоровье. А если ты знаешь, что курение вредит тебе, но куришь, ты совершаешь грех: ты сознательно губишь свое здоровье. И если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих? И как просить у Бога здоровья теми же устами, которыми только что выкурил сигарету? Это нелепица какая-то. Вопиющее противоречие. А Господь призывает нас к целостности, целостности мышления прежде всего. Мы Евангелие читаем для чего? Чтобы ум наш по евангельски мыслил, чтобы во Христе был.

Так что курение – это грех. Причем грех страшный, наносящий ущерб богодарованному здоровью.

Подготовил послушник Никита (Попов)

источник: pravoslavie.ru

missia.mk.ua

Все знают, как опасно курение для физического здоровья. А есть ли опасность духовная? Почему эта пагубная привычка считается грехом?

«Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать». Старец Силуан.

– Даже на упаковках сигарет официально пишут: «Курение убивает». Как же не является грехом то, что убивает, что мучает, лишает здоровья, доставляет страдание самому курящему и огорчает близких ему людей?

Все наши грехи делятся на три вида: грехи против Бога, против ближних и против самих себя. Так вот курение – это, безусловно, грех против себя, сознательное сокращение своей жизни, то есть разрушение бесценного дара Божия, данного нам для спасения нашей души. Но в каком-то смысле это и грех против ближних, которые вынуждены вдыхать дым сигарет в общественных местах.

Курение – это зависимость. Оно порабощает волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения. В общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее и без того малой свободы.

Иногда курильщики говорят, что сигарета им помогает внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Ни одному человеку курение не принесло и минимальной пользы, и я уверен, что в мире не найдется такого курильщика, который хотя бы раз в жизни не пожалел, что он так сильно пристрастился к никотину.

В оправдание курения часто ссылаются на православную Грецию, где курят даже священники. Действительно, в Греции самый высокий уровень в мире потребления сигарет на душу населения. Но ничего хорошего в этом нет. Возможно, курение распространилось там под влиянием исламских традиций, которые разрешают курение. А вот если мы посмотрим на Афон, этот образец строго духовной жизни как для Греции, так и для всего православного мира, то увидим, что никакого курения там нет. Преподобный Паисий Святогорец относился к курению однозначно отрицательно. И преподобный старец Силуан Афонский так же.

435Вспоминаю из жития преподобного Силуана, как он однажды посетил Россию, ехал в поезде в какой-то монастырь, а напротив него занял место купец, который предложил ему сигарету. Старец отказался, а купец стал настаивать, говорил: «Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? Курение помогает часто в деятельной жизни: хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу…» Преподобный Силуан дал ему такой совет: «Вы, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, произнесите “Отче наш”». Купец ответил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». На это святой Силуан сказал: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».

На каких бы авторитетных и знаменитых людей ни ссылались, что они курили или курят, как, например, император Николай II, это не оправдывает самого курения. Немощи были и у знаменитых людей. Но ведь никто не станет изображать на иконе государя императора Николая II с трубкой, потому что все понимают: это несовместимо. И курение, кстати, служило одной из официальных причин откладывания канонизации. Государь-страстотерпец прославлен за подвиг терпения ради Христа, а немощи есть у любого человека.

436А вот один очень близкий мне иеромонах рассказывал, как в молодости, на своем пути к храму он никак не мог бросить курить, и только после того, как он с верой приложился к мощам преподобного Амвросия Оптинского, дурную привычку как рукой сняло. Из этого можно извлечь два урока: первый – что курение все-таки препятствует человеку на его пути к Богу, и сама душа чувствует что-то неладное – совесть чувствует в этом греховную страсть; а второй тот, что иногда собственных сил не хватает для преодоления этой немощи и уже требуется особая Божия помощь.

Курение, безусловно, является грехом, точнее – греховной зависимостью. И значит, в этом надо каяться на исповеди, надо прилагать все силы к искоренению в себе этой страсти.

Если человек ходит в храм, участвует в Таинствах, но не может бросить курить, значит, он еще не до конца разобрался в самом себе, внутри есть какие-то духовные проблемы, не разрешенные и не преодоленные, а само курение – лишь проявление этого. В любом случае, это признак нашей непреображенности. И на пути ко Христу курение должно само собой отпасть как привязанность совершенно ненужная, лишняя и пустая.

Священник Валерий Духанин.

luka.rpcb.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector