Программа 12 шагов для алкоголиков

Избавиться от алкогольной зависимости удается далеко не всем. Даже если больной человек принял решение прекратить употребление спиртного, выполнить его часто мешает масса обстоятельств. Программа «12 шагов анонимных алкоголиков», разработанная одноименным обществом, предлагает зависимым разобраться в своих внутренних проблемах, по-новому взглянуть на свою жизнь и полностью поменять ее, опираясь на помощь товарищей по несчастью.

Программа 12 шагов для алкоголиков

Принципы программы

«Анонимные алкоголики» — движение, появившееся в США в первой половине XX века. Появилось оно благодаря доброй воле нескольких страдающих алкоголизмом граждан, твердо решивших распрощаться с пагубным пристрастием. Метод, выбранный ими, оказался почти гениальным — полная переоценка личностных ориентиров и духовное возрождение, но не под руководством врача или профессионального наставника, а на основе взаимопомощи и поддержки друг друга.


Программа «12 шагов», разработанная родоначальниками общества, действует почти без изменений и в настоящее время. По сути она представляет собой комплексную поэтапную реабилитацию зависимых, включающую методы групповой и других видов психотерапии. Главной целью является формирование духовного стержня человека, вокруг которого он вновь строит свою жизнь.

Организация «Анонимные алкоголики» насчитывает сотни тысяч людей, существует на добровольные пожертвования участников и состоит из автономных групп, объединяемых общими принципами.

Главное положение программы заключается в признании человеком потери контроля над своим поведением, эмоциями, смещения всех жизненных ориентиров. Любые ситуации, будь то радость, печаль, волнение, неприятности, страх, обиды служат поводом для очередного возлияния. Противостоять этой тяге алкоголик не в силах, так как опьянение ненадолго заглушает негативные эмоции и вводит в состояние эйфории. На поздних стадиях положение усугубляется развившейся физической зависимостью. Отрезвление вызывает тоску и внутреннее опустошение, кажется никчемным. Порочный круг, в котором оказывается больной, разорвать очень трудно. Усилия воли помогают воздерживаться некоторое время, но любой пустяк может вызвать срыв и уход в очередной запой.

Программа 12 шагов для алкоголиков

Цель программы «12 шагов» заключается не в борьбе с алкоголем как таковым, а в достижении зависимыми от него людьми внутренней личностной зрелости. Идти к ней необходимо размеренно, прорабатывая и закрепляя каждый этап, посещая совместные занятия в группе и вводя в жизнь новые правила.


Главное положение сообщества — анонимность. Люди не обязаны сообщать свои анкетные данные другим участникам.

В первое время новичкам непросто вникнуть в общий смысл идеи программы, что не считается препятствием для занятий. Одно из изречений организации гласит: «принеси тело, голова придет позже». Для участия необходимо только твердое желание бросить пить. Опытные участники помогают новеньким, объясняют смысл каждого этапа, поддерживают. Благодаря этому выздоравливающий, продолжая некоторое время мыслить как алкоголик, успешно придерживается конструктивной модели поведения, имитируя действия наставника и других товарищей. Такое состояние в обществе «Анонимные алкоголики» принято называть «сухим» — человек уже не пьет и внешне выглядит благополучно, но до выздоровления ему далеко.

12-шаговая программа учитывает и тот факт, что с точки зрения физиологии алкоголизм неизлечим и зависимому человеку придется соблюдать пожизненные ограничения — никогда не прикасаться к спиртному. Поэтому так важно формирование в сознании больного совершенно иной системы духовных ценностей, позволяющей получать удовольствие не от употребления алкоголя и других стимулирующих веществ, а искать поводы для радости в себе и окружающих событиях и явлениях. Такая, вновь пройденная социализация реабилитирует человека в собственных глазах. В идеале программу необходимо сочетать с медикаментозной терапией алкоголизма, помогающей очистить организм от токсинов и восстановить физиологические функции.

Содержание этапов программы


Система «12 шагов» включает этапы, на выполнение и закрепление которых отводится необходимое для полного освоения время, в среднем, несколько недель. Каждый следующий шаг переводит больного на ступеньку вверх и выполняется только после прохождения предыдущего.

Программа 12 шагов для алкоголиков

  • Бессилие. Преобразование личности страдающих алкоголизмом, согласно программе, начинается с полного признания собственного бессилия перед пороком. Путать это состояние со слабостью неверно. Слабость как будто обвиняет человека в отказе от контроля над собой, а бессилие предлагает расставить коэффициенты по-другому: больной перестает винить себя, а приходит к выводу о необходимости сторонней помощи. Выполнить этот шаг непросто — многие алкоголики не только не признают никакого бессилия, а наличие у себя зависимости допускают с трудом. Однако без правильного выполнения начального этапа выздоровления не будет.
  • Могущественная сила. Исходя из того, что человек сам не в состоянии вернуть себе трезвость, признается наличие источника разума, способного сделать это. Неверно трактовать это как отказ от ответственности за действия и поступки. Это всего лишь логика — если человек бессилен контролировать себя, требуется сила, способная помочь. Для верующих это Бог, для агностиков или атеистов — мудрость опытных участников движения, высшая справедливость, истина, вселенная. Каждому предлагается представить этот высший разум как угодно.

  • Принятие решения поручить высшей силе или Богу свой несовершенный разум и действия. Так как алкоголик — душевно больной человек, на собственные возможности он рассчитывать не может.
  • Выявление всех своих недостатков. Рекомендуется обращать внимание на все пороки с точки зрения нравственности и полностью осознавать их, составив список.
  • Определение объективной самооценки. Признание всех недостатков требует обсуждения с другим человеком или всей группой, это позволяет человеку представить, как его пороки выглядят со стороны.
  • Подготовка к искоренению последствий дурных поступков, сторон характера, мобилизация имеющихся внутренних ресурсов, готовность брать на себя ответственность за все происходящее.
  • Смирение. Этот шаг — обращение к высшей силе избавить от всех признанных недостатков, дать возможность искоренить их самостоятельно там, где это нужно.
  • Справедливость. На этом шаге предлагается составить список всех людей, которым зависимый причинил вред. В него включаются абсолютно все пострадавшие от поведения и поступков алкоголика.
  • Возмещение. Один из наиболее сложных этапов, требующий восполнить причиненный вред каждому по мере возможности. Перед кем-то извиниться, кому-то отдать денежный долг, выполнить забытое обещание и т.д. Такое избавление от «хвостов» облегчает внутреннее психологическое состояние зависимого, помогает освободиться от груза вины.

  • Самоанализ и дисциплина. На занятиях в группе и самостоятельно зависимый правильно учится оценивать свое поведение, конструировать и отслеживать систему мыслей, чувств и действий, вовремя пресекать негативные эмоциональные импульсы, которые могут вызвать срыв.
  • Духовный рост. Сравнение достигнутых результатов с начальным состоянием, поиск новых жизненных приоритетов, периодические обращения к высшей силе для укрепления собственной.
  • Помощь другим. Человек на этом шаге уже имеет достаточно сил для воздержания от спиртного самостоятельно и сам начинает помогать новым участникам, делясь с ними своим опытом.

В ходе занятий программа «12 шагов» использует систему лозунгов, помогающих больным не отступать от намеченных целей. Ее можно охарактеризовать как ряд побуждающих изречений:

  • не суетись: возрождение требует полного осмысления;
  • делай все не торопясь: каждый этап нуждается в длительном освоении, если времени не хватает, дается дополнительное;
  • думай о сегодняшнем дне: решающее значение имеет происходящее сейчас, от того, принять или нет рюмку, зависят последующие дни;
  • прежде помни о главном: в процессе выздоровления трезвость остается приоритетом, другие проблемы отходят на второй план;
  • результат приходит во время действия: только работая, можно достичь чего-либо;
  • один не сможешь — сможете вместе: не следует думать о том, что выздороветь не получится, при необходимости поддержка будет оказана со стороны;
  • принятое решение исполни: не нужно отступать или тянуть с действиями, страх мешает выздоровлению.

Программа 12 шагов для алкоголиков

Применяемые лозунги в идеале должны стать жизненными установками и в дальнейшем защищать человека от соблазнов и слабостей.

Преимущества и недостатки программы

Современный подход к лечению алкоголизма по программе «12 шагов» допускает участие в ней в качестве наставников профессиональных психологов или психиатров для повышения эффективности результатов. Принцип работы системы был перенят многими медицинскими центрами, в том числе для реабилитации людей с наркотической и другими видами зависимостей.

В условиях, предлагаемых клиниками, люди проходят реабилитацию и ресоциализацию под наблюдением специалистов. В процессе лечения, прохождения курсов психотерапии зависимые не выключаются из активной жизни, посещают совместные мероприятия, играют, занимаются спортом. Длительность курса в целом может составлять до 12 месяцев.

Родственники и члены семей алкоголиков также имеют возможность получить психологическую помощь в клиниках и научиться поддерживать близких людей после прохождения курса.


Программа 12 шагов для алкоголиков

Нареканий на программу «12 шагов» от алкоголизма немало. Основные аргументы противников — указания на ее религиозную и даже сектантскую направленность. Причина — использование принципов обращения за помощью к Богу или другим высшим силам, не всегда определимым. Действительно, система была разработана протестантами и изначально предназначалась для исцеления верующих и для возвращения в лоно церкви. Но достигнутые успехи и практика показали, что источником высших сил для человека может быть коллектив, природа, космос, подсознание, память предков. Упоминание Бога на занятиях стало нежелательным, так как мировоззрения участников различны.

Обвинения системы в сектанстве также безосновательны. Человеческая жизнь после прохождения этапов излечения не становится регламентированной и ограниченной, сохраняя полную свободу сознания и волеизъявления. На занятиях, беседах и тренингах больные учатся преодолевать слабости и пороки, чувствовать ценность собственной жизни — не отделяются от социума, а возвращаются в него.

Однако, несмотря на доказанную эффективность, преодолеть алкоголизм программа помогает не всем. На результат влияет как внутренняя мотивация, характер, особенности здоровья, так и внешние обстоятельства. Сбой может вызвать личностное неприятие принципов программы. В подобных случаях человек не исцеляется, а впадает в депрессивное состояние. Метод «12 шагов» является лишь одним из многочисленных инструментов избавления от тяжелой психической зависимости. Исходя из особенностей каждого случая врачи могут рекомендовать более подходящий способ психотерапии.


Источник: MedExpert.guru

 Программа «12 шагов»

Некоторые психотерапевтические методики, например, программа «12 шагов», которые можно обозначить, как «социально-психологическую модель» реабилитации химически зависимых лиц, делают акцент именно на этом аспекте терапии.

Ряд социально ориентированных некоммерческих организаций реализуют стационарные реабилитационные программы с последующим постреабилитационным амбулаторным сопровождением в рамках так называемой «Миннесотской модели», совмещающей программу «12 шагов» и опыт деятельности терапевтических сообществ.

Работа в группах проходит по так называемой программе «12 шагов». Каждый шаг – это принцип, с которым наркоман должен согласиться и начать исполнять его на практике. Принципы не умозрительные, а отражают конкретный путь к выздоровлению основателей программы «Анонимные Алкоголики», впоследствии разделившейся и создавшей подразделения «Анонимные Наркоманы», «Анонимные Игроманы», «Анонимные Сексоголики» и т.п. Подготовлены письменные рекомендации по практическому осуществлению этих принципов в жизни. Собрание может проводить любой участник группы. Обычно это тот, у которого больше срок трезвости. Новички выбирают себе «спонсоров» – наставников, которые делятся с ними своим собственным опытом выздоровления. Система очень напоминает местами христианскую, но крайне выхолощенную и упрощенную до вульгаризмов.


В 1949 году методология «Анонимных Алкоголиков», базирующаяся на программе «12 шагов» впервые положена в основу стационарной модели организации лечебного процесса с больными алкоголизмом, названной (по месту нахождения клиники «Хазелден») Миннесотской. В последующем эта модель в различных модификациях получила распространение в США, а затем и во всем мире. В России по данным 2008 года функционировало более 100 реабилитационных учреждений, использующих в своей работе опыт программы «12 шагов». В настоящее время их, как минимум, на порядок больше. Чисто «12-тишаговых», либо смешанного типа, либо скрывающих под данным наименованием представителей новых религиозных движений. Полностью или частично программа «12 шагов» используется в стационарных и амбулаторных в лечебно-реабилитационных программах практически во всех российских городах-миллионниках и ряде городов поменьше.

Суть программы заключается в углубленном осознании себя и самоконтроле через когнитивные и волевые структуры. Программа состоит из двенадцати шагов, каждый из которых имеет наибольшую значимость (по мнению авторов) в определенный период ремиссии.
рвый шаг программы – признание своей проблемы и бессилия самостоятельно решить ее. Второй шаг – признание существования «Высшей Силы», способной помочь преодолеть проблему. Третий шаг – переоценка и принятие своего жизненного опыта. Четвертый шаг предполагает признание своих заблуждений и покаяние перед «Высшей силой», «Богом, как мы его понимаем». Пятый – сознательная подготовка к изменению своей жизни. Шестой – формирование и развитие смирения перед «Высшей Силой» (авторы подчеркивают, что смирение при этом не равносильно чувству униженности). Седьмой шаг – составление списка людей, которым было причинено зло и формирование готовности действием исправить свои негативные поступки. Девятый шаг – личное возмещение причиненного ущерба. Десятый шаг – углубление самоанализа. Одиннадцатый шаг – углубление взаимоотношений с Богом, посредством молитвы. Двенадцатый шаг – помощь другим зависимым и нуждающимся людям.

Существенны в психотерапевтическом отношении (не затрагивая духовный компонент, который обсудим чуть позже) несколько обстоятельств, на которые, как на положительные качества программы «12 шагов» указывал ряд зарубежных исследователей. Не можем не упомянуть о них и мы.

Во-первых, программа само- и взаимокоррекции принимает ко вниманию специфические особенности психологического статуса лиц с наркотической зависимостью, достаточно легко принимается ими (прим. авт. – если это люди не из религиозных семей или лица с выраженными психическими расстройствами после приема современных синтетических наркотиков), интегрируясь с другими видами терапии.

Во-вторых, по мнению ряда зарубежных авторов, эта программа базируется на апелляции к высшим духовным ценностям (прим. авт. – в понимании духовности зарубежных авторов) пациента и активизирует их. Пациенты при этом получают дополнительные силы и энергию для борьбы со своим заболеванием.

Здесь следует сделать ремарку, отметив, что «концепция алкоголизма как болезни» была создана в США и активно пролоббирована одним конкретным лицом, филантропом Р. Бринкли Смитерсом, как пишут некоторые американские издания, «из числа потенциальных алкоголиков», лишь в середине прошлого века. Ее автором стал физиолог Элвин Мортон Джеллинек (1890-1963), употребивший впервые это понятие в 1960 году в одном из своих исследований . Его теория о том, что алкоголизм является болезнью, еще с того времени вызывает много споров среди исследователей, часть работ которых мы приводив в данной работе. Спорность данного утверждения подтверждается и на практике, которая будет описана далее. Следует отметить, что в 50-е годы прошлого века Э.М. Джелинек работал в качестве консультанта в подкомитете по вопросам алкоголизма Комитета по охране психического здоровья Всемирной организации здравоохранения в Женеве и именно через свои каналы, используя ресурсы Р.Б. Смитерса, он добился там признания своей концепции. Достаточно отметить, что Смитерсом было пожертвовано только на антиалкогольную программу более 40 млн. долл. США. После оказания материальной поддержки Национальному совету по алкоголизму в размере 8,7 млн. долл. США Смитерс в 1954 году становится одним из его директоров и остается им вплоть до своей смерти в 1994 году. С 1958 г. по 1965 г. он является его председателем Национального совета по алкоголизму. Р. Бринкли Смитерсу удается пролоббировать среди медицинских чиновников концепцию алкоголизма как болезни с целью обеспечения выплат клиентам лечебных центров (в нашем понимании – наркологических клиник) по карточкам медицинского страхования, поскольку после включения алкоголизма в перечень заболеваний он стал страховым случаем, подлежащим оплате больничных листов и всех связанных с этим медицинских и социальных услуг. Интерес частных медицинских компаний в принятии такого решения очевиден. При этом степень полноценности научного обоснования данного решения постоянно подвергается сомнению экспертами во всех развитых странах мира. До России в силу слабого профессионального уровня наркологических кадров и высокого уровня лоббизма данной концепции их голоса практически не доносятся. Результаты ряда исследований мы приведем ниже.

Такой методологический подход не оправдал себя. Об этом мы можем судить, исходя из анализа результатов терапии алкоголизма и наркомании: за полтора столетия эффективность его лечения продолжала оставаться крайне низкой. Любой статистический справочник сообщит читателю, что медикаментозное лечение дает эффект от 2-х до 10% ремиссий от общего числа пролеченных лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманиями, максимум. И эти цифры в российских условиях признать статистически достоверными не представляется возможным.

Как бы то ни было, в России реабилитационные центры, функционирующее по типу «Миннесотской модели», существуют практически во всех крупных и средних по численности населения населенных пунктах. В настоящее время чаще всего в реабилитационных программах для зависимых лиц с «12 шагами» сочетаются такие психотерапевтические методики, как бихевиоральная (поведенческая) психотерапия, когнитивная терапия, рационально-эмотивная терапия, гештальт-терапия, ролевые игры и элементы психодрамы, некоторые виды аналитической терапии.

Согласно исследованиям, проведенным Американской психиатрической ассоциацией, так называемая «Модель штата Миннесота», или «Миннесотская модель» –программа, базирующаяся на идеологии «12 шагов», а также по некоторым данным российских исследователей 1990-2000-х годов, в мире использовалась в 70-80% реабилитационных учреждений. Остальную часть занимают терапевтические сообщества, не принимающие методологию данной программы.

В зарубежной научной литературе описано сравнительное исследование индивидов в ремиссии, прошедших курс только психотерапии, либо психотерапии и «12-тишаговой» программы, которое показало большую устойчивость последней группы, а также более успешные показатели по эмоциональным и личностным характеристикам у представителей групп, прошедших программу «12 шагов» в сравнении с группой с обычной психотерапией, без проведения программной работы. Участие в «12-тишаговой» программе, помимо психотерапевтического воздействия, позволило добиться более высоких результатов в отношении осмысленности терапевтического процесса. Также участники этих программ имели более низкие показатели тревоги, депрессии и враждебности, чем те из индивидов в ремиссии, кто прошел только психотерапевтическую реабилитацию без посещения групп по программе «12 шагов». При этом, что важно отметить, при проведении данного исследования, отсутствовала контрольная группа, участвовавшая в иной психотерапевтической реабилитационной программе, исключающей применение идеологии «12 шагов» и связанные с ней психотехнические приемы, что не позволяет считать данную работу демонстрирующей преимущества перед иными реабилитационными программами.

В то же время исследователи из США C. Mutton, H. Ross (2001) по результатам своего исследования опубликовали статью, в которой сообщили, что, поскольку личностная идентичность конструируется через призму оценок тех людей, которые находятся в социальном пространстве индивида, группы типа «Анонимные Наркоманы» и «Анонимные Алкоголики» создают для участников этих программ новую символическую структуру, через призму которой они могут подвергаться драматическим личностным трансформациям. В другом исследовании S. Peele (1989) и коллеги доказали, что такие группы могут быть малоэффективными в преодолении аддиктивного (зависимого) поведения, поскольку обращаются к идее пожизненной аддикции, считая себя до конца своих дней неизлечимо больными. Такая жесткая установка, как показало другое исследование, приводит к конструированию неблагоприятной с точки зрения вероятности возникновения рецидива аддиктивной личностной идентичности, что наиболее вероятно приведет к рецидиву алкоголизма или наркомании.

  1. Chen (2007) обнаружил, что большинство тех индивидов в ремиссии, кто не участвовал в формальных группах (типа «Анонимные Наркоманы», «АН»), не идентифицировали себя в качестве зависимых людей, также как и выздоравливающих. Участники исследования определяли свою актуальную личностную идентичность в терминах семейных и профессиональных ролей.

Другие исследователи считают, что аддикция является в основном функцией индивидуально избранных привязанностей, заменяющих Бога. Следовательно, зависимость может быть излечена посредством заполнения пустоты, при котором ослабляются поддельные привязанности, позволяющее погрузиться в отношения любви к Богу. По мнению авторов исследования, большинство зависимых людей может воздерживаться от употребления психоактивных веществ самостоятельно, хотя это противоречит распространенному убеждению, что аддикция может быть излечена только извне.

Значение понятия «аддикция» заключается в том, что сформированные убеждения постепенно становятся привычкой, которую все труднее преодолеть. Наркозависимые говорят «да» в пользу удовольствия, и когда они делают это слишком часто, это постепенно становится навязчивой привычкой. При этом абстинентный синдром становится выбором, который они по сути уже не делают. Описаны наблюдения, есть они и в нашей практике, встречаются и у зарубежных авторов, согласно которым часть зависимых людей смогла выйти из порочного круга зависимости, просто сказав ей «нет». Здесь следует признать, что с появлением на наркорынке новых видов высокотоксичных синтетических наркотиков, число таковых резко сократилось. При этом многие исследователи и практики утверждают, подтверждают этот факт и авторы данной работы, что программа «12 шагов» поддерживает образ жертвы у зависимых лиц, укрепляет в них чувство бессилия и ощущения себя тяжко и неизлечимо больными, что значительным образом осложняет выход из этого самого порочного круга.

H.L. Surratt (2005) изучала изменение идентичности женщин, проходивших реабилитацию вместе со своими детьми. Исследование было направлено на изучение активного преодоления авторитарного подхода в лечении, утверждающего, что наркотическая зависимость – это болезнь, и процессов, посредством которых они принимали, сопротивлялись или отвергали аддиктивную идентичность. Результаты показали более высокую успешность в конструировании положительной идентичности у женщин, проходивших реабилитацию вместе со своими детьми, чем без них, при этом их позиция по отношению к девиантной идентичности была расценена как ее отвержение и принятие в качестве основной личностной идентичности родительской роли.

В целом можно отметить критическую позицию достаточно большого количества современных авторов в европейской и американской научной литературе по отношению к «12-тишаговой» программе и рост интереса к проблемам духовности в процессе ремиссии наркозависимых. Кроме того, отсутствуют конкретные данные, подтверждающие более высокую эффективность данной методики по сравнению с другими подходами к терапии больных алкоголизмом и наркоманией.

В то же время ряд американских активистов, исследователей, общественников уже не один десяток лет задают вопрос, что же это за явление – группы «Анонимные Алкоголики/Наркоманы – религиозный культ, подмена христианства или лечебно-реабилитационная технология обретения трезвости? В частности, в 1998 году США вышла книга Ч. Буфа с одноименным названием «Alcoholics Anonymous: Cult or Cure?» («Анонимные Алкоголики – культ или лечение?» [128]. «12 шагов к другому Евангелию?», «Доктор Боб Смит: «Христианский «корень» AA?», «AA: христианские или оккультные Корни?», «Зависим от движения «выздоровления»?» – такими вопросами пестрит один из самых крупных в Северной Америке форум, посвященный различным деструктивным психокультам современности http://www.psychoheresy-aware.org. И дискуссии на них происходят острые и, соответственно, актуальные, как мы видим, не только для России. «Анонимные Алкоголики: конечно, это – секта!» – под таким заголовком в американском научном журнале «Журнал рационального выздоровления» («The Journal of Rational Recovery») в 1997 году вышли две части статьи автора Джека Тримпи. Они были переведены на русский язык и опубликованы и в русскоязычном сегменте интернета, вызвав бурную полемику в среде специалистов, работающих с химически зависимыми лицами. Апофеоз программы, то есть, «12-й шаг» – «Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы старались нести весть об этом другим наркоманам и применять эти принципы во всех наших делах» – по сути, и является ее смыслом и целью: умножать саму программу. Соответственно, средства, организации, людей, души… Безусловно, вопрос до сих пор остается актуальным и требует более детального анализа, чем был проведен ранее.

Критическая научная оценка результатов деятельности российских подразделений международного сообщества «Анонимные Алкоголики» / «Анонимные Наркоманы», функционирующего в соответствии с программой «12 шагов» дана в вышеупомянутом исследовании Т.Б. Дмитриевой и А.Л. Игонина (2006), где представлен краткий анализ полученных в результате опроса специалистов-наркологов из различных регионов России данных, а также личных наблюдений авторов. Экспертное заключение таково: «Хотя в программе и говорится, что она подходит для человека, исповедующего любую религию (Бог такой, «как мы его понимаем»), идеология данного движения все же основывается на западной ветви христианства – протестантизме. Поэтому деятельность ячеек общества АА и АН проникнута духом так называемой протестантской этики с ее рационализмом, индивидуализмом (несмотря на декларации о взаимопомощи), даже соперничеством, скептическим отношением к авторитетам, стремлением во всем полагаться на свои собственные силы, культом материальных ценностей и другими известными качествами. Наш человек более эмоционален, открыт, доверчив, альтруистичен. Кроме того, он больше ориентируется на авторитеты, нуждается в опеке, духовном наставничестве, ищет одобрения членов сообщества… Как показывает опыт, большинство из вновь организованных ячеек обществ АА и АН быстро прекращает свое существование. Есть, конечно, отдельные примеры их длительного функционирования. В таких случаях лидер группы, как правило врач-психотерапевт, удерживает объединение пациентов от распада. Но при этом религиозная идеология двенадцатишаговой программы выхолащивается, а сообщества становятся устойчивыми терапевтическими группами». Таким образом, помимо вопросов к низкой степенью вероятности эффективного соработничества программы с российской ментальностью, за счет чего сложно обеспечить успешный выход пациентов с низким числом рецидивов от общего числа выпускников на амбулаторный постреабилитационный этап в группы «АА» / «АН» после реабилитационных учреждений, работающих по «Миннесотской модели», авторы исследования убеждены в безусловной религиозности позиционирующей себя как сугубо светскую программы «12 шагов».

Именно в связи с этим в православном сообществе, в России, вопросов к данной технологии обретения трезвости и ее разновидностям по-прежнему несчетное количество. Несмотря на это, ежегодно, пользуясь неосведомленностью как специалистов-наркологов, психиатров, психологов, рядовых священнослужителей, мирян, так и священноначалия, продолжаются попытки внедрить в практику церковного душепопечения абсолютно ненужные Русской Православной Церкви и даже более того – как считают многие эксперты, опасные для нашего социума технологии, что подтверждается и вышеуказанными исследованиями. Есть и более свежие наблюдения. Они нашли отражение в Резолюции участников Круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма в Русской Православной Церкви». Мероприятие прошло в стенах Национального научного центра наркологии 15 декабря 2007 года и по итогам обсуждения в том числе и этой, чрезвычайно актуальной и по сей день темы – внедрения в практику церковного душепопечения данной чужеродной и, как показывает практика, неподходящей для русской ментальности технологии обретения трезвости программы, был подготовлен и направлен на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II данный документ.

Следуя высказанному в интервью Святейшего от 3 февраля 2007 года после Круглого стола в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи на тему «Православная церковь и программа “12 шагов”. Опыт Данилова монастыря», опубликованному в «Журнале Московской патриархии», пожеланию: «опыт, накопленный в Сообществах “Анонимных алкоголиков” и “Анонимных наркоманов”, не должен быть проигнорирован в России – напротив, он должен стать предметом пристального изучения», такая экспертная работа была проведена наиболее опытными в деле духовного окормления и реабилитации лиц с химической зависимостью священнослужителями РПЦ МП и помогающими им светскими специалистами в декабре 2007 года. Фрагмент части экспертного заключения, оформленной в итоговую резолюцию мероприятия: «Без нравственной оценки наших поступков не может быть должным образом изменено само поведение. Идеологи Программы «12 шагов» категорически отказываются признавать нравственную составляющую патологических пристрастий. О грехе ничего не сказано ни в одном шаге программы проведения терапевтических групп «АА/АН». В «12-ти шаговой программе» вообще отсутствует такое духовно-нравственное понятие как ГРЕХ, как не существует понятия о духовности, о Боге, о Христе, о Церкви. Таким образом, Программа «12 шагов» не знает Христа, а люди, проходящие в ней реабилитацию, не приходят к Нему и не живут Им. Тем не менее, среди членов общества «АА/АН» есть православные священники! Их статьи и откровения в специальной литературе этой организации чрезвычайно противоречивы. Например: «Человек может быть духовной личностью и для этого не обязательно ходить в церковь». Если внимательно рассмотреть основные программные тексты «12 шагов», то подлинная ее миссия выясняется очень скоро: отвлечь как можно больше людей от спасительного пути ко Христу. При окончательном оформлении Программы один из ее авторов Билл Уилсон, по его словам, «пошел на некоторый компромисс в формулировках, касающихся Бога». Из вышесказанного следует, что Программа «12 Шагов» строится не на живой связи со Христом Спасителем, а использует идею Бога лишь только как удобный инструмент для манипуляции сознанием своих клиентов. В таком случае «12-ти шаговая» Программа не имеет отношения не только к Православию, но и к христианству в целом. Не может быть христианства без Христа! Поэтому и вызывают, по меньшей мере, удивление упорные попытки внедрить «12-ти шаговую программу» в Русскую Православную Церковь в качестве дополнительной или даже основной методики реабилитации химически зависимых лиц. Есть еще одно положение Программы, с которым не может согласиться православный христианин. По мнению сторонников данного движения, «алкоголику может помочь только алкоголик, наркоману – только наркоман», и речь здесь не идет ни о медицинской поддержке, ни о духовно-нравственном восстановлении личности падшего человека через таинства Церкви. Вот почему такая разница в получаемых результатах между ней и православными методами реабилитации. Именно поэтому многие и многие православные священнослужители, а также миряне не принимают «АА/АН»». Более подробно духовно-нравственные аспекты разногласий программы «12 шагов» с классическим христианским, святоотеческим пониманием данной парадигмы наркологических расстройств мы разберем в продолжении данной работы.

28 января 2010 года в здании Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее – ФСКН России) в рамках XVIII Международных Рождественский образовательных чтений состоялась конференция «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения» (далее – конференция). Данное мероприятие было проведено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в результате достигнутого соглашения о его проведении при поддержке ФСКН России и Государственного антинаркотического комитета Российской Федерации (далее – ГАК) по итогам встречи председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, епископа Зарайского Меркурия и председателя ГАК, директора ФСКН России В.П. Иванова. В конференции приняли участие специалисты Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской Патриархии, ГАК и его территориальных подразделений, сотрудники центрального аппарата ФСКН России, священнослужители Русской Православной Церкви, представители общественности, реализующие профилактические и реабилитационные программы для лиц с зависимым поведением в различных регионах России, а так же различных служб и ведомств правительства г. Москвы и Российской Федерации. По вопросам оказания духовной, психологической и медицинской помощи в преодолении наркотической зависимости, пьянства и табакокурения, пострадавшим от сектантских технологий «трезвения», опытом делились священнослужители Русской Православной Церкви и помогающие им светские специалисты, занимающиеся проблемами социальной реабилитации лиц с зависимым поведением, а так же представители медицинских учреждений и содружественных Церкви организаций, занимающихся лечением, социальной реабилитацией и адаптацией лиц с указанными расстройствами.

Большинство выступающих докладчиков высказало озабоченность в связи с попытками внедрения в Русскую Православную Церковь программы профилактики зависимого поведения и реабилитации лиц с алкогольной и наркотической зависимостью «12 шагов», реализуемой в группах «Анонимные Наркоманы» («АН» или «NA»)», «Анонимные Алкоголики» («АА»). Многие докладчики отметили нецелесообразность внедрения в Церковь любых методик, содержащих в себе принципы и идеологию программы «12 шагов». Присутствующие на конференции специалисты отметили следующее: «В течение короткого времени участники программы «12 шагов» в группах «АН» и «АА» усваивают специфическую терминологию, начинают мыслить ее категориями и используют «12-тишаговую» лексику и фразеологию для манипулирования другими людьми. При этом в поведении реабилитируемого таким методом человека проявляется выраженное рассогласование между «правильными» программными высказываниями и реальными действиями, особенно по отношению к близким и родным. Это делает подобные группы если и не сектами, то, по крайней мере, сектоподобными образованиями». В связи с этим у участников конференции возник вопрос, раннее обсуждавшийся на подобных мероприятиях – нуждаются ли жители России в такой «духовности» или все же удастся с найти в себе силы жить во всех отношениях трезво и благочестиво, опираясь на богатые отечественные традиции и опыт Русской Православной Церкви, не поддаваясь ловким и лукавым манипуляциям тех, кто осознанно или неосознанно стремится лишить жителей России собственной идентификации? У большинства присутствующих на заседании церковных и светских специалистов вызвали сомнение заявления русскоязычных участников международного движения «Анонимные Алкоголики» и «Анонимные Наркоманы», нередко транслируемые через различные средства массовой информации и специализированные православные и медицинские печатные издания, свидетельствующие о высокой эффективности предлагаемой ими учреждениям Русской Православной Церкви методики. В частности, было сообщено о том, что в 2006 году в Европе организацией с высочайшей степень доверия со стороны международных научных институтов, «Кохрановское сотрудничество», проведено исследование, которое включало в себя обзор результатов восьми испытаний за период времени начиная с 1966 года. В него было вовлечено в общей сложности 3417 человек. Результаты общеевропейского научного обзора Кохрановского сотрудничества следующие: «Ни одно экспериментальное исследование однозначно не показало эффективность групп «Анонимные Алкоголики» или других «12-тишаговых» программ как варианта снижения алкогольной зависимости или проблем, связанных с ней» [134]. Тем не менее, лоббисты внедрения этой программы повсеместно, и в государственных наркологических учреждениях, в частных наркологических клиниках, учреждениях Русской Православной Церкви, предпочитают свидетельствовать совершенно об обратном.

Авторская группа:

 

  • Каклюгин Н.В. – кандидат медицинских наук, врач психиатр-нарколог, председатель регионального отделения ООО «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае;
  • Бельков С.Н. (протоиерей Сергий) – член Координационного совета при Координационном центре по противодействию наркомании Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московской Патриархии, руководитель сети противонаркотических центров Выборгской епархии «Обитель исцеления»;
  • Костюкова Т.А. – доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Томского государственного университета;
  • Григорян Н.А. – кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинской биологии и генетики Ростовского государственного медицинского университета;
  • Пучнин Д.С. (протоиерей Дионисий) – магистрант кафедры психологии Томского государственного университета; директор социально ориентированной автономной некоммерческой организации «Реабилитационный центр “Зеледеево”»;
  • Пащенко П.В. (иеромонах Прокопий) – насельник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

 

Источник: www.protivnarko.ru

12 шагов для алкоголиков подробно по шагам:

1. Первый шаг.

«Мы признали, что мы бессильны перед нашей зависимостью, признали, что наши жизни стали неуправляемы».

Начальный этап — это 80% успешной работы. Признание факта, что человек не может сам справиться с влечением к спиртному, становится  главной отправной точкой процесса исцеления. Собственный алкоголизм должен стать очевидным: так зависимый отказывается от привычных игр в «у меня всё нормально». Работа по первому шагу в  Центре реабилитации занимает большое количество времени.  В ходе нее алкоголик вспоминает и осознает о себе то, что хотел бы забыть. Когда человек, наконец-то, не готов видеть нелицеприятную правду, он получает мощный толчок для психологических изменений.

2. Второй шаг.

«Мы пришли к убеждению, что сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие».

Когда алкоголик приходит к принятию того, что он не способен справляться со своей болезнью, важным этапом является осознание наличия более могущественной силы по сравнению с ним, которая может помочь ему выздороветь. Для одних это божественная сила, для других это сила группы и людей, которые смогли побороть свой недуг.

Зависимый должен осознать, что нормальная здоровая жизнь возможна, что алкогольное безумие излечимо. На этом этапе появляется надежда на излечение. Пациент видит, что психологи и консультанты по реабилитации готовы сделать все возможное, чтобы помочь ему, а он признает, что помощь ему необходима.

3. Третий шаг. 

«Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Силе, как мы Её понимали».

12 шагов для алкоголиков не предполагает религиозных споров на тему понимания Бога и не проповедует какую-то религиозную доктрину. Каждый участник программы сам выбирает, что считать высшей силой. Самое главное в этом шаге — научиться идти навстречу помощи, начать позволять себе помогать. На третьем шаге человек учится в каждом моменте времени делать все зависящее от него, а остальное, то, на что он не может повлиять, отдавать на волю высшим силам.

12 шагов для алкоголиков еще на первых трех шагах дает ошеломляющий результат. Как правило, качественное выполнение трех первых шагов уже позволяет оставаться в трезвом состоянии. Программа не делает из трезвости идею-фикс, а позволяет выстроить жизнь так, чтобы спиртное было просто не нужно. Главное условие — честно и мужественно посмотреть в глаза собственной жизни.

4. Четвертый шаг. 

«Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения».

На этом этапе предполагается глубокая работа с собой. В классическом виде пациент начинает вспоминать и анализировать все накопившиеся травмы, обиды, страхи, комплексы, нарушения, саморазрушительные мотивы. Он знакомится с теневой частью своей личности, которую он долго не хотел видеть и о которой не знает никто. Происходит  выход самых разных сложных эмоций и чувств. Раньше для совладаниями с эмоциями пациенту приходилось использовать алкоголь, что и привело его в болезнь.

5. Пятый шаг. 

«Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений».

Это очень трудный, но необходимый шаг в реабилитации, в ходе которого зависимый должен рассказать кому-либо обо всем, что было исследовано на этапе выполнения 4 шага.

Если использовать образ, то на четвертом шаге человек делает опись всех неисправностей и недостатков дома: где-то протекает крыша, завелись мыши, а где-то облупилась штукатурка, отклеился паркет или не работает кран. На пятом шаге в дом приглашается другой человек и больной признает все поломки уже перед ним.

Лечение алкоголизма по программе 12 шагов на этом этапе дает сильное ослабление физической тяги к спиртному. Человек начинает воспринимать собственную жизнь как дом, в котором можно и нужно жить, осознает необходимость заботы о жизни.

Появляются первые признаки доверия и открытости к другим людям.

После пятого шага важно продолжать движение к излечению и не останавливаться, чему способствует атмосфера в реабилитационном центре.

6. Шестой шаг. 

«Мы полностью подготовились к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера».

На этом этапе человек берет на себя ответственность за исправление своих недостатков.

Он начинает хорошо видеть, как привычки и потворство отрицательным сторонам привело его к плачевному состоянию. Появляется готовность расстаться со многими качествами, которые раньше могли приносить очевидные выигрыши в «алкогольной игре».

7. Седьмой шаг. 

«Мы смиренно просили Силу избавить нас от наших недостатков».

Зависимый полагается в своих духовных трудах на высшую силу и готов принять эту помощь. Важную роль начинает играть осознанность, которая была наработана на предыдущих шагах.

Программа реабилитации алкоголиков 12 шагов помогает человеку выбрать новые правила жизни, увидеть для себя новые ценности.

8. Восьмой шаг. 

«Мы составили список всех тех людей, которым мы причинили зло, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб».

Воспоминания и сожаление о неэтичных поступках, обидах и насилии, причиенных другим людям возвращает алкоголика к контакту с собственной душой. На этом этапе реабилитации может появиться желание возобновить старые связи с любящими людьми и друзьями, которые были утеряны из-за пагубного пристрастия.

9. Девятый шаг. 

«Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому».

Больной может приносить извинения, чинить вещи, которые сломал, возвращать взятое, отдавать долги и делает это с соблюдением этических законов. Теперь у него уже нет страха смотреть в глаза старым знакомым, соседям, которым он мешал. Он начинает общаться с родственниками. Трогательные воссоединения, восстановление утраченного доверия возвращают зависимого к нормальной человеческой жизни.

10. Десятый шаг. 

«Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это».

Зависимый проводит практику анализа собственных действий, мыслей и эмоций ежедневно. Важную роль здесь играет постоянное осознание глубинных мотивов собственных действий. У него все меньше желания делать что-либо из страха, злости и обиды. Замкнутый круг зависимости разрывается благодаря честному ежедневному разговору с самим собой.

11. Одиннадцатый шаг. 

«Путем размышлений мы старались улучшить свой осознанный контакт с Силой, как мы Её понимали, и подчиниться ей»

На этом этапе способно приобщить человека к мировой духовной культуре. Из пациентов реабилитационного центра не может получиться религиозный фанатик, ведь они хорошо умеют разбираться в добре и зле, отличать пользу от вреда не только теоретически, но и на живом собственном опыте.

12. Двенадцатый шаг. 

«Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы стремились нести весть об этом другим зависимым и применять эти принципы во всех наших делах».

На этом этапе человек бывает готов поделиться своим опытом с другими. Его отношения с людьми становятся открытыми и честными. Он имеет близких друзей, новые увлечения и цели, смело и с надеждой смотрит в будущее.

В реабилитационном центре при работе с зависимыми важную роль играет и работа с их родными и близкими. 12 шаговая программа для алкоголиков становится актуальной для членов семей алкоголиков. В результате целенаправленных психологических мероприятий оздоравливается не только сам зависимый, но и его окружение.

Источник: alkogolizm.lechim-zavisimost.com

В чем специфика метода?

Программа 12 шагов помогает зависимому осознать саму суть проблемы, найти ее источник, а затем вновь обрести смысл существования. В человеке пробуждается совесть, открываются возможности к самоанализу, начинается непрерывный духовный рост.

Программа нередко применяется в наркологических центрах. Членами группы являются и те, кто только начинает работу со своей зависимостью, и люди, которые уже излечились. Новички, попавшие в группу, становятся полноправными ее членами не сразу. Они посещают несколько занятий, получают полное представление о программе, а также принципе ее действия, и только после этого принимают осознанное решение: хотят ли они воспользоваться методом или нет.

У каждого новичка есть свой «спонсор», это его проводник в программе, тот, к кому он может обратиться за помощью и ответами на вопросы. Спонсорами становятся только те из участников, которые сами прошли через все 12 шагов и уже больше года сохраняют трезвость и чистоту.

Программа нацелена на то, чтобы помочь зависимому осознать, что он болен, принять поражение и обратиться за поддержкой и помощью. «12 шагов» помогают найти путь духовного развития, измениться и обрести здоровую и счастливую жизнь, в которой нет места зависимости.

История программы

Отцом-основателем программы считается бывший биржевой брокер Билл Уилсон. Билл был закоренелым алкоголиком. Он четырежды попадал в клинику, где проходил лечение, но вскоре вновь возвращался к употреблению алкоголя. Его лечащий врач однажды сказал его жене, что Билл безнадежен, и такие алкоголики, как он не выздоравливают. Билла ждало незавидное будущее: отек мозга, болезнь печени и смерть.

К Биллу регулярно заходил его товарищ Эдвин — бывший алкоголик, который смог завязать. Он убеждал Билла, что для начала тот должен признать свое поражение и свое абсолютное бессилие перед алкоголизмом, обрести веру в некую Высшую Силу и после этого начать свой путь к выздоровлению. Воодушевленный переживаниями Эдвина и его успехами, Билл вступил в «Оксфордскую группу». Позже принципы этой группы станут основой для будущей программы 12 шагов. Участие в движении позволило Биллу постепенно наладить жизнь, он нашел интересную работу, уже полгода не употреблял алкоголь, но однажды у него едва не произошел срыв. Когда Билл понял, что еще немного и весь прогресс, которого он достиг, сойдет на нет, он решил, что ему может помочь общение с кем-то, кто поймет его проблему. Соратница по «Оксфордской группе» свела его с алкоголиком по имени Боб.

Программа 12 шагов

Эта странная встреча стала тем днем, когда и зародились знаменитые 12 шагов. Билл и Боб разговаривали практически 7 часов, в этот самый день Билл решил упорядочить принципы работы с зависимостями. Текст программы был написан в 1938 году, примерно в те же годы Билл собрал вокруг себя общество Анонимных Алкоголиков. Общество имело огромный успех и к 1995 году количество его членов увеличилось до двух миллионов.

Как следует понимать идею Высшей Силы?

Одной из важных идей методики стала идея Высшей Силы, как чего-то нематериального, но разумного, что управляет жизнью. Стоит учитывать то, что 12 шагов не является религиозной программой, а Высшую Силу не следует воспринимать в религиозном смысле. Это идеальный образ, к которому человеку следует стремиться в процессе реабилитации. Каждый понимает ее по-своему. Высшая Сила не имеет имени, это не Бог, не Будда и не Аллах.

Идея Высшей силы состоит в том, что человек не имеет власти даже над своей собственной жизнью. Он не может увидеть ни свое, ни чужое будущее, во многих ситуациях он даже не может повлиять на ход событий. Высшая Сила из 12 шагов — это нечто сравнимое с личным Богом, ангелом хранителем, у которого есть планы на своего подопечного, но самому подопечному они неведомы. Высшая Сила — это барьер между человеком и хаотичным непредсказуемым будущим и этот барьер не бездушен, он заботится о человеке.

Зависимый должен признать, что он выполняет не то, чего требует его воля, а то, чего требует воля Высшей силы, ведь гордыня и эгоцентризм становятся одним из важнейших факторов, способствующих развитию зависимости. Вера в Высшую Силу помогает принять естественный ход событий и излечиться.

Что означает каждый шаг?

Каждый из шагов программы имеет свое значение. Переход на следующий этап осуществляется, когда зависимый полностью освоил предыдущий.

Первый. Признание бессилия перед лицом зависимости и потери самоконтроля.

Этот шаг сделать сложнее всего, он станет точкой, с которой начнется новая жизнь. Нужно иметь особую храбрость, чтобы признать свое поражение. Решение перейти к трезвости значит, что зависимый готов принять ответственность за своих близких: детей, супруга, родственников, и за самого себя. Резиденту реабилитационного центра предстоит признать, что его действия разрушительны, и разрушает он не только свою жизнь, но также судьбы самых дорогих людей.

Второй. Признание существования Высшей Силы и вера в то, что она поможет вернуться к нормальной жизни.

Человеку предстоит обрести веру в то, что он сможет преодолеть свою зависимость, сможет чувствовать счастье, не изменяя при этом сознание веществами. Человеку предстоит поверить, что существует Высшая Сила, которая окажет ему такую необходимую помощь на этом сложном пути.

программа 12 шагов

Третий. Осознанное принятие решения подчинить свою волю Высшей Силе, ведь она действует только во благо.

Зависимому предстоит справиться со своим упрямством и эгоизмом, перестать уходить в себя, перестать сожалеть о прошлом и не сбывшемся, научиться радоваться тому, что он имеет. Ему предстоит принять твердое решение избавиться от зависимости, и это решение должно быть принято и разумом, и сердцем.

Четвертый. Самоанализ, нравственная оценка своих действий.

Резиденту нужно беспристрастно оценить себя и осознать, что же он из себя представляет на самом деле, честно признать мотивы своих действий, снять слой за слоем эгоизм и обиды и найти под ними настоящего себя. Зависимый должен понять, что вызывает у него раздражение, и чего он в действительности ждет от мира.

Пятый. Признание своих заблуждений и ошибок перед другим человеком.

Теперь член программы должен представить плоды своего самоанализа другому (спонсору). Исповедь требует большого мужества от резидента, и большой ответственности от спонсора, которому предстоит выслушать, и помочь подопечному советом.

Шестой. Принятие готовности к избавлению от зависимости.

Человеку предстоит увидеть и осознать, что зависимость стала преградой, отделяющей его от здоровой жизни, он должен примириться с собой, осознать свои недостатки и увидеть путь к выздоровлению.

Седьмой. Обращение за помощью к Высшей силе.

Этот этап — время изменения привычек и обретения положительного опыты. После того, как зависимый осознал свое бессилие, он обретает желание действовать и преодолевать зависимость, он открывается к новой жизни, ощущает готовность принять ее новые правила и полностью отказаться от алкоголя и наркотиков.

программа 12 шагов

Восьмой. Составление списка людей, которым зависимый нанес вред и составление плана действий по искуплению своей вины.

Этот шаг позволит зависимому избавиться от вины, которая навалилась на него в тот момент, когда он встал на верный путь. Он должен вспомнить всех, кому причинил какой-либо вред, и покаяться перед ними. Участник программы 12 шагов должен быть готов смиренно принимать упреки и выслушивать злобные речи в свой адрес, но это единственная возможность получить такое необходимое для дальнейшего выздоровления прощение.

Девятый. Искупление вины перед близкими.

На этом этапе зависимый принимает ответственность, старается наладить социальные связи и компенсировать нанесенный самыми близкими людям вред. Возмещается не только материальный, но и моральный ущерб. Это сложный этап, поэтому спонсор помогает своему подопечному.

Десятый. Признание ошибок и превращение разрушительной силы в созидательную.

Резиденту предстоит получить необходимые навыки самоконтроля, научиться избегать срывов, анализировать свои действия. Также человек должен научиться строить и поддерживать прочные социальные связи.

Одиннадцатый шаг. Осмысление и доверие к Высшей силе, совершенствование себя.

Этот этап знаменует поиск способностей и талантов человека. Внутренний мир участника программы находится только в процессе становления, но он развивается. Ложные привязанности исчезают, навыки самоанализа укрепляются, наступает умиротворение.

Двенадцатый. Желание поделиться своими знаниями и помочь другим

Завершающий шаг — это возможность разделить со всем миром радость свободы от зависимости. За время программы в человеке произошли огромные изменения — некогда озлобленный и обиженный наркоман/алкоголик перевоплотился в здоровую полноценную личность и свободного человека, который готов развиваться и строить гармоничные отношения.

программа 12 шагов

Почему программа 12 шагов так эффективна?

Программу хвалят и люди, уже прошедшие ее с успехом, и только встающие на путь выздоровления зависимые. Членам программы импонирует осознание того, что их действия — их свободный выбор, программа не подразумевает ограничения, не ставит рамки, она лишь помогает человеку осознать себя и свою проблему и указывает путь к здоровой жизни. В программе нет раздражающего и угнетающего подчинения авторитету, нет диктатуры, каждый из членов терапевтического сообщества равноценен, каждый готов предоставить добровольную помощь.

Программа дает такое необходимое объяснение того, как жить без веществ, изменяющих сознание. Она шаг за шагом помогает человеку вновь открыть самого себя, вернуть утраченные перспективы и возможности, близких людей и любимую работу.

Источник: narko-kliniki.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector